Случай этот произошел в США с протоиереем Серафимом Слободским, автором знаменитой теперь книги «Закон Божий».
Отцу Серафиму пришлось много хлебнуть в жизни. В конце 1930-х годов его папу арестовали, а сам Серафим — тогда еще совсем молодой человек — был лишен возможности получить полноценное образование, но все равно продолжал учиться и трудоустроился художником-декоратором.
В Великую Отечественную его призвали в армию, он попал в фашистский плен и был направлен в Германию на принудительные работы, где выжил благодаря своим художественным талантам. Именно тогда будущий батюшка задумал построить церковь, если Бог выведет его из тяжелых испытаний.
После войны, прекрасно понимая, что ждет его в СССР, Серафим решил остаться в Германии, а в 1952 году, уже будучи священником, эмигрировал в США.
Там-то со временем он и решил написать свой труд «Закон Божий», зная о том, насколько паства в Америке нуждается в доступной духовной литературе. Учебник, в который вошли объяснения основных богословских понятий, молитвы, краткий пересказ Ветхого и Нового Завета и учения о богослужении и церковных таинствах, со временем был признан одним из лучших пособий по изучению веры для мирян. В 1970-е годы он попал в Советский Союз, а теперь издается многотысячными тиражами и доступен едва ли не в каждом храме.
В Америке же отец Серафим исполнил обет построить храм.
О том, как возводился этот «обетованный храм», и об интересной истории, связанной с его строительством, мне рассказал протоиерей Георгий Ларин, один из старейших русских священников в США, который в свое время много лет прослужил «под началом» отца Серафима в этом соборе Покрова Пресвятой Богородицы в городе Наяк близ Нью-Йорка, а затем стал его настоятелем:
«После Второй мировой войны знаменитый Толстовский фонд выписывал в США многих эмигрантов из Европы. Так русские, в том числе и отец Серафим с семьей, попали в Наяк, и первым делом захотели построить храм.
Денег не было, люди стали собирать по доллару и в итоге купили небольшой участок земли. Архитектором был один из беженцев, Владимир Михайлович Толстой, родственник Льва Толстого. А отец Серафим в подряснике сам мешал цемент. Так же трудились и другие прихожане.
Члены церковной общины хотели взять ссуду у банка для строительства, но когда пришли к менеджеру, тот им отказал: денег-то у них не было. Пришлось продолжать работать самим.
Но однажды этот менеджер проезжал мимо нашего участка и увидел, как люди трудятся и как батюшка в подряснике мешает цемент. После этого он решил дать значительную ссуду и всем рассказывал: если эти люди такие дружные и даже священник работает на строительстве, значит, они не обманут и все выплатят. А наши прихожане всем миром складывались, чтобы ежемесячно возвращать долг. Но главное, так построили храм, установили и позолотили купола.
Когда мы с семьей приехали в Наяк, храм внутри еще не был расписан, так что иконы висели на голых стенах. Потом приход стал расти, появилась воскресная школа. Снова стало тесно, но нашлись благотворители, которые купили соседний дом, потом приобрели еще два здания по соседству.
Я верю, что все это неслучайно. Господь все время посылает людей, которые помогают. Ведь и Сам Христос говорит: “Не заботьтесь о том, что есть и пить, думайте о жизни вечной, ибо Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду в этом”.
Отец Серафим всегда следовал этой заповеди, она была для него естественной, и он всегда полагался на волю Божию. И свой “Закон Божий” батюшка писал точно так же, отдавая всего себя Христу».