Фото: rpu-rf.ru

«Эти советы помогли мне добиться тишины на уроках» — как школьный учитель справился с хаосом в классе

Начало моей карьеры учителя вышло не слишком вдохновляющим. Я изо всех сил старался сделать уроки яркими и интересными, но моим ученикам гораздо больше нравилось болтать друг с другом. Ор на первых уроках стоял такой, что из соседних кабинетов заглядывали возмущённый коллеги, интересовались, что это за цирк шапито. Ребята в классе сидели, как попало, рюкзаки валялись в проходах, при этом многие беседовали прямо во время урока. Среди тех, кто заглядывал в кабинет, была и завуч по учебной работе. Окинув суровым взглядом резко притихший класс, завуч пригласила меня после урока к себе. И она дала мне первый совет: «Дисциплина – превыше всего».

Урок может быть сколь угодно интересным, но что в этом проку, когда дети вас не слышат? Что же делать? С чего начать? Первый совет моей опытной коллеги был таким: «Начни с правильной посадки». Дети на уроке должны сидеть так, как это удобно учителю. Шумные компании следует рассадить так, чтобы болтуны оказались как можно дальше друг от друга, при этом следует проявить строгость и «последний шанс» давать следует далеко не всем. Никаких выкриков с места. Вопрос – поднятая рука. Но самое важное: правильная поза. Спина ровная, руки сложены на парте. Это дисциплинирует. На уроке, который вела сама завуч, дети, действительно, сидели именно так. Ровно и аккуратно.

Плакат Института санитарного просвещения Наркомата здравоохранения СССР, 1944 (?) г.

Вдохновлённый, я вернулся на свой боевой пост. Но реальность оказалась суровой. Ученики какое-то время пытались сидеть правильно, но довольно быстро опять развалились за партами как попало. Сначала я сердился, но потом сам попробовал посидеть за плоским столом на жёстком стуле, сложив руки перед собой. Это, в самом деле, оказалось сложно. И не удобно. Кстати, почему парты и стулья в школах именно такие? Вопрос вовсе не праздный…

А ещё я вспомнил свои школьные годы. Сидел ли я на уроках «правильно»? Нет. И большинство одноклассников – тоже. Ну разве что отличницы, и то не все. Может быть, как в басне «Квартет», дело не только в том, кто как сидит?

Я снова обратился за советом к опытным коллегам, и получил второй совет, самый ценный. Дети обязательно должны быть заняты. Все сорок минут урока. Готовясь к урокам, я думал в основном о том, что будут делать я. И не сильно заботился о том, чем в это время займутся дети. Думаете, достаточно просто интересно рассказывать, и они будут благоговейно внимать? Увы, в жизни всё сложнее. Молодым учителям не зря советуют писать план каждого урока, это, в самом деле, очень помогает.

И вот я пришел на урок с пачкой заданий. В среднем за время урока я стал использовать три-четыре формы работы. Домашнее задание проверили, так чтобы участвовал в этом весь класс, а не два ученика у доски. Несколько фактов в тетради записали, при этом я строю логические цепочки, чтобы ребята понимали, что за чем следует. Иллюстрации посмотрели, в этом очень помогает интерактивная доска; можно и видео включить, но не очень длинное, и после просмотра обязательно обсудить увиденное. В конце урока – небольшая письменная работа по изученному материалу. А там и звонок. И время прошло с пользой, и все при деле.

Постепенно ситуация на уроках начала меняться к лучшему. Правда, проверки у меня прибавилось. Одно дело – контрольная раз в пару недель, совсем другое – летучки почти на каждом уроке. Но если ответы типовые, проверка даже сотни листочков – дело не такое уж утомительное.

Я никогда не забывал: моя цель – научить детей, а не «занять» их, иначе легко может произойти подмена, тогда учебный процесс превращается в муштру. Приходилось мне видеть и такое…

А ещё я знаю учителей, которые вроде бы делают всё правильно. И к урокам готовятся, и детей рассаживают, и задействуют разные формы работы, но порядка – нет. Почему? Не знаю. Жизнь сложная штука, и тишина на уроке – не всегда добрый знак. Но об этом в другой раз.

Ваш,

Дмитрий Ермаков,

учитель истории в московской школе

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (96 голосов, средняя: 4,57 из 5)
Загрузка...
1 сентября 2020
Поделиться:

  • Юлия
    Юлия 1 неделя назадОтветить

    Может, на уроке истории проверка типовых ответов и не займёт много времени, а вот на уроках литературы и русского, где нужно исправить все ошибки, даже если ты проверял теорию, от проверки можно одуреть.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      Да, специфика предметов разная. Тем интереснее было бы получить отзыв и собственный опыт других учителей. Все наши тексты на темы воспитания и педагогики -- это приглашение к разговору, а не догма.

  • Николай
    Николай 2 недели назадОтветить

    А вот в нашей школе был учитель биологии, на уроках которого был такой шум, что директор бежала с первого этажа на второй проверять, есть ли в классе урок. И, тем не менее, его ученики и через несколько десятков лет помнят, что у спрута лучевая симметрия, а серебристая акация - это мимоза.
    С накопляемостью оценок вообще проблем не было. На уроках работали самые закоренелые хулиганы и двоечники: кричали, плевались из трубочки, - но абсолютно все работали!

  • Светлана
    Светлана 2 недели назадОтветить

    Вы правы,дисциплина у некоторых железная,работаю давно,но бывает хромает

  • Андрей
    Андрей 2 недели назадОтветить

    Показатель качества урока не тишина, а конструктивное общение.
    Кошмарить контрольными или тестами каждый урок - дешёвая месть ученикам. Письменная работа по истории требует вдумчивого исследования, а не забега на скорость. И наконец, интерактивная доска на уроке истории глупость. Объясняю почему - потому что закрытый набор ответов не позволяет педагогу представить себе ученика, чей ответ окажется умнее "верного".

    • Игорь
      Игорь 2 недели назадОтветить

      Сам историк, и терпеть не могу жалоб на низкую накопляемость оценок( хотя их у меня 4-6 набирается в четверти)- история не математика, у нас устный предмет. А такие как автор превратили его в писанину, дети ни бе ни ме сказать не могут

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

        Полностью цикл в Контакте публиковался, и мне кажется, суждение об авторе слишком категоричное. Спор о роди письменных работ призываю вести именно как нормальную дискуссию, без осуждения лично друг друга.

  • Юлия
    Юлия 3 недели назадОтветить

    Общение с хамовитыми подростками, кстати, очень помогает начать видеть собственные слабости. Болтливых учителей во время урока любят выводить на разговоры о их личной жизни, неуравновешенных - на истерики, ленивых - на желание пораньше убежать домой под одеяло и никогда из под него не вылезать. Но если учитель понимал схему, по которой его снова и снова пытаются саботировать, уроки постепенно становились лучше

  • Юлия
    Юлия 3 недели назадОтветить

    "Небольшие письменные работы" в конце каждого урока в своё время убивали мой интерес к предмету на корню. Учительница планировала отвести условных 15 минут на проверочную, а в итоге где-то половину этого времени тратила на попытки укротить клоунаду в классе (чем, зачастую, только усугубляла ситуацию). Если уж я когда-то и успевала доделать всю кр, это было от силы раз десять. В итоге я начала просто игнорировать добрую половину заданий, чтобы просто получить тройку и быть оставленной в покое. Какой смысл даже читать следующие задания, если все равно не успеешь или в спешке напишешь ерунду? Потом стала игнорировать всё больше заданий, а потом и вовсе дегроднула до "спишу подчистую". Уровень знаний по предмету катился в бездну соответственно. Ещё большой минус - из-за такого гринда оценок пропадало время на вопросы от учеников, не до конца понявших материал.
    Как мне кажется, тишина в классе зависит именно от уважения. Как бы наша учительница не старалась нас нагружать, одноклассники чувствовали возможность устраивать "стендапы" на её уроках. Было педагога два или три, к которым наш класс относился с настоящим уважением. Взрослые внутренне (хотя были младше многих наших родителей), спокойные, умеющие выстроить дистанцию и поставить себя. Над такими подросткам издеваться не только не весело, но и не хочется

Загрузить ещё