Двусторонняя резная икона XIII века.
Материалы: дерево, темпера (краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов).
Икона подобного вида сохранилась в единственном экземпляре.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Икона
В центре иконы — раскрашенный горельеф с образом великомученика Георгия Победоносца в окружении писаных сюжетов из его жития.
Из двенадцати сюжетов-клейм сохранились девять.
Оборот иконы
На обороте иконы изображены великомученица Марина (слева) и святая Ирина (предположительно).
Зачастую двусторонние иконы использовались в крестных ходах, чтобы люди могли видеть образ Христа, Богородицы или святого с обеих сторон. Такие иконы называются выносными или процессионными.
Житийная икона —
иконописное произведение, в среднике (центре) которого изображен святой, а по периметру в отдельных клеймах (композициях) находятся сюжеты его жития (жизни). У ног святого изображен портрет женщины-ктитора — жертвователя, на чьи деньги была изготовлена икона. Ее имя не сохранилось. Предположительно, это портрет Ирины Комниной Дукены, супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня.
Ирина Комнина Дукена —
болгарская царица, супруга царя Ивана II Асеня (1218–1241), дочь фессалоникийского императора Феодора Дуки Комнина (1224–1230). Вышла замуж за овдовевшего болгарского царя в 1237 г. в обмен на освобождение из болгарского плена отца и братьев. Родила сына Михаила и дочерей Феодору и Марию. После смерти мужа некоторое время управляла Болгарией как регентша своего малолетнего сына Михаила II Асеня (1246–1257). В 1241 г. вернулась в Фессалоники к своему брату Иоанну, приняла монашеский постриг с именем Ксения.
Иконографическая программа:
Заказчица иконы молится святому Георгию, который в свою очередь передает ее молитвы ко Христу. Получается цепочка: человек — святой — Бог.
В византийской традиции ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой.
Икона в России:
В 2017 году с 8 февраля по 9 апреля в рамках культурного обмена икону Георгия Победоносца привезли в Третьяковскую галерею в составе выставки «Шедевры Византии».
Где и кем изготовлена:
Икона изготовлена в XIII веке в одной из мастерских крестоносцев. Это мастерские, в которых работали одновременно византийские и западные мастера. Они соединяли в себе черты европейского и византийского искусства.
Где хранится:
Икона хранится в Византийском и Христианском музее в Афинах. Музей основан в 1914 году и насчитывает более 25 тысяч экспонатов византийского и христианского искусства.
Образ великомученика Георгия в геральдике
На Руси почитание святого с самого начало было велико и ассоциировалось с воинским подвигом и ратной славой. Князь Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий в честь великомученика. Изображение святого становится символическим и нарицательным — оно встречается на печатях, монетах и гербах.
Первое официальное описание Московского герба 1781 года гласит:
«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием черного змия».
Для заставки использованы фотографии Юлии Маковейчук