У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!
Третья глава Евангелия от Марка, в которой фарисеи не придумали ничего лучше, чем обвинить Христа… в одержимости. Как они дошли до этого и что означают слова о Спасителе «Он вышел из себя» — в толковании филолога Марины Журинской.
1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. 2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. 4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. 6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. 7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. 9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. 10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. 11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. 12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его. 20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. 21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. 22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. 31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома , послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Нельзя отказать фарисеям в чуткости (по принципу «наш - не-наш») и в стремлении к чистоте учения (их учения, фарисейского, а вовсе не закона Моисеева) и к сомкнутости рядов. Вот Христос в субботу приходит в синагогу, как и подобает. А там – человек с высохшей рукой. И уже все внимание – не на благочестии, а на том, как бы подловить Иисуса на недолжном: на действии в субботу. А Он говорит больному: «Стань на средину», потому что совершенно не намерен скрываться, более того – желает разъяснить истинный смысл субботы. И спрашивает присутствующих: «должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?». Люди молчат, – либо потому, что понимают, что честный ответ будет в пользу Того, по отношению к Кому они исполнены недоброжелательства, а также будет самоизобличением их злобы, либо просто потому что в таких категориях мыслить не привыкли. В их системе все просто и стройно: нужно выполнять предписания, чтобы быть благочестивыми, а быть благочестивыми нужно, чтобы выполнять предписания. И будет вам счастье. Причем тут добро и зло... Христос смотрит на них «с гневом, скорбя об окаменении сердец их», и говорит больному: «Протяни руку твою». Сухую руку протянуть невозможно, но по воле Божией возможно все. Он протягивает руку – и исцеляется. Такое вот упреждение темы бесплодной смоковницы.
А фарисеи, выйдя наружу, сговариваются с иродианами о том, как бы погубить Того, Кто угрожает их стабильности. Для них нет уже ни воли Божией, ни исполнения пророчеств; главное – чтобы все шло так, как идет, и никаких перемен, – и даже никаких мыслей об их возможности. А у Христа – Свои задачи: спасение человечества путем преодоления последствий первородного греха. Он удаляется к морю, и великое множество народа из разных мест следует за Ним, за Тем, одно прикосновение к Кому целительно. А бесы падают перед Ним, крича, что Он – Сын Божий. В Евангелии сказано, что Он запрещал им это, «чтобы не делали Его известным». Представляется, что не будет большой дерзостью предположить, что Он не желал, чтобы Его Божественность провозглашалась столь нечистыми устами.
![Погружение в Евангелие. День 3](https://media.foma.ru/2020/03/Jesus-Heals-on-the-Sabbath-Christ-heals-tne-man-with-paralysed-hand-700x466.jpg)
Везде, где был Иисус, за Ним шли толпы, и Он этому не препятствовал. Но здесь подчеркивается уникальный момент, когда он взошел на гору, взяв с собой только тех, кого захотел, а из них выбрал двенадцать. Все они перечисляются, в том числе и Иуда, «который и предал Его». А когда спустились с горы и вошли в дом, за ними вошло столько народа, что Марк описывает это с помощью простого, но насыщенного образа: «невозможно было и хлеба есть». И здесь Евангелист роняет намек на то, почему через некоторое время прозвучали слова Спасителя, вызывающие некоторое смущение: сообщает, что «ближние», то есть, очевидно, родня в широком понимании этого слова, «пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя», – деликатное обозначение шаткого состояния психики. Две причины могли вызвать такое их действие: неверие в Иисуса как Христа и простая забота о «бедняжке». А вот иерусалимские книжники подозревали Его в одержимости: «он изгоняет бесов силою бесовского князя». Известное нам по Матфею рассуждение Христа по этому поводу Марк определяет как притчу: Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
Так было отвечено на обвинения – и с рассуждением, и с предупреждением, чтобы не больно-то разнузданно давали волю языку, выискивая обвинения одно другого ужаснее и нелепее. Мысль о том, что злоречивый может сам очень сильно пострадать – глубокая и правильная; жаль только, что далеко не все способны усвоить ее в полном объеме, а главное – ей следовать.
Теперь повествование возвращается к тому, что Мать Иисуса и братья Его (а родство на востоке считается куда более скрупулезно, чем в Европе) стояли вне дома и послали за Ним. И когда Ему это передали, Он сказал следующее: «Кто матерь Моя и братья Мои?», после чего, окинув взглядом сидящих вокруг, добавил: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Сходное мы находим в Лк 11:27, где Иисус также противопоставляет телесное и духовное родство. В этих противопоставлениях можно усмотреть большой смысл, который и до сих пор нельзя сказать чтобы так уж закрепился в массовом сознании: духовное родство больше сближает. Можно предположить, что этому закреплению препятствует именно то, о чем сказано у евангелиста Иоанна: дефицит любви. Те, кто не прибегает к Богу как к единственному Источнику неиссякаемой любви, боятся того, что любви на всех нехватает. Люди ставят себя перед ложным выбором: если я буду кого-то любить, значит, мне следует кого-то другого ненавидеть. Вот и проявляется любовь к собакам в ненависти к кошкам, любовь к родным – в ненависти ко всем окружающим, любовь к своей вере – в пламенном ниспровержении иноверцев и любовь к Родине – в желании уничтожить всех «чужих». Отказ от такой избирательной ненависти - это, в сущности, первый шаг к христианству. А человечество в целом как-то все робеет сделать этот шаг. Так что какой уж там конец света...
Также нельзя полностью исключить, что в данном случае свою роль играет и то, что родичи Иисуса прибежали, чтобы по собственному разумению оберечь Его, а на деле – воспрепятствовать Его миссии. Что невозможно. Так что эти слова Спасителя просто все расставили по местам. И в этом эпизоде, и в бесчисленных других выявляется единый мотив: Христос не налагает на людей невыносимое бремя; те, кто имеет уши и слышит, получают от Его речей существенную опору в жизни. Стоит об этом подумать прежде чем предаваться зубодробительным аскетическим практикам.
Дальше — глава четыре. В ней вы прочитаете о том, как Христос рассказывает притчу и Сам же ее объясняет, а также почему СМИ — орудие Спасителя и как апостолы пытаются понять, Кто же на самом деле их Учитель.