У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!
Во второй главе своего Евангелия апостол Марк рассказывает об исцелении больного человека и почему для этого пришлось разобрать крышу дома, а также о работнике налоговой службы, который стал апостолом. А филолог Марина Журинская рассказывает, что все это значит.
Только через несколько дней Он вернулся в Капернаум, но жажда увидеть Его, услышать и получить исцеление была так велика, что четверо, которые несли параличного («расслабленного»), не могли войти с ним в дверь дома и, поднявшись на крышу, разобрали ее и опустили носилки прямо в комнату. Какая выразительная деталь! И Христос, несомненно оценивший рвение этих людей (нужно еще учесть, что не всякий больной согласился бы на такую рискованную процедуру), сказал страдальцу: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».
И с этого момента начинается в Евангелии от Марка конфликт Спасителя с представителями «традиционного» благочестия: присутствовавшие книжники мысленно обвиняют Его в богохульстве. Очень типичное поведение и очень обычная для таких случаев подмена: чуть что не по нам – сразу обвинения в богохульстве. Если подумать, то при этом обвинители приравнивают себя к Богу и вещают от Его лица; мы с таким явлением неоднократно сталкиваемся на протяжении всей истории. А к тому времени эта рискованная, скажем прямо, операция отождествления была проведена настолько успешно, что оно затмило и входящее в религиозную норму Ветхого Завета ожидание Мессии, да так, что ждали-ждали, а дождавшись – обознались.
Эти помышления книжников не остались незамеченными Христом (недаром говорится: «Господь видит сердце», и это полезно усвоить твердо-натвердо), и Он сказал: «Для чего так помышляете? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: – встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тот вышел, а все прославляли Бога. Таким образом Христос не просто исцелил человека, которому и современная медицина вряд ли бы помогла, но и свидетельствовал о Себе как о Сыне Божием, и тем самым косвенно свидетельствовал и об Отце.
Мне кажется, не следует видеть здесь (и во всех других случаях, когда Спаситель прощает грехи исцеляемым) утверждение, что если покаешься, то мигом выздоровеешь. Чистая совесть и спокойствие души несомненно позволяют бороться с болезнью. Корень болезней – несомненно в первородном грехе, в испорченности человеческой природы. Но прямого соответствия болезни и греха нет, точнее, оно не всегда есть. И не зря в Евангелии от Иоанна, когда Христа спрашивают, по чьим грехам ребенок родился слепым, Он такую связь отрицает.
Тут дело совсем в другом: в том, КТО прощает грех. Христос пришел в мир, чтобы восстановить падшего человека. Он – именно Он! – в силах это сделать совершенным образом, так что тот, кому Он отпускает грех, становится чист, как до грехопадения. А в этом случае какие уж болезни! Но не зря же Спаситель говорит исцеленным, чтоб впредь не грешили, – грешат, и падшее состояние к ним возвращается, а с ним и риск заболеть.
...Сюжет с исцелением расслабленного и усомнившимися книжниками мы с меньшими подробностями встречали в Евангелии от Матфея (начало Мф 9). Так, может быть, для простоты и ради краткости пропускать в Четвероевангелии повторные повествования о тех или иных событиях? Их ведь немало, и что-то повторяется аж все четыре раза (например, проповедь Крестителя и Крещение Иисуса, насыщение 5 000, вход в Иерусалим и многие события Великой Пятницы). Но как минимум два основания диктуют отказ от такой «экономии» места и времени: во-первых, можно считать, что этим событиям принадлежит особая роль в истории спасения, потому что недаром ведь они основательно закрепились в памяти Евангелистов, а Церковь своим авторитетом эти повторы санкционировала при составлении корпуса Четвероевангелия; во-вторых, каждое из Евангельских повествований – это единый текст, и препарировать его, идя путем таких сокращений, вряд ли желательно, - не говоря уже о том, что вовсе не душеполезно.
После этого Христос направился к морю, и народ двинулся следом, а Он учил. А на обратном пути, на окраине, проходя заставу, Спаситель увидел Левия Алфеева, сборщика пошлин, и сказал ему: «Следуй за Мною». Сборщиков пошлин мы больше знаем как мытарей, а у этого мытаря было и другое имя: Матфей, в будущем – Апостол и Евангелист. Будучи мытарем, он просто-напросто не мог не грешить, – хотя бы тем, что неуклонно взимал пошлину с бедняков, повергая их в нищету, – а тут вот встал и пошел по зову Иисуса.
...А так ли уж мы уверены, что этот зов – «Следуй за Мной» – не был когда-нибудь обращен и к нам?..
Даже если бы Христос был просто «наби», пророком и учителем благочестия, Его приход в дом мытаря и совместная трапеза с его гостями, тоже мытарями и другими лицами сомнительных достоинств, которые невзирая на это следовали за Ним, были бы вопиющим нарушением «правил благочестия», коль скоро под этими правилами понимать жесткое разделение. А они именно так и понимались, да и до сих пор подчас понимаются. Но вот книжники и фарисеи тоже сочли для себя возможным зайти и угоститься, однако при этом строго осуждали и хозяина дома, и Христа, и Его учеников, делая им выговор за совместную трапезу Учителя невесть с кем. Услышавший это Иисус сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Вот именно эти слова Христа... как-то остаются без внимания. Да, все, что Он говорил, замечательно и истинно... но мы-то не такие, мы-то ведь хорошие... Кто ж спорит, очень заманчиво считаться хорошим (то есть если не быть, так казаться), – ну там, парочка грешочков... в понедельник ел салат на постном масле... но зато исправно ненавижу все, что надо. Бедные люди, бедные.
И кстати о постном масле: ученики Крестителя и юные фарисеи исправно постились, а Апостолы – нет. Когда об этом несоответствии спросили Христа, Он сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в меха ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые».
Сначала коснемся части этого высказывания Господа, а потом обратимся к целому. Из слов Христа следует, что пост связан с чувством печали (в данном случае речь идет об утрате того, кто очень дорог), а те, кто радуется, не постятся. Для нас здесь важно указание на высший смысл поста как времени сосредоточенности на горестных мыслях; тем самым подчеркивается, что пост – это не диета. Тогда как же понимать выражение «постимся постом приятным»? - А так и понимать, в прямом смысле слова: мы принимаем этот пост как должное, не ворчим, не подсчитываем дни, – и он идет нам на пользу, а тем самым и в утешение.
Теперь о целом. Подчас можно встретить звучные проклятья в адрес диалектики как порождения злокозненного протестантизма. Более разумные указывают на истоки диалектики в творениях великих Каппадокийцев. Но ведь можно усмотреть эти истоки и в речах Спасителя, Который постоянно призывает к пониманию реального положения вещей в мире, которое отличается от первых двух арифметических действий. Когда Он говорит о нерушимости закона, Он говорит истину. Когда Он говорит о новизне Своего учения – это тоже истинно. В рамках диалектики. Главное – не спешить все вокруг крушить и ломать и не раздавать наотмашь осуждения, а для начала подумать. И тогда можно будет понять, как сочетать новое со старым, не отменяя старого и не повредив новому.
Правда, диалектика Евангелия включает в себя одно немаловажное условие: ее вводит Бог, потому что только от Него могут исходить такого рода установления. И следующий эпизод показывает это с полной ясностью.
В субботу Христос с учениками идет через поле (ах, какую прекрасную картину написал на этот сюжет один малоизвестный немецкий художник!). Ученики срывают колосья и едят зерно. Это снова вызывает негодование фарисеев: нарушается закон субботы. Но Христос напоминает им, что и Давид нарушал субботу подобным образом, и более того: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и алкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?». Вот как-то снова и снова получается, что фарисеи, вроде бы блюдущие традиции, хуже знают Писание, нежели Иисус, Который к словам «суббота для человека, а не человек для субботы», присоединяет еще и следующие: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы». Исходным образом установление субботы - от Бога, но за века, прошедши с того момента, когда с Синая прозвучало «седьмой день - суббота Господу твоему» смысл этой заповеди слегка видоизменился: фарисеи предпочитали понимать субботу не как отдых от изнурительных трудов и время благодарственной молитвы, а как сугубое отягощение тех неудобоносимых бремен, которые они накладывали на верующих. Поэтому эти слова в устах Воплощенного Сына Божия звучат как возврат субботе ее исконного смысла. Тем самым происходит восстановление и Десяти заповедей во всей их силе. Новый Завет осуществляется Христом в обновленном Им мире.
Из следующей главы вы узнаете в чем смысл субботы, почему фарисеи сговорились убить Христа, как Он выбрал 12 апостолов и кого называет своими родственниками.