ДВЕ ДЕКЛАРАЦИИ: ЕСТЬ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ?

Те, кто недоволен принятой на X Русском Всемирном Народном Соборе “Декларацией о правах и достоинстве человека”, утверждают, что она противоречит “Всеобщей декларации прав человека” 1948 года. Так ли это? Как в действительности соотносятся оба этих документа? Отвечает Вахтанг КИПШИДЗЕ, сотрудник юридического отдела ОВЦС Московского Патриархата.

“Зачем нужна новая Декларация, когда одна уже есть?” – нередко приходится слышать в спорах. Видимо, люди полагают, что Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, настолько всеобъемлюща и универсальна, что никакие поправки к ней не нужны. А главное, незачем переосмысливать те мировоззренческие принципы, что лежат в ее основе.

Однако спустя без малого шестьдесят лет оказалось, что многое в “старой” Декларации провисает, многое не вписывается в изменившиеся жизненные реалии. “Новая” Декларация не пытается заменить собою “старую”, но ставит своей целью дать фундаментальное обоснование правам и достоинству человека.

Прежде всего, Декларация 1948 года, утверждая необходимость соблюдения прав человека, говорит лишь о том, что обратное “возмущает совесть человечества”. Это – не позитивное обоснование. Что такое “совесть человечества”? Как можно ее зафиксировать, как понять, что именно ее возмущает, а что нет? Феномен совести вне религиозного контекста необъясним.

Декларация же, принятая на Соборе, объясняет совесть как основу нравственности, заложенную Творцом. “Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести”.

Декларация Собора предостерегает, что “голос совести может быть заглушен грехом”. Отсюда ее противники делают вывод, что она призывает ограничивать права человека, если реализация этих прав ведет ко греху. Но при этом они не всегда помнят, что и Всеобщая декларация тоже допускает ограничение прав человека с целью “удовлетворения справедливых требований морали” (ст. 29). Она хотя и не исключает возможности совершения поступков, противных совести, но не указывает, как человек и общество могут распознать подобные акты. Соборная же Декларация такой критерий дает: “различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога”.

Отсутствие во Всеобщей декларации четкого понимания того, что значит “поступать в отношении друг друга в духе братства”, открыло дорогу социальной демагогии. Это привело к двойным стандартам в области прав человека, неуважению к святыням, привело к коррупции, пропаганде разврата, наркомании, игромании и так далее. Многие из этих пороков пытаются прикрыть человеческой свободой. Но согласно 1-й статье Всеобщей декларации, главное – “поступать в отношении друг друга в духе братства”, именно для этого и нужна человеку свобода. То есть свобода носит все же вспомогательный характер. Всеобщая декларация вовсе не пропагандирует тотальную, ничем не ограниченную свободу.

Упрекая соборную Декларацию в том, что права она пытается уравновесить ответственностью, критики забывают, что здесь обе Декларации, и “новая”, и “старая”, практически совпадают:

“Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества” (Соборная декларация).

“Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (пункт 1 статьи 29 Всеобщей декларации).

Таким образом, никакого противоречия нет. Декларация Собора, в целом разделяя подходы к ценности и достоинству человеческой личности, нашедшие отражение во Всеобщей декларации , поясняет то, как именно они могут быть использованы для достижения жизни человечества по совести и в духе братства – цели, которая поставлена обоими документами.

0
0
Сохранить
Поделиться: