Как помочь ребенку учиться
Как помочь ребенку учиться, давая ему свободу выбора и воспитывая в нем ответственность за результат и при этом не перехватывая у него инициативу и не отбивая желания получать знания? Своим мнением делятся психолог Юлия Орлова, педагог Наталья Давыдова и протоиерей Андрей Ефанов.
Как помочь ребенку хорошо учиться
Процесс подготовки к учебе начинается сейчас очень рано: в 3–4 года многие дети ходят в детский садик или посещают развивающие занятия, спортивные секции и творческие мастер-классы. В этом возрасте, когда все дети ведут себя как почемучки, важно поддерживать в ребенке жажду узнавания нового и давать ему возможность удовлетворять свое безудержное любопытство (в рамках разумного, конечно).
Человеку в 5–6 лет помогают учиться интерес и любопытство, но он все еще познает мир в игре. Он уже многое знает, начинает ходить на подготовительные занятия в школу. Но и в этом возрасте ребенок еще не может быть подолгу сосредоточен, внимателен и прилежен, и важно не забывать об этом, усаживая ребенка за парту.
Что нужно дошкольнику, чтобы хорошо учиться:
- Играть. Самому, со сверстниками, со взрослыми. В игры, которые придумал он сам, или в те, которые купили в красивой коробке. Фантазировать, придумывать, перевоплощаться.
- Читать книги. Сначала, конечно, книжки ему будут читать взрослые. А потом, когда ребенок станет постарше, он будет читать сам. Может быть, в семье возникнет традиция по вечерам читать вместе. И не просто читать, а обсуждать книги, размышлять над поступками героев и над тем, «как бы ты поступил на его месте».
Ребенок не хочет читать сам? Продолжайте читать ему вслух и не опускайте руки. Подпишитесь на журнал по той теме, которая ему интересна, и потихоньку, начиная с подписей под фотографиями и коротких новостей, самостоятельное чтение придет в жизнь вашего ребенка.
- Получать опыт и знания и применять их на практике. Для многих детей учеба и жизнь — это две параллельные вселенные. В силах взрослых, начиная с дошкольного возраста, показать детям, что все науки — это то, что нас окружает.
Вы печете пирог и у вас на ложке сода, которую вы будете «гасить» лимонным соком? Зовите детей и устраивайте мини-вулкан — это химия. Идете гулять? Включите навигатор в телефоне (или возьмите карту, если есть) следите за маршрутом и тем, как на карте отмечены река, лес, дом, — это география. Посадите лук или петрушку на подоконнике — биология.
- Быть уверенным, что учеба — это очень интересно. Это важно услышать от старших братьев и сестер, от родителей. Ни в коем случае не надо пугать школой: «Вот пойдешь в школу, там тобой, лентяем, займутся».
- Иметь уголок для учебы и творчества. Место, где в полном порядке лежат письменные принадлежности, стоят книги, энциклопедии (по возрасту), висят плакаты с буквами алфавита или постер с породами деревьев — все то, что располагает к учебе, заинтересовывает. То, что специалисты называют «образовательной развивающей средой».
При таком старте учеба в школе может стать продолжением уже сложившейся у ребенка модели познания мира. И здесь, конечно, на родителях лежит огромная ответственность за выбор учебного заведения. Не всегда легко, но все-таки можно найти школу, которая подойдет ребенку (учитывая его интересы, характер и темперамент) и устроит родителей по качеству образования и другим, важным именно для их семьи, параметрам. Если выбор удачный, то можно рассчитывать на хороший образовательный результат и счастливого и довольного ученика.
Школьнику, чтобы хорошо учиться, необходимы:
- Уверенность в себе. Она позволяет ребенку быстрее включаться в процесс познания, не терять упорства, верить, что «я смогу». Такой ученик скорее выберет сложную задачу и не побоится искать новые пути для ее решения.
По мнению психологов, у того, кто не верит в себя, остается слишком мало мотивации даже начинать действовать, не то что преодолевать трудности. Это может привести к тому, что интерес к учебе будет потерян.
Важно помнить, что уверенность в себе — это вовсе не врожденная особенность ребенка, ее можно развить.
