Вопрос читателя:
Как помочь подростку побороть неуверенность в себе и страх перед взрослой жизнью, ответственностью за свое настоящее и будущее? Откуда взялась эта неуверенность, не понимаю.
Никогда не унижала ребенка гиперопекой, не клеила ярлыки типа «тупой, глупый, неуклюжий, неумеха», личные оскорбления в общении с ребенком для меня — табу, я критикую поступок, а не личность, говорю не "ты плохой","ты поступил плохо, неправильно«.
Отец может иногда себе позволить «ярлыковую» критику, но я, если это слышу, всегда стараюсь разубедить ребенка, поддержать его самоуважение, объяснить, что недовольны не им, как личностью, а конкретным его поступком. Вообще мы оба критикуем ребенка довольно редко, никогда не пытались навязывать ему свои вкусы, не выбирали за него круг общения, не тащили насильно в 225 ненавистных кружков и секций, не проверяли домашние задания и не ругали за плохие оценки, а только старались похвалить за хорошие.
Ольга
Отвечает христианский психолог — консультант Лазарев Максим Анатольевич:
Ольга, здравствуйте!
Могу только представить себе, как вам неуютно — вроде бы все делали правильно, не клеили ярлыков, старались «взрастить» настоящую личность и вдруг страх перед взрослой жизнью. Откуда он взялся?
Конечно, в данной ситуации возможны лишь предположения, конкретика может появиться только после того, как вы, супруг и сын встретитесь с психологом. Но давайте сделаем хотя бы предположения.
Самый важный момент, который нужно учитывать: ваш ребенок вошел в подростковый возраст и у него идет перестройка всего организма: меняется тело, психика, способы восприятия, картина мира, вообще все. Ему действительно может быть страшно просто потому, что у него ощущение, что он совершенно не знает себя. Ему может не нравится свой внешний вид (телевизионная реклама способствует этому), он может считать себя недостаточно привлекательным или умным.
Если раньше главными моментами в его жизни были игры, родители и учеба, то теперь важнее всего для него — это общение со сверстниками, их признание и уважение. Выходя в социум он может бояться — а вдруг не примут, вдруг посмеются?
Часто дети, которые не слышали ничего, кроме добрых слов от родителей, в среде сверстников впервые сталкиваются с той или иной критикой. Естественно, если опыта отстаивания своего мнения или опыта работы над ошибками нет, это может выбить из колеи.
Проблема может быть не только в возрастных особенностях, но и в стиле воспитания. Кроме гиперопеки, с которой сейчас модно бороться, существует еще и гипоопека, о которой, к сожалению, порой забывают. Это такой стиль воспитания, когда ребенок практически предоставлен самому себе, когда родители дозволяют ему делать все, что он хочет (в пределе), не проверяют домашние задания и т. д.
Гипоопека настолько же опасна, насколько опасна гиперопека. Детям нужны определенные правила и границы, они дают им ощущение ограниченности личного пространства (а значит существования личного пространства других людей) и понимание того, что мир работает по определенным, конкретным правилам, а не хаотично. Кроме того, при гипоопеке у ребенка может возникнуть ощущение отсутствия любви и внимания, а это серьезнейшее основание для проблем в будущем, в том числе в подростковом возрасте. Мама ребенка представляет собой образ мира и в детстве вырабатывает то самое базовое доверие или недоверие к миру, которое потом будет влиять на всю жизнь человека. Отец — это образ общества, Другого, людей. Он вырабатывает у ребенка отношение к правилам и нормам, к обществу, к другим людям. В случае гипоопекающего поведения у ребенка может сложиться ощущение, что он не нужен ни миру, ни другим людям. Конечно, это будет пугать.
Очень важно, чтобы родители придерживались одной линии поведения в воспитании. Это не о том, что у мамы и папы не может быть своего мнения. Но для детской психики очень и очень проблематично воспринимать критику от одного значимого взрослого и тут же выслушивать от другого, что первый был не прав. Такая рассогласованность, так же как и рассогласованность слов и поступков может привести ребенка в серьезное замешательство, способствовать потере опоры, непониманию устройства мира и правил, которые в нем существуют.
Страх перед ответственностью может быть страхом перед неизвестностью. Ведь ответственность у человека не появляется вдруг. Она вырабатывается годами, с самого раннего детства. Ответственность, это не только свобода, выбор, но и последствия, которые за этим выбором следуют.
Поздно лег? Проспал первый урок. Недополучил знаний. Получил плохую оценку. Развитие чувства ответственности желательно начинать с самого детства, с самых незначительных вещей (что будем на обед, какую шапку наденешь) и обязательно показывать, рассказывать, что последует за тем или иным выбором. Так у ребенка сформируется осознание причинно-следственных связей. Постепенно «нагрузку» надо увеличивать, предоставляя возможность выбирать во все более сложных ситуациях. Но, повторюсь, одной возможности выбора недостаточно, нужно удостовериться в том, что ребенок осознает последствия, где-то может их предвидеть. Отсутствие понимания последствий приводит к тому, что человек не может отвечать за свои поступки. Он будет делать, что хочет, надеясь на авось или на родителей. Человек, не наученный ответственности может бояться любых более или менее серьезных поступков, ведь он не может предугадать последствия, а неизвестность всегда страшит.
Подросток должен понимать, что у него за спиной есть кто-то, кто его поддержит. Не сделает за него, а именно поддержит, поможет, подскажет (а где-то и покритикует). Когда нет опоры, часто не веришь и в свои силы. Очень важно видеть именно реальную картину проблем, а не то, что нам только кажется. Если у вас с сыном доверительные отношения, пусть он сам расскажет о тех проблемах, которые вызывают у него беспокойство.
Ольга, еще раз подчеркну, что все, что написано выше — совсем не обязательно про вас и вашего сына. Это лишь часть из возможных предпосылок к неуверенности в себе и страху перед ответственностью. Я настоятельно рекомендую обратиться к психологу — профессиональный взгляд со стороны многое прояснит.
На заставке фрагмент фото Cairn 111