Церковь и права человека
О патриархе и добровольно ослепивших себя полемистах
Смелые и для многих неожиданные слова патриарха Кирилла о «глобальной ереси человекопоклонничества – нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни» справедливо породили очень бурное обсуждение. Сказанные в Неделю Торжества Православия, они были произнесены именно в защиту Православия, защиту христианства от нынешнего идеологического мейнстрима. Заметьте, патриарх в речи осуждал не собственно идею прав человека, а ситуацию, когда ставят «права человека выше, чем Слово Божие».
Смещение смысла
Принципиальное отсутствие государственной церкви не мешало США быть глубоко религиозной страной — более того, некоторые полагают, что именно свободная конкуренция между различными христианскими общинами сильно помогала делу. Президенты клялись на Библии, и, до самых недавних пор, подчеркивали свою набожность — в политических речах было совершенно нормальным сообщать, например, что «мои помощники и я всю ночь в молитве искали у Бога мудрости». Было не очень принципиально, к какой именно протестантской общине принадлежит кандидат — важно, чтобы он был известен, как человек набожный.
Внезапное испытание
Происшедшее побуждает задуматься о трех вещах. Во-первых — о мученичестве. Исповедать себя христианином и быть убитым за это — это, в самом чистом виде, мученичество. Причем мученичество внезапное — люди не ожидали убийцу, в обычный день пришли в колледж, и внезапно оказались перед вопросом, ответ на который стоил им земной жизни
Владимир ЛЕГОЙДА: Разговор о нравственности в СМИ — залог выживания общества
«Сыграть пьяного хулигана или злодея легче, чем просто хорошего человека — любой актер скажет. Если только этот положительный герой не странный, как князь Мышкин, то попробуй сыграть: чтобы он был весь правильный и при этом был интересен. Точно так же и писать о нравственных вопросах сложнее — так, чтоб это было интересно, увлекательно…»
НА ПОЛЯХ ДИСКУССИИ
Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел России: “Нашу страну пытаются спровоцировать “самоопределиться” на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией. В этом вижу угрозу не только насущным интересам международного положения России, но и ее внутреннему развитию – как многонациональной и многоконфессиональной страны. На прочность испытывается и наша приверженность христианству – каким…
СПОРЫ О ДЕКЛАРАЦИИ
Мы обратились к авторитетным в обществе людям, в том числе далеким друг от друга по политическим и религиозным взглядам, с вопросами: чем, по их мнению, вызвано появление Декларации о правах и достоинстве человека, в чем ее основной смысл, каковы могут быть ее последствия…
ЦЕРКОВЬ НЕ СТРЕМИТСЯ К ДИКТАТУРЕ
Мы попросили митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА, который возглавлял рабочую группу по написанию Декларации, прояснить позицию Церкви в том, что касается как самой идеи прав человека, так и практической деятельности по защите этих прав.
ГРАНИ служения
В центральном военном клиническом госпитале имени Бурденко, отметившем недавно свое трехсотлетие, возрождают традицию сестринского служения. Здесь работают воспитанницы Свято-Димитриевского сестричества милосердия и добровольцы из православной молодежной организации “Молодая Русь”.
ДВА ПОНИМАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
Среди прав человека одно из важнейших – свобода совести. Но как исторически это право возникло? Чью “совесть” и от кого надо защищать? Рассказывает Александр ДВОРКИН – историк, богослов, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.
ДВЕ ДЕКЛАРАЦИИ: ЕСТЬ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ?
Те, кто недоволен принятой на X Русском Всемирном Народном Соборе “Декларацией о правах и достоинстве человека”, утверждают, что она противоречит “Всеобщей декларации прав человека” 1948 года. Так ли это? Как в действительности соотносятся оба этих документа? Отвечает Вахтанг КИПШИДЗЕ, сотрудник юридического отдела ОВЦС Московского Патриархата.