Начало моей карьеры учителя вышло не слишком вдохновляющим. Я изо всех сил старался сделать уроки яркими и интересными, но моим ученикам гораздо больше нравилось болтать друг с другом. Ор на первых уроках стоял такой, что из соседних кабинетов заглядывали возмущённый коллеги, интересовались, что это за цирк шапито. Ребята в классе сидели, как попало, рюкзаки валялись в проходах, при этом многие беседовали прямо во время урока. Среди тех, кто заглядывал в кабинет, была и завуч по учебной работе. Окинув суровым взглядом резко притихший класс, завуч пригласила меня после урока к себе. И она дала мне первый совет: «Дисциплина – превыше всего».

Урок может быть сколь угодно интересным, но что в этом проку, когда дети вас не слышат? Что же делать? С чего начать? Первый совет моей опытной коллеги был таким: «Начни с правильной посадки». Дети на уроке должны сидеть так, как это удобно учителю. Шумные компании следует рассадить так, чтобы болтуны оказались как можно дальше друг от друга, при этом следует проявить строгость и «последний шанс» давать следует далеко не всем. Никаких выкриков с места. Вопрос – поднятая рука. Но самое важное: правильная поза. Спина ровная, руки сложены на парте. Это дисциплинирует. На уроке, который вела сама завуч, дети, действительно, сидели именно так. Ровно и аккуратно.

«Эти советы помогли мне добиться тишины на уроках» — как школьный учитель справился с хаосом в классе
Плакат Института санитарного просвещения Наркомата здравоохранения СССР, 1944 (?) г.

Вдохновлённый, я вернулся на свой боевой пост. Но реальность оказалась суровой. Ученики какое-то время пытались сидеть правильно, но довольно быстро опять развалились за партами как попало. Сначала я сердился, но потом сам попробовал посидеть за плоским столом на жёстком стуле, сложив руки перед собой. Это, в самом деле, оказалось сложно. И не удобно. Кстати, почему парты и стулья в школах именно такие? Вопрос вовсе не праздный…

А ещё я вспомнил свои школьные годы. Сидел ли я на уроках «правильно»? Нет. И большинство одноклассников – тоже. Ну разве что отличницы, и то не все. Может быть, как в басне «Квартет», дело не только в том, кто как сидит?

Я снова обратился за советом к опытным коллегам, и получил второй совет, самый ценный. Дети обязательно должны быть заняты. Все сорок минут урока. Готовясь к урокам, я думал в основном о том, что будут делать я. И не сильно заботился о том, чем в это время займутся дети. Думаете, достаточно просто интересно рассказывать, и они будут благоговейно внимать? Увы, в жизни всё сложнее. Молодым учителям не зря советуют писать план каждого урока, это, в самом деле, очень помогает.

И вот я пришел на урок с пачкой заданий. В среднем за время урока я стал использовать три-четыре формы работы. Домашнее задание проверили, так чтобы участвовал в этом весь класс, а не два ученика у доски. Несколько фактов в тетради записали, при этом я строю логические цепочки, чтобы ребята понимали, что за чем следует. Иллюстрации посмотрели, в этом очень помогает интерактивная доска; можно и видео включить, но не очень длинное, и после просмотра обязательно обсудить увиденное. В конце урока – небольшая письменная работа по изученному материалу. А там и звонок. И время прошло с пользой, и все при деле.

Постепенно ситуация на уроках начала меняться к лучшему. Правда, проверки у меня прибавилось. Одно дело – контрольная раз в пару недель, совсем другое – летучки почти на каждом уроке. Но если ответы типовые, проверка даже сотни листочков – дело не такое уж утомительное.

Я никогда не забывал: моя цель – научить детей, а не «занять» их, иначе легко может произойти подмена, тогда учебный процесс превращается в муштру. Приходилось мне видеть и такое…

А ещё я знаю учителей, которые вроде бы делают всё правильно. И к урокам готовятся, и детей рассаживают, и задействуют разные формы работы, но порядка – нет. Почему? Не знаю. Жизнь сложная штука, и тишина на уроке – не всегда добрый знак. Но об этом в другой раз.

Ваш,

Дмитрий Ермаков,

учитель истории в московской школе

18
3
Сохранить
Поделиться: