У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!
Шестая глава Евангелия от Марка рассказывает, чем Спасителя так удивили Его земляки, как апостолы приняли Его за призрака и что даже Христу иногда хотелось побыть наедине.
1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. 2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? 3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. 4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. 5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6 И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил. 7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. 10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. 12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. 14 Царь Ирод, услышав об Иисусе — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. 17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. 30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. 31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. 32 И отправились в пустынное место в лодке одни. 33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. 34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. 45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться. 47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. 51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. 53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. 54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, 55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. 56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
Придя «в Свое отечество», Христос встретил там такое упорное неверие (именно потому что «знакомый»), что даже Сам удивился и учил в окрестных селениях. Здесь же он призвал двенадцать и начал посылать их по двое, дав власть над нечистыми духами и запретив брать с собой даже хлеб, а только дорожный посох, то есть дал им духовное оружие – и ничего больше, и сказал: «Если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя, отрясите прах с ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу». Они пошли и проповедовали покаяние.
Вот изначальное правило для проповедающих Христа: предельный аскетизм; нетребовательность к предлагаемым условиям («идите к нам, у нас удобней»), и дивное сочетание незлобивости и решительности. Отрясение праха – древний символический ритуал прерывания отношений, а вот обиды свои нужно всецело предоставить Господу во исполнение Его слов «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор 32:35, см. также Рим 12:19). И если правила аскетики в дальнейшем были в связи с новыми обстоятельствами и новым целеполаганием смягчены, то насчет мстительности никаких изменений не предлагалось, см. в дальнейшем эпизод с «укрощением» Сыновей грома – Воанергесов – апостолов Иакова и Иоанна.
Нужно отметить две вещи. Во-первых, обетование Суда. Мы не можем забывать, что горькую гибель Господь предрек Ниневии и послал в нее пророка Иону, чтобы возвестил грядущее бедствие и призвал к покаянию. И возвестил, и призвал, – и покаялись. Другое дело, действительно, Содом. Так каждый из нас в состоянии сделать выбор, является ли он жителем Содома или Ниневии, – причем от географического местопребывания это не зависит. И каждому будет по его выбору. Во-вторых, насчет отмщения. Меня в свое время глубоко потрясли слова одного прекрасного проповедника, которого я публиковала, потому что он ответил на мои не вполне осознанные мысли. Так вот, он сказал, что Бог знает один способ отмщения: привести человека к покаянию. И чем больше за ним числится всякого нехорошего, тем мучительнее будет покаяние. Савл вон даже ослеп, но потом прозрел, потому что непосильным оно не бывает. А вот нынешние призывы (публично) раскаяться и отречься больше всего напоминают требование «разоружиться перед партией», раздававшиеся во времена террора.
И это не преувеличение. Очень хороший, умный, талантливый, очень мною уважаемый и любимый человек, на которого обрушилось горе, рассказывает, что он кается из всех сил, старается припомнить все до последней капельки, счесть грехом любую черточку своей жизни – и нет результата, нет облегчения. А я слушаю и цепенею от ужаса, потому что вспоминаю рассказ другого очень близкого и любимого мною человека. Женщины. В 30-х гг. она, совсем молодая, пришла как-то на работу и узнала, что арестован человек, с которым они вместе трудились над важным делом. И рассказывала, что идет по коридору, шатаясь от ужаса и горя, и думает: «Значит, он виноват. Значит, я тоже виновата, потому что с ним работала. Значит, я должна раскаяться. НО В ЧЕМ?!».
Это была моя мама. А много лет спустя она мне, уже взрослой, сказала: «Пожалей меня, они убили мою душу». Я ответила, что жалею, но душу убить невозможно. Вскоре она крестилась.
Общее в этих эпизодах – как минимум то, что душу убить невозможно.
Вернувшись к Христу, Апостолы рассказали Ему, где были и что делали. А Он посоветовал: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного», потому что стечение народа было нешуточным. Как это непохоже на нынешний культ общения! Встречи, беседы, собрания, круглые столы... Как-то очень хороший человек прислал мне некоторый обмен мнениями среди православных деятелей и спросил, не учредить ли с ними на эту тему круглый стол. Я ответила, что круглый стол – дело хорошее, но для начала было бы полезно обратить их в христианство. Христос же и Сам удаляется, чтобы побыть в одиночестве и в тишине, и вот для Апостолов не видит лучшего способа восстановить силы. Но вот что огорчает: слова Господа для людей важны, когда Он либо исцеляет их, либо учит. Но Его просьба отстраниться на время не значит ничего. По-моему, нечто сходное наблюдается и сейчас, а?
Так вот, отследив Апостолов, народ побежал за ними. Настигли и увели назад, к Иисусу. А Он, хотя планы у Него были другие, увидел толпу и сжалился, «потому что они были как овцы, не имеющие пастыря», и начал учить. Вот ведь и вышел Он на Свое служение не когда намеревался, а раньше, по просьбе Богородицы. А мы боимся верить в силу молитвы. как будто это не нам сказано, что дают не по заслугам и не по справедливости (в таком случае никто из нас ничего бы и не получил), а по милости. Но и по неотступности, см. Лк 11:8.
Шло время, близился вечер, встал вопрос о пропитании. Апостолы предложили отправить людей на закупки хлеба. Но Христос судил иначе, сказав: «Вы дайте им есть». Апостолы поняли это так, что заплатить за хлеб должны они. Но Спаситель имел в виду, что Своей благодатной силой Он освятит немного хлеба и рыбы, которые у них были с собой, и сделает эту пищу символом преизбыточествования благодати, а Апостолы будут эту овеществленную благодать раздавать. Какая убедительная картина церковного целеполагания!
Дальнейшее известно: пятью хлебами и двумя рыбками накормили одних мужчин пять тысяч человек (пусть не обижаются феминистки: так уж считали, да и было при этом женщин явно меньше). И двенадцать корзин наполнили кусками хлеба и рыбы. Наверное, здесь не без символизма, потому что 12 – один из символов полноты. То есть приходите, всем хватит.
...И снова Христос жаждет одиночества и просит Апостолов плыть себе помаленечку на другой берег, а Сам хочет, отпустив народ, помолиться на горе. А тут шторм, и с горы Он увидел что ученики бедствуют. И пошел по воде. И уже миновал было лодку (ветер был противный, – может, Он шел его успокоить?), но тут Апостолы закричали от ужаса, решив, что мимо них движется призрак Учителя. И вот они, эти прекрасные слова: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
Ниже в тексте говорится, что ученики были потрясены, потому что не вразумились чудом над хлебами из-за окаменения сердец. Бывало, что и Господь упрекал их в маловерии и в жестокосердии. Но не в этот раз, при ночной буре, когда они ужасались надвигающейся гибели, а тут и странное явление к тому же... Поэтому просто и без упреков: «Не бойтесь». Действительно, так говорят умные и любящие родители детям, теряющим самообладание. Наверное, и взрослым было бы приятно слышать в трудную минуту сходные слова. Во всяком случае, я бы не отказалась.
А вот так подумаешь – и понимаешь, что главный враг души человеческой – это страх.
Из седьмой главы мы узнаем, как из-за немытых рук начался спор с фарисеями и почему Христос сравнил язычницу с собакой, а она не обиделась.