- Цель. Разумный выбор краткосрочных выполнимых целей — это хороший стимул к учебе. Например, выиграть школьную олимпиаду по любимому предмету или не получить ни одной тройки на неделе. Целеполагание на дальнюю перспективу — это для детей постарше, когда речь идет о выборе профессии, о том, где учиться и как к этому готовиться.
- Самостоятельность. Если ребенок не просит помощи с уроками, не спешите ее предлагать, не бегите никого «спасать».
Научите ребенка пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Желательно обыкновенными, бумажными. Покажите алгоритм поиска и вместе найдите ответ на нужный вопрос. Онлайн — тоже хорошо, но там есть большой риск отвлечься.
Если вы проверяете у ребенка уроки, привлеките его самого. Назовите количество ошибок и отправьте его на поиски, предложите ему войти в роль учителя: «А что бы ты поставил за эту работу?» Возможно, после этого работу над ошибками ученик сделает куда с большим удовольствием.
- Ответственность. Сбор портфеля, папки для занятий по иностранному языку, формы для физкультуры — это зона ответственности ребенка.
- Принятие. Это важно — знать, что тебя любят и понимают, что дело не в оценках. Что домой можно идти спокойно, и не придется врать, чтобы не наказали за тройку. Поддержка при хорошей учебе, вера в возможные изменения в лучшую сторону при плохой, подбадривание, помощь в трудных ситуациях — это сохранит доверительные отношения с ребенком и поможет ему в процессе учебы.
Как помочь ребенку полюбить учиться?
Мнение педагога Натальи Давыдовой:
Для ребенка любить учиться — это гармоничное, правильное состояние. И помощь извне ему в этом не нужна.
Скорее вопрос в том, какие есть условия (а какие мы можем создать), чтобы эта базовая потребность в познании и природная любознательность имели шанс проявиться, расцвести и найти свои пути и формы выражения. И еще ребенку необходимо доверять миру — без этого развитие и познание становятся невозможными. Доверие — это еще одна базовая потребность человека.
Наши дети проводят в школах по 6-8 часов в день, и во многом именно от образовательных учреждений зависит, как и насколько разумно будет организовано это время. И будет ли там сформирована та самая образовательная развивающая среда, необходимая для человека, познающего мир через деятельность. Среда, которая ориентирована на то, чтобы постоянно подпитывать познавательный интерес ребенка, заложенный в нем от рождения.
Обратите внимание на слово «учиться» — в нем возвратная частица «ся», и она предполагает движение, внутреннее побуждение, интерес, мотивацию. Потому что учить-ся — это учить себя. И тут важно понять не как помочь, а как не помешать: замечаниями, неинтересными и скучными занятиями «через не хочу», конфликтами или навязанной избыточной информацией, которую ребенок не может воспринять в силу возраста или перегруженности.
К сожалению, человек в определенный момент может утратить желание учиться и перестать стремиться к знаниям. Задача родителей, первых педагогов и дошкольной образовательной системы не допустить, чтобы в будущем ученике погасла та самая искорка природного любопытства, любознательности и жажды новых знаний. Тогда школа, благодаря созданной в ней образовательной познавательной среде, сможет подарить шанс этой искре разгореться.
Но ребенок учится не только в школе, но и дома, в кружках, на прогулке. Что важно, чтобы любознательность и желание узнавать не исчезли?
Отношение родителей к учебе и их желание учиться чему-то новому
Ребенок видит, как мама, например, чему-то учится: водить машину, вязать, монтировать видео. В доме появляются новые книги, и родители их читают. На вопрос: «Пап, а как устроен реактивный двигатель?» ребенок получает не «Отстань, пожалуйста, мне некогда», а «Слушай, там интересно, но деталей не помню. Пойдем вместе в Интернете посмотрим».
Личность педагога
Это краеугольный камень, если говорить об интересе к учебе, это зеркало, в которое будет смотреться наш ученик. Учитель — не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться, и дело не только в «передаче знаний»: мы все помним, что охотнее шли на урок к тому педагогу, который вызывал симпатию, уважение, интерес, эмоции. «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит» (Гете).
Игровые методы обучения
Это не самоцель, но хороший инструмент вовлечения ребенка. Еще советский педагог Константин Ушинский, отвечая на вопрос «Как полюбить учебу?» рекомендовал использовать игровые упражнения. Например, конкурсы.
Процесс обучения
Если взрослые мыслят результатами, то дети оценивают процесс, для них высока его ценность: было скучно или так радостно и вдохновляюще, что хотелось «горы свернуть»?
Также важно, чтобы объем, содержание, способы подачи информации соответствовали уровню развития ребенка и зоне его ближайшего развития. Необходим баланс: не мучать детей непосильной нагрузкой, но и не избавлять от любых трудностей, в преодолении есть большая радость победы.
В процессе обучения ребенку пригодятся приемы и техники эффективного обучения, потому что цель наша не «много учиться», а «много знать».
Уважение к познанию и учебной работе
Это о том, как выглядит рабочее место ребенка, важна ли учеба для него самого и может ли он оценить свои результаты, уважает ли свой труд. Например, понимает ли ученик, что раньше не знал, а теперь знает, не умел, но научился и сделал сам.
Возможность поделиться радостью
Это возможно, когда построены хорошие отношения в классе, в кружке, дома. И это важно, потому что ребенку необходимо делиться своими открытиями, эмоциями, знаниями.
Больше жизни в процессе учебы
Жизни, в которой можно не только нажимать на кнопки клавиатуры и листать страницы учебников, а резать и рвать бумагу, размешивать краски, взвешивать на весах и измерять длину попугаями, поливать ростки и отпускать бумажные кораблики по течению. Замирать перед картинами в галерее и плакать под звуки музыки, петь песни и сочинять стихи, разжигать огонь и читать сказки.
Как помочь ребенку учиться: советы психолога
Психолог Юлия Орлова:
Будьте чутким и ориентируйтесь на ребенка
Чтобы ребенку нравилось учиться, ему должно быть интересно. Обращайте внимание на то, к чему ребенок стремится, что он хочет узнавать, в какой сфере наиболее ярко проявляются его способности, — и помогайте в их развитии и реализации: занимайтесь вместе с ним при необходимости, обеспечивайте необходимые учебные материалы и инструменты (книжки, сведения из Интернета, видео и пр.), отдавайте на дополнительные занятия.
Выбирая занятие для ребенка, нельзя ориентироваться только на собственные пожелания и нереализованные мечты («я не стала балериной, зато моя дочь будет выступать в Большом», «у нас в семье все врачи»). На первом месте должны стоять пожелания и склонности ребенка. Верно сориентироваться вам помогут доверительные отношения и диалог с ребенком.
Обращайте внимание на состояние ребенка
Внимательно наблюдайте за состоянием ребенка: если он ходит на несколько дополнительных занятий и при этом вечером чувствует себя выжатым как лимон, обучение вряд ли будет эффективным. Составьте для ребенка комфортный распорядок дня, который будет включать и полезные занятия, и отдых. Желательно, чтобы произошла смена деятельности (занимался с книжкой — пошел погулять), но отдых не обязательно должен быть «развивающим»: простое ничегонеделание или компьютерные игры тоже могут быть полезны для расслабления.
Следите за правильным питанием ребенка и режимом сна.
Иногда сложности в обучении или нежелание учиться связаны с тем, что ребенок переживает стресс, например, из-за конфликта с учителем или сверстниками. Важно вовремя заметить это и помочь ребенку решить проблему.
Оставляйте ребенку пространство для самостоятельности
Иногда более важно не помогать ребенку учиться, а не мешать ему. Если у вашего сына или дочери не получилось с первого раза выполнить какое-то задание, дайте ему время попробовать другие варианты, проанализировать разные подходы, подойти с разных сторон. Это будет способствовать развитию интеллекта и гибкости мышления. Кроме того, столкновение ребенка с умеренной фрустрацией поможет развить в нем ответственность. Если все же задачу выполнить не получается и ребенок обращается за помощью, помогите ему справиться, проявляя поддержку и терпение.
Выбирая стратегию помощи в обучении, учитывайте возраст ребенка
Исходя из теории отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), в разном возрасте психика и личность ребенка развиваются в процессе разных видов деятельности (она называется ведущей).
