Третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию о женах-мироносицах — женщинах, которые окружали Иисуса Христа во время Его земной жизни и не оставили своего Учителя после смерти. Вместе с ними вспоминаются двое тайных учеников Спасителя — Иосиф и Никодим, организовавшие погребение Господа. Что объединяло всех этих людей и как им удалось сохранить верность Христу в то время, когда все остальные Его покинули?

Читать евангелие недели

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первыйденьнедели, приходят ко гробу, при восходе солнца,и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк 15:43–16:8).

Свернуть

Во времена жизни Иисуса Христа положение женщины в обществе отличалось от современного. Женщина практически не имела права голоса. Подобно ребенку, она была вещью, принадлежавшей мужчине: сначала отцу, потом мужу. И тем не менее в Евангелии мы встречаем большое количество упоминаний о женщинах. Они окружали Спасителя на протяжении всей Его жизни. Праведницы и грешницы, женщины иудейского происхождения и иноплеменницы, богатые и бедные, юные, замужние и вдовые — все они были очень разные, и каждая служила Спасителю, как говорит апостол Лука, имением своим (Лк 8:3), то есть каждая — чем могла. И все же если мы приглядимся к тексту Евангелия, которое сегодня читается за богослужением, то можем увидеть нечто общее в том, как они служили Христу.

Начинается евангельский отрывок с упоминания об Иосифе из Аримафеи. Он был знатным членом синедриона. То есть входил в состав еврейского правительства. Однако при этом он был тайным учеником Спасителя. Вероятно, отчасти именно благодаря ему мы знаем, как решалась участь Господа на закрытых совещаниях религиозной элиты иудеев. Он мог там присутствовать. В связи с этим интересен один момент. Нет никаких упоминаний о том, что Иосиф хоть как-то заступался за Спасителя. И это очень естественно. Ведь он прекрасно видел настроения своих коллег. Он прекрасно понимал, что, если он скажет сейчас хоть слово в защиту Христа, ему самому придет конец. На него будет направлена вся злоба членов синедриона. Поэтому он молчит. Если не в оцепенении, то преисполненный ощущением полного бессилия. Поход к Пилату требовал от Иосифа огромных усилий. Евангелие говорит, что он «осмелился» войти к прокуратору. Греческое слово, которое здесь используется, можно перевести как «опомнился», «взялся за ум», «пришел в себя» и «совершил нечеловеческое усилие». Испрашивая у Пилата тело Христа, Иосиф совершает поистине героический поступок. Словоупотребление намекает, что он не хотел этого делать. Однако в отличие от учеников и Петра, собрав свою волю в кулак, Иосиф переступил через животный страх и по сути открыто объявил себя учеником Христа.

Что так повлияло на него? Безусловно, это страдания и смерть Спасителя. Именно благодаря той трагедии, которая развернулась у него на глазах, душа Иосифа испытала глубочайшее потрясение. Если до Голгофы слова и образ Спасителя были для него притягательны, то смерть Учителя внесла ясность в его чувства. Она все расставила по своим местам. Наполнила душу Иосифа безусловной любовью. И эта любовь побудила его к действиям. Он открывается в самый неблагоприятный момент. Когда, казалось бы, благоразумней было убежать, спрятаться и переждать.

Далеко не случайно в день памяти жен-мироносиц Евангелие упоминает и об Иосифе. Его поступок ярко свидетельствует, на что была способна каждая из них ради Спасителя. Апостолы разбежались, женщины остались. Стояли у креста. А потом, преодолевая страх и без всякой поддержки со стороны, шли к гробнице. Смерть Господа лишь многократно усилила их любовь к Нему. И еще на одну важную черту женского служения намекает образ Иосифа. Если ему потребовалось огромное напряжение, чтобы решиться и пойти к Пилату, то для женщин следование за Христом в любых условиях было делом естественным. Они не прикидывали, что они могут потерять. Евангелие дает нам понять, что у них, в отличие от мужчин, не было иллюзий и ложных представлений, связанных с тем путем, которым идет Господь. Они изначально готовили Его к погребению. Их любовь изначально была безусловной и самоотверженной, хотя и давала им предчувствие того, как оружие пройдет душу (Лк 2:35). Однако именно такая разбавленная болью и терзанием любовь явилась для них преддверием грядущей пасхальной радости.

Читайте также:

Жены-мироносицы — идеал святости

2
17
Сохранить
Поделиться: