В седьмое воскресенье после Пасхи в Церкви вспоминают отцов, принявших участие в Первом Вселенском Соборе. Он состоялся в городе Никее в 325 году. В храмах в этот день читается отрывок Евангелия, в котором звучат удивительные слова Христа: «Я открыл имя Твое человекам...» Что же они означают?
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех,которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Евангелие от Иоанна 17:1–13
«Границы моего языка — границы моего мира». Это известное выражение Людвига Витгенштейна описывает один из фундаментальных законов взаимодействия человека и того, что его окружает. Вещь существует для меня только тогда, когда я знаю, как ее называть. Лишь в этом случае она занимает соответствующее ей место в моей персональной энциклопедии. То есть я знаю, что она из себя представляет и как я могу ее использовать по назначению.
Для Священного Писания это весьма актуально. В сознании библейских авторов имя самым тесным образом связано с внутренним миром именуемого. Это словно ключ к его душе. Поэтому нередко изменение социального или духовного статуса человека сопровождалось изменением имени. Так, например, когда фараон делает Иосифа правителем Египта, он дает ему новое имя — Цафнаф-панеах, что означает «спаситель мира».
Более того, в представлении человека Древнего Востока тот, кто знает имя, тот владеет предметом. Не случайно, вступая в права владыки всей твари, Адам нарекает имена животным. Он не просто раздает клички питомцам — скорее он осуществляет грандиозную каталогизацию творения. А вместе с этим и получает власть над мирозданием. Теперь он полноправный хозяин всего живого и неживого. Все существует для него. И лишь от выбора Адама зависело то, как именно и в каких целях он будет все это использовать. Станет любящим отцом или капризным и эгоистичным тираном.
Увы, прародители сделали выбор в пользу потребления. Девиз падшего человека прост: хочу, чтобы у меня было все и ничего мне за это не было. Хочу, чтобы всё работало на меня. Но я при этом оставался бы в состоянии покоя. Имя — универсальный инструмент для этого. Говорят, что языческие жрецы скрывали имена верховных богов от простых людей. Они боялись, что люди овладеют божеством, будут использовать его силы в своих корыстных целях. Судя по истории, рассказанной в Писании, древние евреи в этом смысле недалеко ушли от остальных племен.
Обратим внимание, что в Ветхом Завете Господь не открывает Своего имени людям. Так, например, на просьбу патриарха Иакова, а также на просьбу Маноя (отца судьи Самсона) Бог отвечает: что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно] (Быт 32:29, Суд 13:18). Даже Моисею Бог дает «странный» с точки зрения нашего земного понимания ответ, который больше похож на уход от всякого ответа: Я есть Сущий» (Bc 3:14), то есть Существующий. А если обратимся к еврейскому оригиналу, то прочитаем еще более завуалированное: «Я есть Тот, Кто Я есть».
В чем причина такого упорного нежелания назвать Себя? Очевидно, это не «капризы» Творца. И это не только потому, что Бог непознаваем и никакой словесной формулой Его не описать. В чем еще могло быть дело? Бог видел сердца людей. И люди еще не были готовы к такой ответственности. Еще сохранялся высокий риск, что они не смогут бережно отнестись к этому дару. Скорее всего, они, продолжая, как и язычники, верить в способность подчинить себе Бога, испытают соблазн использовать имя Божие в своих корыстных целях. Это преждевременное знание вдохновит и воодушевит их на еще большее зло: «Я знаю имя Бога — отлично! Теперь в моих руках супероружие и я точно овладею этим миром!» Весьма предсказуемая логика.
Вот на этом фоне и звучат слова Христа: Я открыл имя Твое человекам. Эта краткая фраза в своей смысловой глубине выражает всю суть подвига Спасителя. В Его лице Бог делает гигантский шаг навстречу людям. Теперь Бога можно потрогать руками, оказаться с Ним лицом к лицу, разделить с Ним тяготы земного странствования, почувствовать Его запах, услышать Его слова. Теперь о Боге можно говорить так же определенно, как о нем говорили отцы Вселенских Соборов. Описывать истины, которые связаны с Божественным миром, при помощи немощного человеческого слова. И эти сочетания мертвых значков на бумаге или краткосрочных уловимых вибраций воздуха парадоксальным образом будут передавать всю силу и мощь Безграничного и Вечного Создателя Вселенной.
Но не только это подразумевают слова Христа. Открыть имя означает подойти максимально близко. Обнажить себя, стать уязвимым, дать собеседнику полную власть над Собой. Это не просто акт демонстрации величайшего доверия, но и в первую очередь свидетельство жертвенной любви. Ведь существует огромный риск, что собеседник просто плюнет в душу, унизит, а потом и распнет. Но Господь подчеркивает: «делайте что задумали, Я в любом случае буду с вами до конца, даже если это будет стоить Мне жизни».
Итак, Бог открыл нам Свое имя. Доверил Себя. Как мы пользуемся этим даром? Сегодня Господь напоминает нам: знать имя Бога — не значит уметь воспроизвести набор звуков в определенной последовательности во время молитвы. Это знание не исчерпывается и осведомленностью в догматическом учении Церкви, в тех описания Творца, которые предлагает нам святоотеческая традиция.
В первую очередь знать имя Христа означает иметь глубоко личные отношения с Ним. Иметь Его непрестанно перед своим мысленным взором. Быть с Ним в самой тесной душевной и духовной связи. Любить и стараться угодить Ему, исполняя евангельские заповеди. Именно в той мере, в какой мы будем стараться следовать по этому пути, имя Божие будет святиться в нас, наполняя сердце благодатью Его Небесного Царства.