Так, для ребенка 3–7 лет эта деятельность — игра. Следовательно, надо стремиться к тому, чтобы обучение проходило в игровой форме или включало элементы игры. В младшем школьном возрасте (7–11 лет) на первый план для ребенка выходит учебная деятельность. Это «простой» период, когда ребенок сам хочет учиться и узнавать новое. Стоит поддерживать его в этом естественном стремлении, обеспечивать необходимыми инструментами, способствовать тому, чтобы он вел здоровый образ жизни и не подвергался стрессам.
В младшем подростковом возрасте (12–15 лет) ребенку становится важнее общение со сверстниками, возможно падение успеваемости. Если родитель замечает это, не следует сильно давить на ребенка, можно напоминать себе, что это временно. Уже после 15 лет, в старшем подростковом возрасте, ведущей деятельностью станет учебно-профессиональная, то есть у ребенка снова появится желание учиться, причем теперь — с осознанием важности этой деятельности и смысла, с ориентацией на цели в будущей профессии.
Как помочь ребенку учиться: советы священника
Протоиерей Андрей Ефанов:
В любой сложной ситуации самое естественное для христианина — обратиться к Господу за помощью. Поэтому первое, что я бы посоветовал сделать, — начать молиться о своем чаде, просить Бога помочь и ребенку в учебе, и вам в том, чтобы вы поскорее поняли, как именно вы сможете его поддержать.
Если ребенок охотно молится, можно и ему подсказать, что он всегда может попросить Бога о помощи, а еще обратиться к тем святым, которых он любит. Святые — это такие же люди, как и мы, но более опытные в молитве. Поэтому мы можем просить их помолиться вместе с нами к Богу о том, что нас волнует. Если сейчас это сложности с учебой, можно просить как раз об этом. Думаю, хорошо, если вы предложите ребенку помолиться и попросить о помощи вместе с вами.
К кому из святых обращаться за поддержкой, на самом деле неважно! Мне не очень близка идея «специализации» святых, потому что каждый святой может попросить за нас Господа. Поэтому если вы или ваш ребенок захотите помолиться кому-то, кто, например, традиционно с учебой не связан, молитесь непременно! Потому что святые откликаются не по «специальности», а в ответ на искреннюю молитву человека. И конечно же, всегда можно попросить о помощи Матерь Божию и Самого Бога, ведь мы имеем привилегию обращаться к Творцу мира напрямую.
Если сложно сориентироваться, напомню, что часто в таких случаях обращаются к преподобному Сергию Радонежскому (потому что у него самого были проблемы с учебой, когда он был ребенком), молятся святой мученице Татиане, поскольку в день ее памяти был открыт Московский университет и эта святая стала считаться покровительницей учащихся (как видите, сама ее биография с учебой не очень связана, а связь с учением образовалась в середине XVIII века), читают молитву перед иконой Божией Матери «Прибавление ума». Можно читать и готовые молитвы, и просить о помощи своими словами. Возможно просить святого, чье имя носите вы или в честь кого крещен ребенок. Или, повторю, обратиться к тому, к кому расположено сердце.
Еще один важный для христианина момент — показать ребенку, что трудности с учебой могут стать тренировкой того, как можно справляться с трудностями жизни в принципе. Можно, например, пытаться убежать от них (в том числе говорить, что «я глупый и все равно ничего не пойму», лишь бы только не нужно было ничего решать), перебрасывать на кого-то ответственность, пытаться делать вид, что все хорошо, когда на самом деле все плохо, а можно по-честному признать, что есть проблемы, помолиться, подумать, какие есть силы на то, чтобы попробовать с этим что-то сделать, и все-таки встать и попытаться сделать. С помощью Божией, родительской, учительской и дружеской.
Но факт в том, что встать и сделать — это победа, и это та самая правильная стратегия, которая потом очень пригодится в жизни.
Очень важно правильно задать цель: не выучить все-все на «пятерку», а разобраться в предмете настолько, насколько ты можешь. А оценка — это просто констатация знаний, которые есть на момент их проверки. Но правильнее, конечно, чтобы к заданному моменту эти знания были.
Из своего отцовского опыта и пастырского опыта общения с детьми хотел бы высказать еще несколько мыслей.
Важно сразу сказать и после напоминать, что любите вы ребенка не за оценки, а просто потому что любите, и это даже не обсуждается. А с учебой нужно разобраться, потому что она и знания даст полезные для жизни и профессии (и вот тут хорошо бы показать, как именно эти знания помогут потом), и навыки освоения информации. Например, заучивая наизусть какие-то формулы, которые вряд ли пригодятся ему в будущей работе, он тренирует свою память, и это в будущем поможет ему легко запоминать то, что будет для него действительно важно.
Существенно обратить внимание на то, что уроки и учеба — это дело ребенка, вы готовы быть вместе и рядом, но не вместо. Поддерживать очень важно с любовью и разумно. Начать лучше с понимания, что именно не получается и почему. Помогите ребенку сформулировать, в чем проблема, и попробуйте вместе понять, как к ней подступиться.
Ни в коем случае не злитесь! Важно понять, откуда злоба. Если проблема в том, что мы сами устали, что нет достаточно времени, чтобы терпеливо побыть с ребенком и его уроками, что не хватает знаний или что ребенок «не тянет» на тот уровень, который нам бы позволил гордо говорить всем, как хорош он в учебе, и нам обидно, — все эти причины надо оставить за скобками. И дальше смотреть, в чем Вы можете помочь, а в чем нет.
Если ребенок хочет сделать все быстро, но не получается, успокойте его и помогите спланировать время. Например, на математику достаточно 20 минут, а вот с биологией он провозится около часа, и ему нужно уметь это учитывать. Вообще, важно планировать время и ход работы: скажем, сперва сделать легкие уроки, потом те, что сложнее. И непременно как-то поощрять себя за каждый сделанный пункт. Например, сделать что-то, что нравится, или просто с радостью вычеркнуть сделанный пункт из списка и радоваться, как по мере подготовки заданий вычеркнутых пунктов становится все больше.
Если ребенок не может выучить, посмотрите, какие есть методики запоминания, и поэкспериментируйте с ними. Если ему сложно готовить презентации, покажите, как структурировать материал и оформлять слайды.
Если ребенок неусидчивый, нужно выяснять, в чем проблема: в том, что неинтересно (и тут нужно интерес как-то активизировать), или стоит обратиться к невропатологу, потому что проблема может быть неврологическая и человеку просто трудно концентрироваться долгое время.
Если непонятна сама суть темы или задания, подскажите ребенку, как работать с материалом: структурировать текст, делать схемы, возможно, вписывать данные в таблицы. Если проблема в материале, который вы сами не знаете, или вам некогда объяснять, тут, вероятно, можно или подсказать ребенку, чтобы он разобрался вместе с кем-то из одноклассников, или брать преподавателя, который достаточно быстро (не обязательно на постоянной основе) сможет ввести ребенка в курс дела, чтобы дальше он двигался сам.
Верьте в ребенка. Напомните ему, что скорость восприятия и усвоения информации у всех разная, и, если у него это получается медленнее по сравнению с другими, это не страшно. Зато, например, он быстрее и ловчее в чем-то другом.
И наконец, обратите внимание на программу. Например, если вы хотите отдать ребенка в гуманитарный класс, а ему ближе точные науки, я бы советовал ориентироваться на интересы ребенка. Или если ребенок мечтает что-то мастерить или ему ближе занятия, которые не предусмотрены школьной программой (конструирование, изготовление мебели, рисование и так далее), может быть, стоит отдать ребенка в класс с менее сложной программой, чтобы он успевал, а упор сделать на дополнительные занятия в секции по интересам.
Ребенок плохо учится. Как помочь?
Ребенок плохо учится: троек все больше, радости от учебы все меньше.
Как не пропустить момент, когда пора «принимать меры»? Во-первых, нам сообщит об этом электронный дневник: ребенок еще не успеет дойти до дома, а родители уже знают, как прошел день. Во-вторых, пожалуется учитель. А в-третьих, это непременно будет заметно. Мы увидим:
- Нежелание делать уроки, в том числе самостоятельно.
- Неважное настроение по воскресным вечерам (завтра в школу).
- Беспорядок в портфеле и забытые дома учебники (регулярно).
- Плохие оценки.
- Обиды на учителя.
- Прогулы и вранье.
- Частые жалобы на плохое самочувствие.
Все это на самом деле — сигналы о помощи. Если вы уловили их, начинайте действовать.
Поддержите ребенка
Это необходимо, потому что ребенку плохо, и в данный момент неважно, как так получилось, кто виноват и как давно это началось. Важно, что сейчас, чтобы исправить ситуацию, ребенок не должен чувствовать себя один на один со своей учебой. Ему важно знать, что вы на его стороне и хотите помочь.
Постарайтесь выяснить причину
Выслушайте ребенка, если он готов поделиться. Подумайте вместе, что мешает учиться хорошо. Может быть он поссорился с другом, у него разногласия с учителем или ему не дается какой-то школьный предмет?
Однако есть одно «но». Даже если причина установлена, вы не можете сделать что-то за ребенка: он сам должен захотеть эту проблему решить. И для этого ему нужна мотивация.
Ищите мотивацию
Мотивация — это стремление доделать начатое дело, преодолеть трудности, достичь результата. Какая бывает мотивация и как помочь ребенку найти или усилить ее?
Приблизительно полвека назад психологи разработали теорию, где ввели понятия внутренней и внешней мотивации.
Внутренняя мотивация
это «хочу все знать» — положительная, придающая силы, азарт, веру в себя. Если у ученика все хорошо с внутренней мотивацией, он будет учиться сам, с интересом и самым высоким для него результатом. А успех придаст силы и поднимет самооценку.
Внешняя мотивация
это метод «кнута и пряника», способ подкрепления, положительного или отрицательного, со стороны родителей и учителей. Это тоже работает, но только непродолжительное время, потому что ребенок не в силах ждать чего-то очень долго. Модель внешней мотивации обычно исчерпывается посулами подарка или наказания при достижении цели или провале: «Получишь в четверти четверку по химии — купим новый телефон. Не получишь — неделю будешь сидеть без компьютера».
Опасность внешней мотивации в том, что ребенка меньше волнует сама учеба и куда больше — подарок или наказание. Кроме того, обещанные последствия «приправляют» ситуацию стрессом, страхом и чувством незащищенности. Ребенку может показаться, что весь мир против него: школа, учителя, а теперь еще и родители.
Что может помочь?
- Положительный опыт. Вспомните, как ребенку что-то удалось, у него все получилось, он что-то преодолел. Вернитесь с ним в это чувство: «А помнишь, ты получил пятерку, когда решил в классе сложную задачу?» Как можно больше хороших воспоминаний о его успехах, добрых делах.
- Положительный пример. Расскажите ребенку, как люди нашли выход из похожей ситуации. Может быть это будет ваша история из детства, проблема, которую решал его одноклассник, ваш родственник — не важно.
- Положительное подкрепление. Тот самый «пряник». Только не похвала или конфетка, а взаимная договоренность родителей и ребенка. Например, за хорошие отметки в году взрослые обещают исполнить его давнюю мечту. Постоянно подбадривая и вдохновляя, рассказывая, как будет здорово, когда ребенок выполнит свою часть «договора», а они — свою.
- Проверка здоровья. Может быть равнодушие к учебе — следствие нехватки витаминов или микроэлементов, и усталость и апатия совершенно оправданы? Убедившись, что все в порядке (или найдя то, чему надо уделить внимание), можно подумать о смене режима дня и количества нагрузки.
- Консультация специалиста. Если самостоятельно вам не удалось понять, почему ребенок плохо учится, то можно проконсультироваться с педагогом или психологом. Профессиональную бесплатную психологическую поддержку по развитию, образованию и воспитанию детей можно получить благодаря национальному проекту «Образование»:
- Позвонив на горячую линию по телефону 8-800-444-22-32.
- Обратившись на портал растимдетей.рф.
- Прочитав на растимдетей.рф полезные и интересные статьи.
- Посмотрев ток-шоу «Снова в школу?!», где герои выпусков — школьники, родители и эксперты — обсуждают проблемы образования, делятся опытом, высказывают сомнения, спорят и стараются понять друг друга. Ток-шоу можно найти в соцсетях Национальных проектов России.