Каин: печать милосердия - Православный журнал «Фома»
Каин: печать милосердия

Каин: печать милосердия. Александр Ткаченко о том, как Каин дважды огорчил Бога

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет — «первый». Каин — первый ребенок Адама и Евы. То есть первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а родившийся от папы и мамы. Кроме того, он первый строитель — создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления — зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Каин. Ловис Коринт. 1917
Каин. Ловис Коринт. 1917

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.

Так и с жертвой Богу — она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».

Каин: печать милосердия
Эрик Олсен. Каин и Авель. 1942

И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.

Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.

Бог не оставил его Своей любовью и после того, как он решил убить своего брата. Увидев, как один лишь замысел братоубийства уже изменил саму внешность Каина, Бог обращается к нему с такими словами: …почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ( Быт 4:6–7). Грех у дверей — образ мыслей Каина, которые всеведущий Бог провидел так же ясно, как мы слышим произнесенные слова. Мысль — дверь, ведущая к поступку. Мысль об убийстве — путь к убийству. Бог дал Каину понять, что замысел убить брата Ему известен. Однако при этом Бог не угрожает наказанием, а объясняет ему, словно маленькому ребенку, как должен вести себя человек, когда его одолевают нехорошие мысли: грех влечет тебя, но ты господствуй над ним. Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, даже убив своего брата, Каин все равно не захотел услышать призыв Бога, теперь уже — к покаянию в сделанном. Где Авель, брат твой? Это ведь очень страшные слова. Бог спрашивает его так вовсе не потому, что не знает, где Авель. «Что же ты натворил, Каин? Подумай, где теперь из-за тебя твой брат, опомнись!» — вот что звучало в этом, таком простом с виду, вопросе. Но Каин уже окончательно окаменел душой: Не знаю, разве я сторож брату своему? Так действует на человека совершенный грех: сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум мутнеет, и вот — уже самому Богу он готов врать.

Каин: печать милосердия

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).

Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.

Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. И пресловутая каинова печать — знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца на Земле — Каин.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (51 голосов, средняя: 4,69 из 5)
Загрузка...
27 сентября 2018
Поделиться:

  • Антонина
    Антонина1 год назадОтветить

    Толкования этого библейского события не снимают многих недоумений. Во-первых, с какого времени и почему дети Адама и Евы стали приносить жертвы Богу? Ничего не говорится о том, что сами Адам и Ева приносили жертвы или что они получили такую заповедь от Бога. Утверждение толкователей, что Каин принес что-то негодное из плодов своего труда, тоже непонятно на чем основано, из текста Библии этого не видно, по-моему. Напрашивается, что Богу была более угодна кровавая жертва Авеля. И жертвоприношение животных в то время тоже вызывает недоумение: ведь люди стали убивать животных и употреблять в пищу мясо только после потопа, по повелению Бога. А для Бога, выходит, Авель стал убивать животных уже вскоре после того, как его родители покинули рай? Как-то к этому они сами пришли, никто их этому не учил, Бог их об этом не просил, но жертвы принимал, но не всякую, выходит.
    Возникает представление, что, когда писалась книга Бытие, жертвоприношения уже настолько укоренились, что авторы не могли представить, что когда-нибудь жертвоприношений не было. Но ведь Священное писание Богодухновенно?
    И еще - Бог знал намерение Каина убить Авеля, но не остановил его, а попустил убийство Авеля. Для чего? Что же, жизнь Авеля ничего не стоит? Вот и приходит мысль о том, что люди для Бога как игрушки.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Либо мысль о том, что есть вещи, понимание которых нам принципиально недоступно. Вроде пятого измерения или Божиего промысла.

  • Ирина
    Ирина2 года назадОтветить

    Прочитав статью, и особенно, комментарии, вдруг в голову ударила страшная мысль- а вдруг все это событие неправильно трактуют в библии- ведь ее писали люди? Возможно оба брата любили бога и хотели ему доказать, что любят его, принеся в жертву все самое ценное? Для Авеля ценным был лучший скот- от отдал то, что считал самым дорогим. Жертву Каина из растений бог не принял. Каин искренне задумался- раз бог не принял плоды его, значит нужно принести что-то более ценное. Что самое ценное было у него? Брат! И из любви к богу он принес в жертву своего брата! Бог был шокирован, но понял мотив поступка и не наказал страшным судом, оставив Каина на земле, окрестив знамением, дающим ему неприкосновенность и позволившем ему родить потомство и построить город. А уйти нужно было из-за родителей, которые бы не поняли и не простили... Как вам такой вариант событий?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      Этот вариант событий представляет бога как меркантильное существо, для которого факт подношения главнее греха (мол, деньги не пахнут), и для которого имеет значение материальная ценность подношения. Ни христиане, ни иудеи не могут с этим согласиться.

  • Виталий
    Виталий3 года назадОтветить

    А теперь как есть на самом деле. Итак, дела Бога - в первой главе. Остальное - со второй главы - это дела Люцифера. ОН создал и эдемский рай и Адама и Еву. Заметим, что людей Бог создал в первой главе о чем там и указывается. тот самый змий и был сам Люцифер, просто ему надо было чтобы люди вышлю из зоны комфорта рая и распространились по земле. Требовался повод и запретный плод сработал. Потом Каин и Авель. Не думаю что существу -Богу которрый создал Вселенную, землю и всю живность нужны были какие то сраные дары от людей, и более того -он еще и решил не принимать дары Каина. Дар были те Люциферу, и он снова сделал конфликт между двумя людьми (первый конфликт был между Адамом и Евой с яблоком) и произошло братоубийство. Это что - деяния Бога??? Бог который любит вас всех своей душой и вы как родитель представьте что ваши дети мальчики принесли что добыли своим трудом - вы что - принимать не станете если вам даже не понравится??? Задумайтесь, люди.

  • Вадим
    Вадим3 года назадОтветить

    Интересное мнение. Но автор, видимо, опирается исключительно на синодальный перевод книги Бытия. А он ошибочен. Бог никого не осуждает на изгнание. Каин САМ выбирает путь скитальчества. Он уходит не только от Бога (скроюсь от лица Твоего), но и от своего отца Адама. Кроме того, если бы Каин убил брата из зависти, то это можно было бы искупить покаянием. Но Каин не просто убил, он заклал брата своего, то есть совершил жертвоприношение с противоположным знаком. В других книгах Библии т особенно в книгах Нового Завета об этом говорится много раз...

  • Филип
    Филип4 года назадОтветить

    Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить.»
    Действительно,кто его мог убить если он был третьим человеком и-первым из родившихся от Адама и Евы?И что же получается - они либо спали со своем матерью Евой,либо если Ева родила еще детей - женского пола,получается что с сестрами?Как это возможно ,если это грех? Смысл тогда плодитесь и размножайтесь если можно убрать грех с лица земли ,закончив его на Каине ,Авеле и допустим-их сестре?Что-то не сходится здесь явно.

  • пётр
    пётр4 года назадОтветить

    откуда взялась зависть? почему автор статьи решил что именна она стала причиной убийства?
    каин опечалился и вполне возможно что и случайно убил или просто зло своё хотел сорвать, чтобы печаль свою прогнать...

    за что наказан был каин, ведь он ничего не нарушал. если только то, что он опечалился.
    или может быть не знал, что мертвый уже никуда не денется?

  • abdul.gasanov.
    abdul.gasanov.4 года назадОтветить

    Почему два брата так разительно отличаются цветом кожи? Они не родные?

  • Клавдия и Людмила
    Клавдия и Людмила5 лет назадОтветить

    Уважаемый Александр. Благодарим Вас за содействие в издании книги "Пробуждение сердца" поэтессы Ольги Суворовой и поблагодарите, пожалуйста, автора за такую прекрасную поэзию.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь