Вопрос читателя:

Помогите пожалуйста. Псалтырь очень важная книга в богослужении, но я не могу с ней «подружиться». Псалтирь просит отмщения, наказать обидчиков и беззаконников. Я же желаю лишь остановить беззаконников и чтобы они встали на хороший путь, тогда и я смогу их любить. Бывает, одолевает злоба от того, что творят эти беззаконники, тогда я сажусь за Псалтырь, чтобы утихомирить свою обиду, но, начав читать об отмщениях, понимаю, что не желаю никому зла. Псалтирь очень сложная книга, объясните, пожалуйста, правильное отношение к ней. Спасибо

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Добрый день!

Бог Вас благословит!

Очень похвально Ваше стремление прощать обидчиков и отсутствии мщения, это правильно! Ведь и Сам Господь говорит «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор 32:35, см. также Рим 12:19), о чем подробно можно посмотреть текст Марины Журинской. В нем как раз изложено христианское отношение к обидчикам, которое кратко можно выразить словами о том, что мы ненавидим грех, но не грешника.

Когда Вы начинаете молиться, главное, что Вы делаете — это восстанавливаете собственное внутреннее состояние. Возможно, в ситуации гнева Вам бы подошло больше почитать молитву Матери Божией или Господу, может быть, какой-нибудь канон, пойти подать записку об этих людях, чтобы Господь умудрил их, и о себе, чтобы Он помог и Вам справиться с тем, с чем Вы имеете дело.

Не искушайте себя!

Псалтирь — это книга, которая была написана во времена Ветхого Завета, разбирать ее — это серьезное исследовательское дело, потому что в ней много реалий, которые релевантны времени ее создания, но которые не очень просто понять сегодня. В частности, о том, почему псалмопевец говорит про жестокость не так, как было бы близко христианину, Вы можете прочесть вот в этом тексте. Приведу из него цитату:

«Так почему же в Псалтири можно найти столько проклятий, жестокости по отношению к врагам?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сделать пояснение, о каких врагах речь. В первую очередь, это враги Бога, которые нарушают Его заповеди. И как следствие, они становятся врагами самого псалмопевца.

А еще нужно понимать, что Псалтирь — это образец предельно честного и открытого разговора человека с Богом. Именно в силу этой потрясающей открытости, обращенности к Богу, а не безгрешности царь Давид и прославлен в лике святых.

Псалмопевец еще не знает евангельской максимы любите врагов ваших, да, вероятно, он и не мог бы принять ее в свою жизнь. Но очень важно, что суд над врагами — чего бы он ни желал им лично — Давид доверяет Богу.

То есть множество „проклятий“ — как раз потому, что Давид не лукавит, а открывает Богу свое сердце как оно есть. При этом он не мстит врагам сам, а призывает на них суд Божий. И для Ветхого Завета, для мира, в котором сила решает все, это важный шаг в сторону Завета Нового».

Конкретно о «мстительности» Псалтыри есть замечательная статья «Мстительная» Псалтырь , посмотрите также и ее, и Вам многое станет понятно.

А для себя, повторю, выбирайте тогда другие молитвенные тексты в эти непростые моменты.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: