Как Мария Египетская нашла себя, не проходя психологические тесты

Как Мария Египетская нашла себя, не проходя психологические тесты

Блудный сын из евангельской притчи «пришел в себя», когда кормил свиней на чужбине. Голодный, одинокий, промотавший свое наследство, он завидовал свиньям, у которых была еда. Но что означает «пришел в себя»? Ведь это одна из самых важных историй о покаянии в Священном Писании и главная история о прощении и возвращении. И если блудный сын «пришел в себя» среди свиней, то «потерял» он себя, когда решил уйти из дома и жить в беспечном мотовстве.

Невозможно познать Бога, не познав себя. Но верно и другое: невозможно познать себя, не познав Бога. Святитель Григорий Нисский назвал душу «зеркалом». Конечно, этот образ можно истолковать превратно, но суть в том, что именно в своей душе мы встречаем Бога. А значит, поиск Бога и поиск себя нераздельны. И если эти искания искренни, они обычно идут одновременно.

В современном мире сложно найти себя, он в плену собственных представлений о личности. И механизм самоидентификации — результат одного из множества проектов нового времени — стал в наши дни предметом потребления. Причем мы «подбираем» себе не только подходящую идентификацию, но и «аксессуары».

В 1990-е в наших краях было модно ходить в местный бар потанцевать в стиле кантри. Нас с женой как-то пригласили на такую вечеринку. Не знаю, открыт ли еще тот бар, но это было больше, чем просто место, где можно провести время и потанцевать. Приходили люди, одетые в стиле Дикого Запада — и не только в ковбойских сапогах и джинсах. И им было хорошо. Я, правда, так и не понял, почему менеджерам и другим представителям среднего класса восточного Теннесси нужно было обязательно нарядиться в ковбоев, чтобы потанцевать. Ведь это просто одна из множества субкультур в нашей палитре.

Как Мария Египетская нашла себя, не проходя психологические тесты

Будучи гражданином преклонного возраста, я, разумеется, не разбираюсь в современных субкультурах и, скорее всего, понимал бы в них еще меньше, будь я с ними знаком. Но я вижу вокруг много людей, мятущихся в поисках самоопределения (и городские ковбои, пожалуй, наименее интересные из них).

Но душа — это не проект. Мы не подбираем себе подходящую личность и не определяем ее своим выбором образа жизни. Наши эфемерные представления о самих себе, включая «салонные игры» среднего класса в психологические тесты, определяющие тип личности, бесконечно далеки от правды о нашем бытии.

И то, что мы себе представляем, анализируем, с чем носимся — зачастую не больше, чем результат невротического расстройства нашей пропитанной стыдом культуры, в которой каждый стремится найти хоть какие-то признаки «нормальности».

Жития святых показывают нам пример более глубинного поиска. Полное удовольствий распутство, которому предавалась в молодости Мария Египетская, и ее безжалостно-откровенные признания в пристрастии к сексу и алкоголю вошли в анналы человеческого греха всех времен и народов. Это рассказ о потерянной душе. История же ее спасения, которую Церковь каждый год вспоминает во время Великого поста, в чем-то главном схожа с притчей о блудном сыне.

Когда Марии чудесным образом был прегражден вход в Храм Гроба Господня, она, как и блудный сын, «пришла в себя» и увидела страшную правду о том, насколько она себя потеряла. Но в отличие от блудного сына, ее ждало не возвращение в радушный отчий дом, не откормленный телец, не перстень и не лучшие одежды. Вместо всего этого — три хлеба, купленные на три медные монеты, и скитания по пустыне длиною в жизнь. Именно там она получила и невидимые лучшие одежды, и даже венец. Вот как она описывает свои испытания:

«Семнадцать лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысел о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина».

Мы можем лишь догадываться о свете, сиявшем ей отовсюду, и о «великой тишине», которая ее обступала. Они — часть опыта познания «истинного себя», обрести который можно только в соединении со Христом. А обретя, даже «бывшая блудница, подвизавшаяся в пустыне», может с любовью и благоговением обратиться к Царице Небесной — без страха и ненависти к себе, которые заставляют нас прятаться.

Современность тяготеет к посредственности (хотя и восхваляет знаменитостей, например, спортсменов). Не случайно мы развлекаем себя фильмами о супергероях, снятыми людьми, жизнь которых вполне сопоставима с распутством молодой Марии Египетской. И уровень посредственности современного мира соразмерен лишь поглощающей его пустоте. Над целомудрием в нем смеются, убийство же воспевают как проявление свободы.

Путь преподобной Марии труден. Но к чему она так стремилась? Что, по ее представлениям, ждало ее за тем порогом, который ей нельзя было преступить? Ведь не из эгоистического желания увидеть известную святыню — Истинный Крест — она так рвалась туда. Только знание, что она в нескольких шагах от сущей правды о собственной жизни, которая откроется в присутствии Божием, заставило ее не раздумывая дать обещание, которое и помогло ей войти в заветную дверь.

Как Мария Египетская нашла себя, не проходя психологические тесты
Пустяня Вади Рам в Иордании

«…Как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты, как Поручительница, наставишь меня».

Но даже если бы ей не дано было войти, она всё равно увидела бы то, что ей нужно было увидеть.

Я уже писал о том, как важно правильно формулировать запрос. Для преподобной Марии это было желание увидеть Древо Креста. Она просила об этом именно так, как надо: все или ничего. Мы часто думаем, что хотим познать Бога, подразумевая под этим познание некой реальности, которую можно всесторонне рассматривать, исследовать, обсуждать и обдумывать. На деле вопрос в том, хотим ли мы познать Бога так, как познала Его Мария Египетская. Хотя уже в самом этом вопросе — полнота знания себя, от которого она когда-то отказывалась). И если эта пьяная александрийская блудница смогла найти Бога в своем сердце, найдем Его в сокровенных уголках своих сердец и мы.

Перевела с английского языка Дарья Прохорова.

Заголовок дан редакцией.

Источник: блог Glory to God for All Things

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (83 голосов, средняя: 4,90 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Владимир
    Владимир3 недели назадОтветить

    Думаю, что все эти претензии к тексту статьи батюшки отца Стефана проистекают из-за некачественного перевода. Помню, еще при жизни досточт имого Митрополита Антония Сурожского читал его книгу Living Prayer, и все было прозрачно и понятно. А недавно ста его текст в переводе на русский и мало что мог понять.То же самое, например,и с
    произведениями английского католического писателя Г.К. Честертона. Читаешь оригиналы - это одно. А читаешь даже считающиеся очень качественными переводы Н.Трауберг - это нечто совсем другое!

  • Владимир
    Владимир3 недели назадОтветить

    На мой взгляд, перевод не достаточно хорош. Поэтому текст так сильно и смущает!

  • Вадим
    Вадим1 месяц назадОтветить

    Ну а чё вам мешает исполнять полностью учение Христа? разве в учении говорится, что надо уходить навсегда в пустыню так, как это сделала Мария? нет но в евангелии Христос учит как и что надо делать. так вот учитесь делать то что делал Он и делайте то чему Он учил.

  • Светлана
    Светлана1 месяц назадОтветить

    Вы так и не услышали главного, что я пыталась сказать. Видимо, мое косноязычие виновато - не сумела донести главную мысль, почему считаю оскорбительным для святой высказанное о ней "эта пьяная..." Не хочу продолжать пустой разговор, все главное уже сказано и не один раз. УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ УДАЛИТЬ МОИ КОММЕНТАРИИ! Они явно неуместны здесь, судя по Вашим ответам. Одно замечу напоследок - св.Мария Египетская имела полное право обличить саму себя, это верно. Но нам-то кто дал право ее обличать и судить?! Пусть даже и тот период жизни, когда св.Мария еще не была святой. Или "не судите, да не судимы будете" сказано только о святых, что их судить нельзя, а не о грешниках?
    Просьбу про удаление моих комментариев подтверждаю еще раз. Выполните, пожалуйста, не вынуждайте меняобращаться к админам сайта. Спасибо.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Я и есть редактор сайта, приятно познакомиться. Ваши комментарии более чем уместны, нет ничего страшного в том, что люди в какой-то момент не понимают друг друга, главное чтобы в конце концов понимание было найдено.

  • Светлана
    Светлана1 месяц назадОтветить

    "Ну и повторюсь, в пьянстве преподобную никто не обвинял." Цитата "пьяная...блудница" взятая из текста статьи. Вы считаете, что называя человека пьяным его при этом в пьянстве не обвиняют? А вот почти полная цитата "И если эта пьяная александрийская блудница смогла найти Бога в своем сердце.. "Неужели не видите, что клеймом "эта пьяная" подвиг св.Марии Египетской попросту обесценивается?! Получается, что она принесла обеты Богу и Пресвятой Богородице в нетрезвом состоянии? Не осознавая вполне рееально, что обещает?! "...эта пьяная...смогла найти Бога в своем сердце..." - получается, автор статьи утверждает, что Мария Египетская была пьяна в самый важный, переломный момент своей жизни?! Знаете, будь вместо слова"пьяная" слово "пьющая" - смысл фразы совершенно изменился бы. Тогда, действительно, как Вы сказали: Мария Египетская выпивала, но когда пришлав храм была трезвой. Но слово, примененное в данном контексте, считаю звучит оскорбительно для святой и соблазном для читающих. Простите за назойливость. Если мои комменты неудобны, прошу удалить их вместе с Вашими ответами.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      "Пьяная" и "пьяница" это не одно и то же, Вам так не кажется? Ну и святой она стала только в процессе своего подвига, а не при рождении, так что оскорбления святости никакого нет, учитывая что так, как сама преподобная обличала свой грех никто больше не сможет обличить.

  • Светлана
    Светлана1 месяц назадОтветить

    Св.Мария Египетская названа в тексте "пьяной александрийской блудницей". И если блудницей она сама себя называла, то "пьяная" - это уже интерпретация автора статьи. Надо ли понимать автора так, что Мария Египетская, по его мнению, в пьяном виде принесла свое покаяние, то есть не полностью осознавая собственные поступки, не будучи "в трезвом уме и здравой памяти"? И получается, что клятва, данная в нетрезвом виде, была и принята, и выполнена? По-моему, звучит абсурдно и даже оскорбительно для памятик святой. На юге умение пить вино является нормой жизни и культуры и всеобщее пристрастие к винопитию совсем не означает, что все пьющие автоматически становятся пьяницами. Нет греха пить вино умеренно, иначе не было бы и первого чуда Господа - превращения воды в вино, причем в конце торжества, когда все уже были достаточно нетрезвыми. Есть грех упиваться чрезмерно. Но слова Марии Египетской не говорят о чрезмерном употреблении и уж тем более,о пристрастии к алкоголю. "Много пила вина" потому, что имела достаточно денег, чтобы замепять им воду. Сырая вода в тех местах редко бывает чистой, кипятить ее не всегда есть возможность, поэтому те, кто мог себе позволить заменяют воду легким сухим вином, но это не делает их пьяницами, о чем, впрочем я уже высказалась.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Сама Мария Египетская говорит о себе, как о любившей вино и продававшей тело, нетрудно сопрядить одно с другим и получить соответствующую формулировку. В житии она говорит, что была нищей, и питалась только от блуда своего, так что очевидно что у нее никогда не было много денег. В том же житии указаны обстоятельства, при которых преподобная обрела веру, и очевидно что она была трезва в этот момент. Очевидно и то, что отец Стивен достаточно хорошо знаком с житием, чтобы именно так выражать мысль о преображении человека из "избранного сосуда диавольского", как говорит о себе Мария, в образец святости, который почитается во всем православном мире. Ну и повторюсь, в пьянстве преподобную никто не обвинял.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Вот слова Марии Египетской, как их записал св. Димитрий Ростовский:

    Тогда она сказала:

    – Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина.

    В такой формулировке это не очень похоже на то, что речь идет об обычном утолении жажды. Кроме того, "пристрастие к алкоголю" и "алкоголизм" это не синонимы.

Загрузить больше комментариев