Вопрос читателя:
Добрый день! С переходом на рыночную экономику любое действо принято считать как деятельность, которая оплачивается (неважно, кем): поэтому служение Господу — это работа. Указано, что воскресенье — день, когда не следует работать. Священнослужители грешат? Работая в праздник, в воскресенье особенно. Есть ли этому объяснение в Писаниях?
Юлия
Ответ священника:
Дорогая Юлия, можно я отвечу довольно жестко? Уж простите, но не могу я видеть предложения, которые выстроены по образце логических рассуждений, но при этом в самых начальных своих посылках содержат ошибки, так что в итоге вся логическая цепочка, весь, вспоминая Аристотеля, силлогизм оказывается выстроен криво и неправильно. И когда я вижу такие логически выстроенные умозаключения, всегда начинаю переживать о том, что логика как предмет или вообще не преподается, или преподается так, что учащиеся хотят поскорее ее сдать и забыть. А потом не умеют ни дискуссии грамотно вести, ни просто разговор выстроить — и отсюда возникают ссоры, проблемы и непонимания не то что в рабочих, а даже в глубоко личных отношениях: с друзьями, в семье... И это так горько всегда, что просто невозможно не реагировать и не напомнить человеку о простой, элементарной логике в ее чистом, правильном и научном виде.
Итак, разберем Ваше утверждение: «С переходом на рыночную экономику любое действо принято считать как деятельность, которая оплачивается». Это база, на которой Вы выстраиваете все Ваше умозаключение, и она ошибочна: далеко не любое действие принято считать деятельностью, которая оплачивается. Когда Вы идете куда-то с друзьями, Вы не оплачиваете время Ваших друзей, а они — Ваше. Когда Вы обнимаете любимого человека, это бесплатно. Когда целуете своих детишек, племянников, детей друзей и т.п. и играете с ними, полагаю, Вы делаете это бесплатно. Спите Вы тоже бесплатно. И много чего еще. Да, какие-то вещи, которые Вам могут для всего этого понадобиться, Вы покупаете (еду, кровать, одежду и т.п.), но сами действия, о которых мы говорим, бесплатны и, думаю, Вы согласитесь с тем, что работой и в целом коммерческой деятельностью они не являются.
Вы покупаете краски и иные материалы для рисования, но само Ваше рисование, если только Вы не выставляете картины на продажу, не относится к коммерческой деятельности. И еще масса всяких Ваших (и не только Ваших) активностей — это не коммерческая деятельность. Это раз, и это мы запомним.
«...поэтому служение Господу — это работа». Вывод неверный, потому что это утверждение нельзя вывести из того, что было сказано ранее. Мы только что обсудили, что далеко не всякая деятельность относится к коммерческой, к работе. Но тут нужно сделать некоторые замечания.
Во-первых, к служению Богу призваны все христиане, не только священники. На богослужении дело священника — определенные действия в алтаре, а дело народа Божия — молитвенное соучастие в службе. И как Вы, может быть, помните, «царственное священство» — это название для всех христиан, а не только для тех, кто в сане, и этот статус предполагает определенную ответственность в жизни каждого крещеного человека.
Во-вторых, как мы уже обсудили выше, многие виды некоммерческой деятельности, не оплачиваясь сами по себе, предполагают расходы на то, с помощью чего эта деятельность будет осуществляться (покупка красок и т.п.). Если мы говорим о богослужении, нужно покупать вино для Причастия, из чего-то печь просфоры, платить за электричество или покупать свечи и т.п. При этом сама литургия и участие в ней бесплатны. Но есть и еще один момент: служение священника — это не только литургия в воскресенье. Это литургии в будние дни, вечерние службы, масса треб (отпевания, крещения, исповеди, просто беседы с прихожанами и так далее), и график такой, что где-либо еще работать невозможно. В Европе, знаю, священники работают, но у православного священника за границей и занятость на приходе меньше, а здесь, в России, поскольку православных много, служение занимает все время. И возникает естественный вопрос: чем батюшка и его семья будут оплачивать услуги ЖКХ, еду, на что покупать одежду и т.п.? Ведь мы, священники, не получаем бесплатно ни еду в супермаркете или на рынке, ни одежду, ни лекарства в аптеке — ничего такого нет. И так как давно уже стало понятно, что священник фактически лишен возможности работать, прихожане отдавали 10-ю часть своего дохода на Церковь — и на оплату всего, что связано с поддержанием храмовой жизни, и на жизнь самого священника. Сейчас ситуация иная, многие приходы живут за счет отдельных благотворителей, но остается основная схема: священник служит и имеет некоторое содержание. Иногда очень малое, кстати.
Но от этого литургия не перестает быть некоммерческой деятельностью. То есть это не работа, это совсем другое.
А дальше мы вспомним с Вами еще два момента: во-первых, не говорится, что в воскресенье нельзя работать (это не относится к литургии, это я в принципе). Можно, и многие работают. Но мы всегда говорим о том, что, если работу можно перенести, лучше перенести ее после литургии, а самому поучаствовать в службе, потому что не стоит лишать себя благодати от совместной молитвы на службе и от участия в Таинствах. То же самое касается праздников. См., например, ответы на вопросы Можно ли работать вместо литургии в воскресенье и праздник?... и Грех ли работать на даче в воскресенье вместо литургии?
Какой бы ни была экономика, законы духовной жизни и потребность человека быть с Богом остаются неизменными, равно как и духовные потребности человека. Быть с Богом — это значит быть с Ним в общении, то есть в молитве. И молитва как была и личной, и общественной, так такой и осталась. И литургии как были в храме, так и есть, и участие в них, равно как и молитва, бесплатны. Я понимаю, что Вы оплачиваете требы (это издержки нынешней ситуации, см. Почему в Церкви берут деньги?), но за литургию, исповедь, Причастие Вы не платите, потому что это бесплатно.
Во-вторых, поскольку есть у нас еще со времен Ветхого завета предписание «один день отдай Богу», смысл воскресенья, какая бы экономическая ситуация ни была, не меняется. Это день Господень, в который весь приход собирается на литургию, а возглавляет литургию священник или епископ. Вот, собственно, и все.
С Богом!