Вероятно, каждому человеку, хоть раз соблюдавшему Великий пост, в той или иной мере знакомы чувства обновления, очищения и переосмысления, приобретаемые за семь недель телесного и духовного воздержания. Однако зачастую по прошествии семи недель поста человек возвращается к своей обыкновенной жизни совсем не изменившимся. Вновь затягивает быт, суета и суматоха повседневности, человек машинально возобновляет свои вредные привычки, в который раз проявляет раздражительность и нетерпеливость… В итоге каждый снова приходит к тому, от чего пытался убежать. Тогда возникает вопрос: «А был ли пост?» И если был, что он изменил? Как не растерять того сокровенного, что обретается нами в ходе поста? Как сохранить духовные смыслы в жизни после его окончания? Но главное – где найти уставшему постом человеку силы на пасхальную радость? Как перестроиться после 48 дней воздержания на 40 дней пасхальной радости?

За советом о правильном завершении главной православной аскезы мы обратились к отцу Алексею Борискину, священнику, кандидату медицинских наук, руководителю общества православных врачей Великого Новгорода.

jMU9Iz3LH1gЯ думаю, если человек постится осознанно, это в любом случае не останется бесплодным. Каждый год во время поста приобретается новый опыт. Порой, выходя из поста, мы возвращаемся в нашу обычную жизнь, и все итоги быстро забываются. Но все равно остается сладкое воспоминание о той радости, той сопричастности Церкви, которая вся в эти дни постилась. И радость пасхальная еще и в том, что ты чувствуешь эту сопричастность Церкви – не только земной, но и небесной. В этом, мне кажется, большой праздник и радость: мы постимся все вместе. В другие посты в силу разных причин мы можем быть не так едины, как в Великий пост. Он очень объединяет православных христиан. Думаю, человеку важно помнить, что он не один, что все мы – Церковь, мы вместе. Где двое или трое собраны вместе во имя Христа, там сам Христос. Пост – это опыт единства Церкви. И этот опыт всегда положителен.

Индивидуально каждый сам смотрит – от чего он хочется отказаться в пост. Не обязательно это должна быть пища. Кто-то берет на себя ограничения, кто-то – труды: с кем-то помириться, кому-то помочь чуть больше, чем обычно, попросить у кого-то прощения, на которое не находил сил в обычные дни. Итоги поста каждый подводит самостоятельно.

При этом пост показывает нам, что мы можем жить, не объедаясь мясом, без сигарет, без алкоголя, иных зависимостей. И если человек приобрел этот опыт в пост, и этот опыт человеку понравился, его вдохновил – желательно и дальше сохранять всестороннее трезвение. Не нужно возвращаться к тому, без чего можно обойтись.

Одновременно не стоит изначально воспринимать пост только как строгую, обременяющую диету и всестороннее ограничение. Часто бывает так, что радость Пасхи – мы воспринимаем, как духовную, а пост – только как физическое воздержание. Но и пост можно считать духовной радостью. Мы стараемся больше, чем обычно молиться, общаться с Богом, читать Евангелие, посещать службы, мы обновляемся духовно. И эту радость общения и обновления в полной мере мы ощущаем именно в Пасху. Ведь пост помогает человеку духовно собраться и подняться над житейскими заботами. Если мы будем понимать пост именно так, то и на пасхальную радость всегда найдем силы.

Фото Владимира Ештокина
Фото Владимира Ештокина

А как врач, я бы еще рекомендовал не перегружать свой организм пасхальным разговением. Совет из личной практики – не объедаться яйцами. Если человек долго не ел ничего скоромного, возвращаясь к полноценному питанию, он оказывает большую нагрузку на кишечник, на печень, на желчный пузырь. Могут возникать и колики, и прочие заболевания, вплоть до заворот кишок, как его в народе называют. Нужно потихоньку кушать то, что освещается традиционно на пасхальной службе – яйца, куличи, пасхи творожные. К мясу возвращаться следует еще осторожнее. Из поста нужно выходить мягко. Конечно то, что окончание поста снимает ограничения с пищевого воздержания – для тела тоже радость. Главное, не делать из телесного угождения смысла. Если радоваться только тому, что наконец-то можем поесть, то можно пропустить основную радость души, которая воспряла, поднялась ввысь, глубже прикоснулась к Богу.

Хорошо бы не забывать о правильном отношении к еде не только постом – по Евангелию, пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него. И «не то оскверняет человека, что входит в уста, а то, что исходит из уст» (Мф. 15:11). Но, как говорит апостол Павел: «Попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим. 13:14). Нужно найти такую меру, когда пища не будет для нас роскошью, каким-то обжорством, пьянством. Пища – это лишь забота о плоти, способ поддержания сил. Главное, найти эту золотую середину. Поэтому православное отношение – разумное, без излишеств.

 

Подготовила Елизавета Иванчина

2
0
Сохранить
Поделиться: