Фантастика и фэнтези: разве христианам нужны эти сказки?

В редакцию «Фомы» пришло письмо от нашей читательницы:

Вопрос мой касается того, как христианину балансировать на тонкой грани между чрезмерной узостью взглядов с одной стороны — и «толерантной» широтой взглядов с другой стороны.

Вопрос родился вот как: обычно я приезжаю на новый год к родителям (они неверующие). Традиционно проводим досуг за просмотром различных фильмов (чаще фантастических). В этот раз я как-то особенно ясно поняла, что мне больше не интересно… Неинтересны фантастические теории о смысле мира и человека, неинтересно обсуждать эти идеи с мамой. У нас с ней интерес к научной фантастике всегда был общей темой, тем, о чем мы могли увлеченно беседовать, с подтекстом «а вдруг так на самом деле?…» А сейчас я просто знаю: «Нет, не так на самом деле, а только так, как учит Господь через Писание. Так и не иначе» — и я вдруг почувствовала эту уверенность как ущербность и бескрылость мысли. В конце концов, (говорит мне мысль), это просто скучно. Пусть правда у Христа, но любоваться и говорить об интересных идеях — разве преступление?

Это касается, конечно, не только фильмов, но и книг, и всего искусства.

Я художник, и для меня вопрос «свободы искусства» всегда стоит как-то особо остро, когда искусство сталкивается с верой.

Что это? Не фанатизм ли? И как правильно держать баланс в подобных вопросах?

Фантастика и фэнтези: разве христианам нужны эти сказки?

Фрагмент из фильма “Интерстеллар“. kinopoisk.ru

Ответить мы попросили редактора отдела культуры Виталия Каплана, который не только журналист, но и писатель-фантаст:

Фантастика и фэнтези: разве христианам нужны эти сказки?Без всякой иронии: автору письма многие верующие люди позавидовали бы — у нее, воцерковленной православной христианки, есть общая почва для общения с неверующей мамой (а именно, интерес к научной фантастике). Отталкиваясь от этой темы, можно уже постепенно переходить к обсуждению более важных вещей — этических и духовных. Когда начинающий воцерковляться человек пытается «миссионерить» своих близких, это чаще всего оборачивается неудачей — потому что говорит он с ними на языке, пока им чуждом, непонятном. А тут — есть общий язык, и если уж этим общим языком оказалась фантастика — значит, за нее и нужно зацепиться, надо обсуждать с мамой прочитанные книги, смотреть с нею вместе фильмы. А потом разговаривать об этом, стараясь ненавязчиво дать христианский взгляд на поднятые в книгах и фильмах вопросы.

Но чтобы это получилось, автору письма стоит глубже разобраться и в том, что такое фантастика как направление в искусстве, и как вообще с христианской точки зрения соотносятся свобода творчества и верность Христу.

Это важный вопрос, который стоит не только перед творческими людьми, но и перед каждым всерьез верующим человеком. Какие границы вера ставит нашему воображению? И есть ли они вообще?

Да, есть. Потому что если мы христиане, если всё, происходящее с нами и внутри нас, мы сверяем с Евангелием, с учением Церкви — неизбежно окажется, что не все наши фантазии, не все игры нашего воображения согласуются с христианским вероучением.

Фантастика и фэнтези: разве христианам нужны эти сказки?

Фрагмент из фильма “Интерстеллар“. kinopoisk.ru

Но как понять, где проходит «красная черта»? Существует ли какой-то единый, общезначимый ответ для всех? Можно ли составить список «запретных тем», «запретных идей», «запретных художественных приемов»? Очевидно, что нет — поскольку все люди разные, у каждого свой путь духовного развития, и что одному вполне допустимо, другому может оказаться вредным. Втиснуть литературу и искусство в прокрустово ложе «душеполезного» — не самая лучшая идея. Не самая лучшая — и не самая новая. На протяжении всей церковной истории то и дело происходили попытки запретить (из самых благочестивых соображений) то одно, то другое — и в конечном счете такие запреты приводили к лицемерию одних, жестокости других и безверию третьих.

Поэтому решения тут могут быть только личные. Если я осознал, что мне вот эта книга неполезна, я не буду ее читать. Если я чувствую, что если посмотрю вон тот фильм, на душе у меня будет гадко — я не стану его смотреть. Но избави меня Боже навязывать свою точки зрения другим! Конечно, я могу делиться с ними своим мнением, могу объяснять, что мне здесь не нравится, но нельзя требовать от них — апеллируя к христианству! — не читать, не слушать, не смотреть. Это и посягательство на чужую свободу, и психологическая манипуляция. Механизм тот же, что и когда подростка берут на «слабо». Там — если ты мне не подчинишься, ты ничтожество. Здесь — если ты мне не подчинишься, не поступишь, как я советую, значит, ты плохой христианин, ты позорище. А быть позорищем мало кому хочется.

Как же понять, какова именно твоя мера допустимого? Лучше, конечно, решать это с духовником — если он есть и если ты ему действительно доверяешь. Но и духовники такие не у всех имеются, и не каждый христианин способен на такое послушание, да и от ошибок никакой духовник не застрахован. Вспомним известную историю о преподобном Иоанне Дамаскине, которому его наставник в монастыре запретил сочинять духовные песнопения, и только прямое вмешательство Пресвятой Богородицы убедило наставника отменить свой запрет. Поэтому даже если мы всецело доверяемся в таких вопросах духовнику — то решение о том, чтобы ему довериться и послушаться, мы все равно принимаем сами.

А это значит, что личная мера допустимого — это всегда зона риска. Здесь нет формулы, куда подставишь свои данные и получишь правильный результат. Ориентироваться тут можно только косвенно, наблюдая за своим духовным состоянием, за отношением к людям, к Церкви, к молитве. Иногда можно, трезво взглянув на себя, заметить связь между, например, увлечением каким-то сериалом и холодностью по отношению к ближним, между привычкой к какому-то стилю в музыке — и нежеланием ходить в храм. Но такое если и увидишь, то вовсе не сразу.

Теперь от этих общих соображений перейдем конкретно к тому, что вызывает недоумения у автора письма — то есть к фантастике. Действительно, если проанализировать идеи, лежащие в основе большинства фантастических книг и фильмов, легко увидеть их несоответствие православной догматике. Будь то путешествия во времени, будь то параллельные миры, будь то альтернативная история… а уж о фэнтези и непременной для этого жанра магической составляющей я и не говорю. Вопрос, как это воспринимать с христианских позиций?

Во-первых, надо учитывать, что перед нами — не богословские трактаты. Это художественные произведения, они не претендуют на то, чтобы учить нас тому, как устроен мир. И этим они отличаются от разного рода эзотерической литературы, начиная от древних гностиков и заканчивая современными оккультистами. «Сказка — ложь». Строго говоря, большинство народных и литературных сказок тоже не очень-то соответствуют церковному вероучению. Попробуйте проанализировать с догматических позиций, например, «Сказку о царевне-лягушке» или «Дюймовочку». Следуя такой логике, отказаться нужно вообще от любой культуры, кроме церковной. Но кончится такой отказ тяжелыми духовными заболеваниями, потому что только достигшие святости совершенно не нуждаются в светской культуре. Среди нас, воцерковленных православных людей, таких, мягко скажем, маловато.

Во-вторых, если мы не просто называем себя христианами, но и хорошо знаем свое вероучение, то вряд ли нашу веру может смутить книга или фильм, в котором звучит что-то «крамольное». Напротив — такие произведения могут послужить нам пищей для ума, для духовного анализа. И речь не о том, чтобы с высот православного богословия расставить авторам оценки — тут недопонял, там ошибся, здесь в трех соснах заблудился. Речь о другом — догадаться, почему автор пришел к ошибочной, с нашей точки зрения, мысли, что могло на него повлиять, как эти ошибочные мысли связаны и с его личными особенностями, и с особенностями его эпохи, его культуры. Такие размышления нам нужны не для того, чтобы над кем-то надмеваться, а чтобы лучше понимать людей, понимать время, в которое живем, понимать прошлое. Чем лучше мы это будем понимать, тем больше застрахованы от собственных ошибок и падений.

В-третьих, в большинстве фантастических произведений самое главное — это не фантастический антураж, не звездолеты и лучеметы, не эльфы и нуль-транспортировка, а отношения людей. Воспринимая такое произведение, нужно выделять суть из фона, нужно видеть не просто сцену с декорациями, а тот спектакль, который в этих декорациях ставится. Просто декорации подчас позволяют более четко высветить какой-то межличностный конфликт, какую-то социальную проблему. «Сказка ложь, да в ней намек». Вот именно ради этого намека все и писалось/снималось/рисовалось. Фантастика, в особенности современная, вовсе не тщится рассказать нам о том, «как всё на самом деле», не раскрывает нам тайны устройства вселенной. Она о том, на самом деле происходит с нами. Как мы любим и боимся, как надеемся и предаем, как верим и теряем веру, чего ждем от будущего и как осмысляем прошлое. Да, то же самое можно раскрывать и средствами реалистического искусства, но с помощью фантастики это нередко удается лучше, доходчивее.

И, наконец, что касается «бескрылости мысли» христианского вероучения по сравнению с яркостью идей научной фантастики. С чего вдруг «бескрылость»? Такое ощущение может возникать только от недостаточного знакомства с христианским богословием. Уверяю, чем больше читать серьезной богословской литературы, чем глубже вникать в авторскую мысль, тем прекраснее покажется церковное вероучение. Вы увидите, что там есть место и сложнейшим, совершенно небанальным интеллектуальным построениям, и неожиданному взгляду на привычные наши представления о пространстве, времени, материи, и высокой поэзии. Просто это уже не уровень воскресной школы.

 

Читайте также:

5 фантастических фильмов советского времени, которые стоит посмотреть современным подросткам

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (34 votes, average: 4,68 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • дед Владимир
    Апрель 27, 2019 16:53

    Да фантастика это попытка человека осознать самого себя и нет в ней ни чего нового, всё это одна суть суть борьбы добра и зла в душе и за душу человека. Конечно же есть фантастика которая не несёт познавательного, а есть суть грешного человека, его видения жизни, но в целом это отражение постоянной борьбы , это всё то о чём говорится нам в Библии, “… Что было, то и будет….. , и нет ни чего нового под солнцем…. .”.

  • Ольга
    Март 7, 2019 11:08

    Прекрасная статья! А кстати о фантастике: у того же Льюиса есть совершенно христианская по духу “Фантастическая трилогия”. Там и полеты в космос, и жители иных миров, но все это, как вот тут в статье хорошо подмечено, не главное – но служит определенной цели и определенной мысли автора.

  • Владимир (другой)
    Февраль 28, 2019 2:35

    А как вставить аватару?

    • Редакция
      Февраль 28, 2019 17:11

      Такая функция сейчас не доступна.

  • Виталий Каплан
    Февраль 26, 2019 13:26

    Добрый день, Данил!
    На мой взгляд, “Властелин колец” Толкина – произведение, имеющее чёткий христианский подтекст. Это о том, как человек принимает Промысл Божий о себе и ради служения Богу отказывается от своего эгоизма, преодолевает собственные немощи. В центре внимания там Фродо его миссия по уничтожению кольца, а всё остальное – очень интересный, красивый, но всё-таки антураж. Написанный с огромным знанием истории, языков и традиций языческих народов. “Властелина колец” (равно как и “Сильмариллион”) не стоит воспринимать как метафору христианского богословия, потому что это прежде всего метафора христианской нравственности.
    Что же касается “Хроник Нарнии” Клайва Льюиса, то это на сто процентов христианские произведения, написанные христианским мыслителем и миссионером. Целевая аудитория Льюиса – английские дети младшего и среднего школьного возраста, которым он хотел в иносказательной форме напомнить об основных истинах христианства. Я всячески рекомендую “Хроники Нарнии” и как детское чтение, и как взрослое – потому что взрослый читатель найдёт там те смысловые слои, которые недоступны ребёнку. Ну и уж не говоря о том, что в переводе Наталии Трауберг это замечательная проза.

  • Лариса
    Февраль 23, 2019 22:00

    Спасибо за ответ, хотя у меня давно уже не возникает таких вопросов как в статье. Очень люблю фантастику, с детства зачитывалась, а сейчас на мой взгляд это самое безобидное развлечение для христиан, умом понимаешь что это всего лишь сказка, и нет вероятности нарваться на пошлость и постельные сцены и голые телеса

  • Владимир (другой)
    Февраль 23, 2019 3:31

    P.S. Как зарегистрироваться на этом сайте, чтобы писать комментарии с аватарой и без премодерации?

    • Редакция
      Февраль 25, 2019 14:08

      Владимир, премодерация на нашем сайте обязательна.

  • Владимир (другой)
    Февраль 23, 2019 3:31

    Дополнительная сложность в том, что вся современная фантастика (особенно фильмы) содержит в себе элементы эротики, смотреть на которые – грех против 7-й заповеди. Только Толкину с “Властелином Колец” удалось избежать этого, но его обвиняют в том, что он положил начало всему остальному. Это не получится считать “всего лишь фоном”.

    P.S. Как зарегистрироваться на этом сайте, чтобы писать комментарии с аватарой и без премодерации?

  • Данил
    Февраль 22, 2019 15:21

    Если возможно, хотелось бы узнать мнение автора по самому знаковому произведению фэнтези – “Властелину колец”. Однажды довелось услышать вполне одобрительный отзыв о нём кого-то из священников. Ну и “Хроники Нарнии” тоже оцените, если можно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *