Человек–игрушка Бога?

Александр Ткаченко объясняет разницу между Христом и Карабасом Барабасом

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.

Письмо в редакцию

Здравствуйте!

Читаю Библию, и складывается такое впечатление, что человек для Бога — это просто игрушка. Как у ребенка, у Бога есть солдатики — наши и ненаши, есть любимые куклы, есть нелюбимые.

Материал по теме


Каин: печать милосердия

Каин: печать милосердия

Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.

Чем Авель лучше Каина? А Бог, просто потому, что Авель Ему симпатичнее, принимает его жертву, а жертву Каина не принимает. А в результате — первое в истории мира убийство. И в Новом Завете мы читаем, что у Христа был любимый ученик, которому Он открывал чуть больше, чем всем остальным. А Иуде, которому, по словам самого Христа, лучше бы и не родиться, ничего не сказал, никак не предостерег его. Получается, и Иуда стал здесь игрушкой, которой лишь суждено было исполнить какую-то роль. А то, что после нее ему осталось лишь удавиться… Ну так и поделом, правда?

Неприятно ощущать себя куклой, судьба которой целиком в руках невидимого Карабаса-Барабаса. Как-то даже начинаешь лучше понимать Буратино, сбежавшего от такого кукловода и открывшего за нарисованным на стене очагом новый, настоящий мир. Мир, где нет боли и страданий, никто не заставляет тебя плясать под дудку кукловода, все живут радостно и свободно.

Примечательно, как Бог ответил безвинному страдальцу Иову (причина всех его ужасных страданий была в споре Бога с сатаной, т. е. очередная игра): а кто ты такой, чтобы задавать вопрос Мне, Творцу мира? Горшок не спрашивает у горшечника, зачем ты меня слепил. Один горшок — для царских покоев, другой — для мусора. И все они все равно — просто горшки. И, скажем прямо, Иову еще повезло: мало к какому горшку горшечник явится лично, чтобы его пожурить. Ко мне вот пока что-то не заходил.

 Владимир

***

Материал по теме


Иов: вопрошающий Бога

Иов: вопрошающий Бога

Вопрос о невинных страданиях мучает человека вовсе не потому, что наш разум не может логически совместить эти страдания с существованием всемогущего и всеведущего Бога-Любви.

Дорогой Владимир, как это ни странно прозвучит, но в Ваших сомнениях гораздо больше веры в Бога, чем неверия. Лишь верующий человек может возмущаться тем, что его Бог оказался не таким, каким он Его себе представлял. И возникнуть подобные вопросы могли только в неравнодушном к Богу сердце. Мне они тоже когда-то не давали покоя. Я тоже возмущался отвержением жертвы Каина, страданиями Иова, судьбой Иуды.  Не найдя ответов, я откладывал их на самую дальнюю «полку» в своем сознании, надеясь, что когда-нибудь Господь все же ответит мне на них. И постепенно эти ответы действительно приходили. Что-то было прочитано в книгах, что-то услышано в разговоре с умными людьми, а что-то с возрастом вдруг само открылось для понимания. Сейчас я уже твердо убежден в том, что люди для Бога не игрушки, что в любом, даже самом противоречивом и странном событии Священной Истории действует любовь Бога к человеку. Хочу поделиться с Вами найденными для себя ответами и очень надеюсь, что они в чем-то окажутся полезными и для Вас.

Человек: не игрушка, но сын

Материал по теме


Иуда: друг Христа

Иуда: друг Христа

Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков.

Можно по-разному видеть одни и те же вещи и, соответственно своему видению, давать им разные имена. В Библии Бог назван Отцом, потому что человек — любимое его дитя. Иногда — своевольное, иногда — глупое, иногда — жестокое, жадное и безжалостное даже к себе самому. Но от этого не переставшее быть для Отца — любимым. И вся история человечества, по сути, — история взросления этого Божьего ребенка. Трудная, временами даже трагическая, со взлетами и падениями, с катастрофическими ошибками и долгим и тяжелым их исправлением. Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. И Бог не ограничивает его в этой свободе. Он просто всегда находится рядом с человеком и в любой момент готов помочь. В выборе между жизнью и смертью Он всегда предлагает человеку пути жизни. Он оставляет человека свободным, но делает все, чтобы тот смог реализовать эту свободу во благо. В притче о блудном сыне Христос показал самую суть этих отношений: хочешь уйти — иди, но будь готов к тому, что тебе придется очень туго. Захочешь прийти назад, знай — Отец всегда тебе рад, и примет тебя с любовью, из какой бы мерзости ты к Нему ни возвратился. Можно ли назвать это отношением хозяина к игрушке? Наверное, можно, если бы не одно обстоятельство: ни один Карабас-Барабас не согласится принять мучительную смерть ради спасения своих кукол. На такое способен лишь Творец, защищающий любимое творение, или Отец, спасающий своих детей, попавших в беду. Именно таким самопожертвованием заканчивается библейский рассказ об отношениях Бога и человека. И лишь из этой перспективы можно правильно увидеть и понять истории Каина, Иова, Иуды и еще многих и многих людей, чья непростая судьба описана в Библии.

 

Фото Владимир Ештокин

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,79 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Сергей
    Июнь 4, 2019 18:57

    Меня тоже занимает этот вопрос: “Зачем Богу человек? Для чего Он создал Адама и Еву?”. Ведь Он сотворил мир и увидел, что это хорошо. Он создал птиц, зверей, рыб и гадов и увидел, что это хорошо. Все его слушались, ему повиновались все стихии, ангелы его славили – что ещё нужно? Для чего создавать творение заведомо зная, что это приведёт к массовым убийствам, ненависти и попранию всего и вся. Для того, чтобы из этого беззакония вычленить именно тех, кто прошёл испытания и поместить их в Рай? А остальные – в ад, в вечные муки? Не слишком ли большая цена – погубить миллионы, чтобы жили и радовались считанные сотни тысяч. И ещё, если Бог всё обо всех знает, то зачем по кончине мира воскрешать мёртвых и вести их на Страшный Суд, когда с ними и так всё ясно. Может кто пояснит?

  • Денис
    Март 17, 2019 14:23

    а я вообще не хотел бы рождаться -но меня никто не спросил ,да и не у рождённого же и не спросишь .. Ну да -родители виноваты -они меня зачали ,но … Предохраняться грех ,а сексуальное влечение опять же создал Бог для продолжения рода .. Вывод -Господь творчески создаёт рабов своих ,ибо без слуг нет и господина ..

  • Алексей
    Январь 11, 2019 13:17

    Мы всё равно ничего не можем изменить не в мире, ни в Боге, мир такой какой он есть, не мы писали эти законы, нам остаются лишь жалкие попытки что то объяснить или понять в меру своего развития. Или изменить что то в себе, тогда и мир и Бог наверное изменется.

  • Василий aka Minimorum
    Декабрь 5, 2017 4:55

    –> “Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. И Бог не ограничивает его в этой свободе. “

    Да, как известно, этот тезис неоднократно выдвигается и подчёркивается в очень многих Святоотеческих трудах и церковных проповедях — но только при этом почему-то упорно игнорируется и замалчивается тот очевидный вопрос, который из этого тезиса напрямую вытекает: “Так, значит, человек не является игрушкой-марионеткой в Божиих руках только лишь до тех пор, пока он не отрёкся полностью, окончательно и безповоротно, от этой своей возможности богопротивления и неповиновения Божией воле — ну а как только он совершает это полное отречение (*вернее, когда это полное отречение само собой незримо происходит в его душе, как результат его длительных усилий, молитв и подвигов*) и становится святым, человеком Божиим, то вот тогда-то он уже как раз и становится именно такой вот игрушкой-марионеткой в Божиих руках (*т.е. полностью управляемым Божиим инструментом, “орудием Бога”*) , которая никогда ничего не решает и не выбирает себе сама по своему собственному усмотрению, но всегда и во всём, вплоть до наимельчайших мелочей, следует в точности тем выборам и тем решениям, которые ей указует Бог, т.е. делает, говорит, мыслит, чувствует и желает исключительно только лишь то, что Сам Бог предписывает ей делать, говорить, мыслить, чувствовать и желать?? Получается, что все без исключения святые Божии, все Небожители — это целиком и полностью марионетки Божии, Богоуправляемые роботы и автоматы, и не более того??”

  • Василий (*``Minimorum``*)
    Декабрь 5, 2017 3:51

    –> “Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. “

    Этот тезис постоянно подчёркивается в Святоотеческих трудах и церковных проповедях — но при этом почему-то упорно игнорируется и замалчивается напрямую вытекающий из этого тезиса вопрос: “Так, значит, человек не является Божьей марионеткой только лишь до тех пор, пока он не отрёкся полностью, окончательно и безповоротно, от этой своей возможности богопротивления и отвержения Божьей воли — ну а после того, как он совершит такое полное отречение (*т.е. после того, как это полное отречение от богопротивления окончательно произойдёт в его душе, как результат его длительных усилий и подвигов*) , он станет как раз именно марионеткой в руках Бога, полностью управляемым Божьим инструментом (*орудьем Божиим*) , который с тех пор уже абсолютно ничего не решает и не выбирает сам по своей воле и по своему собственному усмотрению, но во всём, абсолютно во всём до последнейших мелочей, действует (*а также и говорит, и мыслит, и чувствует, и желает*) исключительно только по указанию и предписанию Божьему, “по Божьей указке”, и никак иначе (*ну а любая попытка выйти из этого состояния рассматривается Богом как акт богопротивления и смертный грех, подлежащий вечной каре*) ? Т.е., все без исключения святые Божьи, все Небожители — это Божьи марионетки, инструменты в Божьих руках, Богоуправляемые автоматы, и не более того??

  • Василий (*``Minimorum``*)
    Декабрь 5, 2017 3:50

    –> “Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. “

    Этот тезис постоянно подчёркивается в Святоотеческих трудах и церковных проповедях — но при этом почему-то упорно игнорируется и замалчивается напрямую вытекающий из этого тезиса вопрос: “Так, значит, человек не является Божьей марионеткой только лишь до тех пор, пока он не отрёкся полностью, окончательно и безповоротно, от этой возможности богопротивления и отвержения Божьей воли — ну а после того, как он совершит такое полное отречение (*т.е. после того, как это полное отречение от богопротивления окончательно произойдёт в его душе, как результат его длительных усилий и подвигов*) , он станет как раз именно марионеткой в руках Бога, полностью управляемым Божьим инструментом (*орудьем Божиим*) , который с тех пор уже абсолютно ничего не решает и не выбирает сам по своей воле и по своему собственному усмотрению, но во всём, абсолютно во всём до последнейших мелочей, действует (*а также и говорит, и мыслит, и чувствует, и желает*) исключительно только по указанию и предписанию Божьему, “по Божьей указке”, и никак иначе (*ну а любая попытка выйти из этого состояния рассматривается Богом как акт богопротивления и смертный грех, подлежащий вечной каре*) ? Т.е., все без исключения святые Божьи, все Небожители — это Божьи марионетки, инструменты в Божьих руках, Богоуправляемые автоматы, и не более того??

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *