«Христос пришел дать нам свободу, а религия сковывает человека заповедями и запретами. Как это можно совместить?» — отвечает священник – Православный журнал «Фома»
«Христос пришел дать нам свободу, а религия сковывает человека заповедями и запретами. Как это можно совместить?» — отве...

«Христос пришел дать нам свободу, а религия сковывает человека заповедями и запретами. Как это можно совместить?» — отвечает священник

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В христианском понимании свобода — это черта образа Божьего в человеке. Создав людей по Своему образу и подобию, Господь наделил нас этим даром — одновременно и благодатным, и страшным. Уже Адам и Ева испытали на себе амбивалентность свободы, оказавшись в ситуации выбора — доверится Богу, или пойти на поводу у змея. Их выбор в пользу зла обернулся вселенской катастрофой, последствия которой не изжиты до сих пор. С тех пор вопрос выбора стоит перед каждым человеком. Только нам, в отличие от Адама, говорившего с Богом лицом к лицу, тяжелее выбрать добро — слишком сильно повлиял на нашу природу грех, унаследованный человечеством от его прародителей.

Тяжесть и усилия, с которыми связан свободный выбор в пользу добра, породили вульгарное понимание свободы как возможности человека поступать в соответствии с собственными желаниями. Однако такое понимание весьма спорно. Вся агрессивная культура потребления, которой характеризуется современное общество, направлена на моделирование желаний и их удовлетворение. Реклама товаров, услуг и в целом определенного образа жизни программирует поведение человека строго определенным образом. Но если мое желание возникло в результате подобного послания, можно ли сказать, что оно — мой свободный выбор? Могу ли я в этом случае отделить себя от своего желания? — нет. Будучи простимулированным извне, оно просто увлекает меня за собой.

Настоящая свобода предполагает, что человек является господином своих желаний и подразумевает ответственность человека за его выбор: ответственность перед собой, обществом и Богом. Именно о такой свободе, побеждающей суетные желания и тесно связанной с ответственностью, пишет апостол Павел: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал 5:13).

Религия действительно ограничивает и сковывает, но не человека, а его животные инстинкты и страсти, одновременно освобождая дух — т.е. то, что и составляет наше подлинное "я" — от рабства греху.

Человек получает свободу не для того, чтобы грешить, а чтобы, будучи укрепляемым благодатью Божией, иметь возможность не грешить. Ведь, по слову Спасителя, всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34).

Свобода предполагает независимость от греха. Путь к ней показал Христос — нужно только внимательно прочитать Евангелие. Идти таким путем непросто, поскольку он связан с превозмоганием себя, с освобождением от привычного и уютного рабства греху и потакания своим страстям. Вспомним древних евреев, которые, освободившись от египетского рабства, вскоре, столкнувшись с трудностями в пустыне, стали тяготиться обретенной свободой и роптать на Моисея, говоря зачем ты вывел нас из Египта (Исх 17:3). Именно в этом смысле апостолы в проповеди к нововообращенным христианам говорили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). Ведь что может быть тяжелее и мучительнее, чем осознание своей беспомощности перед лицом греха, от которого хочешь, но не можешь избавиться. Но если мы решительно будем следовать этим путем, то постепенно бремя свободы, поначалу почти невыносимое, станет легким. Только на этом пути возможно подлинное освобождение и, как следствие — обретение счастья, стремление к которому заложено в каждом из нас.

Фото https://ru.depositphotos.com

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (29 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
7 октября 2021
Поделиться:

  • Евгений
    Евгений5 дней назадОтветить

    В Евангелии сказано: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. Христианство, заповеди Христа дают человеку, христианину возможность жить и строить согласно со своей верой. Сегодня не только Россия, но и безбожный мир летит в бездну, краха и нравственного одичания, они уже стоят у порога.

  • Анна
    Анна5 дней назадОтветить

    В школе надо было учиться. Свобода это осознанная необходимость. На уроках обществоведения это определение дают. Не то делаю. что хочу. А то что посчитал для себя необходимым. То есть смысл свободы в осознанности необходимости поступка. во взвешенности решения. Обдумывания его со всех сторон.
    И желая действовать , в первую очередь . надо понять, а насколько мне это необходимо. И каковы последствия. И нужны ли мне эти последствия.

  • Денис
    Денис6 дней назадОтветить

    Наталья, патриарху Кириллу уже далеко за 70 лет. Члены Свящённого Синода тоже люди в основном сильно пожилые. Их мировоззрение сформировалось ещё задолго до перестройки, как контркультурное по отношению к послевоенному гуманизму советского розлива.
    Естественно ныне люди средних лет во многом мыслят иначе, а для молодёжи - это вовсе предки из совсем другой эпохи. Может Господь попустил пандемию ковида в том числе и для того, чтобы скорее произошла долгожданная смена поколений в светской и церковной властях?

  • Наталья
    Наталья1 неделя назадОтветить

    В четвертый раз отсылаю свой комментарий!Буду и дальше пытаться.

    "Но если мое желание возникло в результате подобного послания, можно ли сказать, что оно — мой свободный выбор?"

    И что из этого? Да, это не абсолютно свободный выбор.
    Но при этом мы абсолютно лишены свободного выбора на:

    - быть нам созданными Богом или нет. Бог творит нас из небытия и впускает в этот несчастный мир БЕЗ нашего свободного выбора.

    - на рождение безгрешными. Бог творит нас уже пораженными греховностью. Мы лишены свободного выбора родиться безгрешными.
    Из-за своей греховной природы мы терпим боль, голод, жажду, усталость, подвержены греху. И все это - БЕЗ нашего свободного выбора. И терпим все это невиновно.
    - претерпевание скорбей. Огромное количество бед, скорбей, страданий попускается Богом нам БЕЗ нашего свободного выбора. У вас, здоровых родителей, родился тяжело больной ребенок - Бог так попустил. Вы давали Ему свое свободное согласие на это испытание? Нет. А ваш ребенок? Нет. Это страдание вам и ребенку попущено насильственно. Оно - насилие и принуждение над вашей свободной волей и вашим свободным выбором.
    Еще пример.
    Вашего ребенка изнасиловал педофил. Так попустил Бог. Почему Он попустил такой кошмар? Прежде всего, потому что Он уважает свободную волю педофила. И поэтому не препятствует ему насиловать детей. Так нас учит Церковь: Бог с уважением относится к свободной воле человека, не препятствуя ему делать и злой выбор. А вот свободный выбор ваш, родителей, и вашего ребенка: не быть истерзанным педофилом, остается без уважения со стороны Бога. Почему?
    Выходит, по важнейшим моментам: быть мне или не быть, не хочу рождаться греховным, не хочу терпеть скорби или хотя бы выбирать, какие из них терпеть - по всем этим моментам мы ЛИШЕНЫ свободного выбора.
    И еще лишены выбора идти или не идти в ад. Туда все пойдут против своей свободной воли. Бог мог бы из милосердия оставить неспасенных вне рая, но и без мучений. Но не сделает этого. Почему?
    И такой момент. При сотворении каждого из нас Бог знает, погибнет или спасется этот человек. И, зная, что погибнет, все равно создает его. Какой благой и милосердный смысл в этом?

    Так что наша свободная воля и свободный выбор весьма условны и полностью отсутствуют по вышеуказанным важнейшим моментам. Но в Церкви это обсуждать не принято! Почему?

    • Денис
      Денис5 дней назадОтветить

      Наталья, в русской классической литературе хорошо освящён мировоззренческий конфликт отцов и детей. Однако в связи с ростом продолжительности жизни ещё стал актуальным конфликт дедов и внуков, когда внукам взгляды дедов представляются уже не просто устарелыми, а архаичными. Так, если для среднего поколения русских перестроечная повестка доминирующая в РПЦ устарелая, то для молодёжи - это архаика. Аналогичная разница и во взглядах на Бога. Молодёжь воспитана на фэнтези, где по отношению к сильнейшим божествам либо богоборчество со стороны тёмных героев, либо любовь наёмника со стороны героев положительных. Так в классический отряд искателей приключений в фэнтези обычно входит жрец, которые в награду за верную службу получает от божества различные чудесные способности чаще всего целительские. В результате молодёжь с насмешкой относится к любви раба с её страхом перед адскими муками. Любовь сына же в отношении Бога для нынешних молодых людей малопонятна.

  • Александр
    Александр1 неделя назадОтветить

    Свобода без ответственности называется анархией - дело бесовское.
    Христос дает Свободу, а Церковь учит Ответственности за Ее, Свободы, применение. Все правильно...

  • Андрей
    Андрей1 неделя назадОтветить

    Надо советовать не"внимательно читать евангелие", а читать его с помощью... Вон, протестанты, тоже внимательно читают, но у каждого своё мнение по поводу прочитанного.

  • Гость
    Гость1 неделя назадОтветить

    Фото в заголовке не слишком привлекательное, как Вы думаете?