Выступая на Петербургском Международном Юридическом Форуме, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что исторически в восприятии людей право опирается на божественный закон.
- Право пользуется доверием по своему историческому генезису. Это наследие, оставленное ему в культуре его религиозным прошлым, которое воспринималось как божественный закон, будь то заповеди Моисея, или что иное, заявил Владимир Легойда, сообщает пресс-служба Синодального отдела взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
- Нарушение закона в традиционном обществе - это удар по основам бытия, - добавил он.
По мнению представителя Церкви, в наши дни доверие к божественным основам права оказалось разрушено, а предлагаемая взамен инструментальность права оказалась лишена ценностного основания. Инструментализм не делает общество более устойчивым. Не выдерживает столкновения с обществом, основанным на другом типе социальной интеграции.
- В столкновении двух культур та, которая считает себя более цивилизованной, всегда проигрывает той, которая себя считает менее цивилизованной. Это один из немногих законов истории, который соблюдается, - заметил Владимир Легойда.
Другой проблемой председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ назвал падение авторитета права:
- Если право начинает регулировать те отношения, которые традиционно являлись безнравственными, доверие к праву падает, - отметил представитель Церкви.
- Кризис права - часть общего кризиса инструментального принципа социальной интеграции - общества модерна. Возможным направлением выхода стал бы некий минимум содержательных ценностей, которые обществом признаются. Консенсус мировых религий мог бы стать основой такого движения, - заключил Владимир Легойда.
Отвечая на вопрос о соотношении права и справедливости в русском сознании, Владимир Легойда заявил, что «правовой нигилизм в отечественной культуре связан с тем, что в дореволюционной жизни вторичность права как ценности сбалансировалась наличием мощного христианского фундамента. В советское время, когда этот фундамент попытались уничтожить, этот нигилизм стал принимать уродливые формы».
Читайте также:
Христианство и право на жизнь
Споры о декларации
Религия - это частное дело?
Два понимания свободы совести
Фото: AJEL/pixabay.com