После Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись с проповедью о Христе по разным городам и странам. Сведения об их миссии сохранились в Священном Предании. Где они проповедовали и что с ними происходило в это время?
Изначально апостол Пётр проповедовал только среди иудеев, но в Иоппии он получил видение от Бога, Который велел ему не почитать нечистым то, что Бог очистил (Деян 11:5–10). После, когда Пётр был приглашен проповедовать в Кесарию, он понял, что этим откровением Господь дал знак проповедовать не только евреям, но и язычникам.
Апостолу Павлу принадлежит большинство посланий, вошедших в Новый Завет. Его имя носит целых 14 посланий, в то время как всех остальных книг, включая Евангелия, — только 13. Апостол не писал послания собственноручно: он диктовал текст секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои послания кратким приветствием.
Проповедь Андрея Первозванного сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами, например воскрешениями из мертвых. Одно из таких чудес произошло в Фессалониках, где некий мужчина попросил апостола исцелить сына, одержимого бесом. Демон же, зная, что его хотят изгнать, удушил мальчика. Безутешный отец принес тело к апостолу, веря, что его еще можно воскресить. Тогда Андрей произнес: «Во имя Иисуса Христа, восстань, отрок!» — и мальчик воскрес.
Во время своей проповеди в Иерусалиме Иаков часто спорил с книжниками и фарисеями, постоянно побеждая их. Устав от своих поражений, иудеи наняли философа-волхва Ермогена, чтобы он переспорил апостола. Волхв отказался идти сам и послал на диспут своего ученика Филита. Однако после разговора с Иаковом Филит уверовал в Иисуса Христа. Позднее и сам Ермоген, убедившись в силе Божией, принял крещение, отказался от магии и стал христианином.
Город Эфес, расположенный на территории современной Турции, был в то время известен культом языческой богини Артемиды. Апостольская проповедь сильно раздражала ее жрецов. В конечном итоге император получил донос на Иоанна и приговорил его к смертной казни. Однако чаша с ядом, которую его заставили выпить, не причинила вреда апостолу.rnrnНа острове Патмос в Эгейском море, куда Иоанн был отправлен в ссылку, апостол написал Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). А по возвращении в Эфес — одно из четырех Евангелий и три послания.
Проповедь апостола Филиппа в Греции была настолько успешной, что местные иудеи обратились к религиозным лидерам в Иерусалиме с просьбой вмешаться. Из Иерусалима в Грецию прибыла делегация, и над Филиппом был устроен суд. Апостол достойно опроверг все обвинения. Не найдя, что ответить, иудеи со злости попытались напасть на него, но внезапно потеряли зрение. Филипп же обратился к Богу с просьбой исцелить их и просветить им сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели, и после многие из них крестились.
Варфоломей считается первым просветителем Армении. Во время проповеди в этой стране к нему обратился один из местных князей, Полимий, у которого дочь страдала от одержимости. По молитве апостола девочка исцелилась, и в качестве благодарности Полимий предложил Варфоломею много золота, серебра и драгоценностей. Но апостол отказался, сказав, что ищет лишь Царства Божия. Потрясенный его поступком Полимий и его семья уверовали во Христа и крестились. Их примеру последовало и множество жителей того княжества.
После схождения Святого Духа на апостолов Матфей восемь лет проповедовал в Палестине. Там он написал Евангелие, которым открывается Новый Завет. Изначально Матфей написал его на еврейском языке, поскольку обращался в первую очередь к своим соплеменникам-иудеям. Однако оригинальный текст не сохранился. До нас Евангелие от Матфея дошло в греческом переводе.
Во время проповеди в Эфиопии апостолу Матфию явился Господь в образе юноши и вручил ему жезл, повелев посадить его возле церкви города Мирмены. Как только апостол исполнил повеление, жезл превратился в дерево с многочисленными спелыми плодами, а из его корней потек ручей чистой воды. Все свидетели этого чуда уверовали во Христа и приняли крещение в этом же источнике.rnrnЧасто эту историю связывают с апостолом Матфеем. Это происходит из-за путаницы в именах. Сведения о жизни и проповеди апостола Матфия мы черпаем главным образом из сочинений «Деяния Андрея и Матфия» и «Мученичество Матфия». Последнее с течением времени по причине сходства имен превратилось в «Мученичество Матфея», поэтому многие факты в житиях этих двух апостолов перемешались.
Апостол Фома попал в Индию как строитель дворца для царя Гундофара. Однако все деньги, выделенные на строительство, Фома раздал бедным, после чего занялся проповедью. Вскоре Гундофар узнал об этом и захотел казнить апостола. В итоге царь принял крещение, а после его примеру последовал весь его дом и двор. За 20 лет своей миссии в Индии апостол Фома основал семь церквей, а также привел к христианской вере 32 брахманских семьи.
Еще при жизни Иаков Алфеев получил от новообращенных прозвище «Божественное семя», потому как апостол бесстрашно сеял в сердцах человеческих Божие слово, насаждая веру и взращивая благочестие. О смерти апостола Иакова Алфеевасуществует несколько версий. Одни историки считают, что он погиб в Мармарике, побитый камнями, другие — что он принял мученическую смерть на кресте по дороге в Египет в городе Острацине.
Во время миссии в Эдессе апостол Иуда написал Соборное послание, которое вошло в канон Нового Завета. Оно состоит только из одной главы.rnrnНа праздник Пасхи фарисеи возвели его на крышу Иерусалимского храма и приказали обратиться к народу со словами, что христианство — это ложное учение. Но апостол вместо этого произнес проповедь о Христе. Тогда фарисеи столкнули его вниз. Апостол чудом выжил, но фарисеи, набросившись на праведника, забили его до смерти.
Симон Зилот проповедовал в Абхазии, на территории современной Грузии. Там апостол крестил многих язычников, за что и принял мученическую смерть от рук местных правителей. В абхазских легендах можно встретить упоминание о великих чудесах Симона Зилота, который излечивал прикосновением рук от разных болезней, усмирял боль, окропляя раны водой, и молился за всех страждущих, обращаясь к Богу на «загадочном» языке.