Что такое гласы в Церкви?
Время от времени во время богослужения, особенно на всенощном бдении, мы слышим, как кто-то из певчих громко произносит слово «глас», после чего называет номер от 1 до 8. Что это значит?
Глас — это определенный набор мелодий, регламентирующий пение различных богослужебных текстов. Всего существует восемь гласов, первые четыре из которых основные (автентические), а следующие четыре производные (плагальные). Так, 5-й глас производный от 1-го, 6-й от 2-го и т. д. Система гласов возникла в Средние века в Византии. Это было сделано для того, чтобы выработать единый стандарт церковного пения, который использовался бы во всех храмах империи. Основатель осмогласия (т. е. системы восьми гласов) — преподобный Иоанн Дамаскин, святой, который на протяжении всей своей жизни писал богослужебные тексты.
На гласы исполняются такие песнопения, как тропари (главное песнопение дня, посвященное празднику или святому), кондаки (песнопение, раскрывающее важность святого или праздника), стихиры (песнопение, поющееся после коротких отрывков из псалмов), ирмосы (начало каждой песни канона) и прокимны (краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов).
Каждый глас имеет свою особенность не только мелодическую, но и в содержательную.
Глас первый
Первый глас считается наиболее торжественным и величественным. На этот глас поется тропарь Кресту: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство» (Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты).
Также на этот глас поют стихиру Рождества Христова: «Не́бо и земля́ днесь проро́чески да возвеселя́тся, А́нгели и челове́цы духо́вно да торжеству́ют, я́ко Бог во пло́ти яви́ся су́щим во тьме и се́ни седя́щим, рожде́йся от Де́вы; верте́п и я́сли прия́ша Того́; па́стырие чу́до пропове́дуют; волсви́ от восто́к в Вифлее́м да́ры прино́сят. Мы же хвалу́ недосто́йными устна́ми а́нгельски Тому́ принесе́м: сла́ва в Вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, прии́де бо Ча́яние язы́ков, прише́д, спасе́ нас от рабо́ты вра́жия» (Небо и земля сегодня да возвеселятся (веселием) пророков; ангелы и люди да торжествуют духовно, так как родившийся от Девы Бог во плоти явил себя погруженным во тьму и тень. Приютили его пещера и ясли. Вестниками чуда выступают пастухи. В Вифлеем приносят дары волхвы Востока. Мы же хвалу хотим принести устами недостойными словами ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Ибо пришло ожидание народов, и, придя, Христос спас нас от рабства врагу).
Глас второй
Второй глас выражает благоговение и кротость. Это хорошо видно в тропаре Нерукотворенному Образу «Пречи́стому Твоему́ Образу покланя́емся, Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир» (Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»).
Богородичен догматик (песнопение о рождении Христа от Духа Святого и Девы Марии) второго гласа — известнейшая стихира этого гласа: «Пре́йде се́нь зако́нная, благода́ти прише́дши: я́коже бо купина́ не сгара́ше, опаля́ема, та́ко Де́ва родила́ еси́ и Де́ва пребыла́ еси́. Вме́сто столпа́ о́гненнаго пра́ведное возсия́ Со́лнце, вме́сто Моисе́я – Христо́с, спасе́ние душ на́ших» (Прошла тень закона, когда благодать явилась; ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась. Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды, вместо Моисея — Христос, спасение душ наших.)
Глас третий
Третий глас сравнивают с морем: он бурный и неспокойный, глубоко задевает душу человека. Самое распространённое песнопение третьего гласа — кондак Рождеству Христову: «Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог» (Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля пещеру Неприступному приносит; ангелы с пастырями славословят; мудрецы же со звездою путешествуют, ибо для нас родился Младенец, Превечный Бог).
Среди стихир третьего гласа особой красотой отличается песнопение праздника Входа Господня в Иерусалим: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи, прии́де Иису́с во Вифа́нию, воззва́ти уме́рша четверодне́вна Ла́заря, и пропове́дати воскресе́ние. Срето́ша же его́ и жены́, Ма́рфа и Мари́я сестры́ Ла́заревы, вопию́ще к Нему́: Го́споди, а́ще бы еси́ был зде, не бы у́мерл брат наш. Тогда́ глаго́ла к ним: не предреко́х ли вам: ве́руяй в Мя, а́ще и у́мрет, жив бу́дет, покажи́те Ми, где положи́сте его́? И вопия́ше к нему́ Зижди́тель всех: Ла́заре, гряди́ вон» (За шесть дней до наступления Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы из гроба вызвать четыре дня назад умершего Лазаря и тем о воскресении предвозвестить. И встретили Его жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш». Тогда Он сказал им: «Не говорил ли Я вам прежде: Верующий в Меня, если и умрет, жив будет? Покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всего: «Лазарь, выходи!»).
Глас четвертый
Четвертый глас возводит нас к высшему, небесному состоянию, пробуждает ум, выражает действие благодати Святого Духа. Этот глас чаще всего встречается в богослужении. На него поется тропарь Рождеству Христову: «Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума: в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́» (Рождество Твое, Христе Боже наш, мир просветило светом знания; потому что тогда люди, служащие звездам, как богам, звездою научены покланяться Тебе — Солнцу правды и признать Тебя Востоком свыше. Господи, слава Тебе).
Среди напевов для стихир отличается своей красотой одно из песнопений праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: «В шесты́й ме́сяц по́слан бы́сть Арха́нгел к Де́ве Чи́стей и ра́доватися Ей прире́к, благовести́ из Нея Изба́вителю проити́. Те́мже, прии́мши целова́ние, зача́т Тя, Преве́чнаго Бо́га, несказа́нно благоволи́вшаго вочелове́читися во спасе́ние душ на́ших» (В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой и «Радуйся! Ей возгласив, возвестил благую весть, что от Нее Искупитель произойдет. Потому Она, приняв с верою то приветствие, зачала Тебя, Предвечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения душ наших).
Глас пятый
Пятый глас — «плачущий» напев, чаще всего имеет под собой грустное содержание текста. Наиболее явно это проявляется в заупокойном песнопении «Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко благ, прегреше́ния его́, во́льная и нево́льная, и вся, я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче» (Упокой, Спасе наш, с праведными раба Твоего и посели его в жилище Твоем, как сказано в Писании, не взирая, как Милостивый, на грехи его, вольные и невольные, и на все, соделанное им сознательно и бессознательно, Человеколюбец!).
Однако на этот глас, как на продолжение первого (торжественного) гласа, могут петься очень радостные тексты. Один из таких — стихиры Пасхи:
Глас шестой
Шестой глас — минорный. Он выражает светлую печаль, пробуждает в душе благочестивые чувства, любовь и преданность. Это проявляется, например, в кондаке праздника Входа Господня в Иерусалим: «На Престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: благослове́н еси́ Гряды́й Ада́ма воззва́ти.» (На небе на престоле, на земле на жребяти сидя, (принимая) хвалу от ангелов, Ты, Христе Боже, принял и пение детей, взывающих к Тебе: благословен Ты, грядущий воззвать Адама).
Одна из самых известных стихир шестого гласа — песнопение Пятидесятницы: «Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша» (Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши).
Глас седьмой
Седьмой глас — мягкий и трогательный, он призывает, убеждает, мотивирует. Седьмой глас реже всего встречается в богослужении, в чем и заключается его уникальность. Тропарь Преображению Господню наиболее ёмко отражает всю красоту этого гласа: «Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам гре́шным свет Твой присносу́щный, моли́твами Богоро́дицы; Светода́вче, сла́ва Тебе́.» (Христос Бог, Ты преобразился на горе, показав Своим ученикам славу Свою, насколько они могли ее видеть. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, хвала Тебе).
Стихира Сретения Господня отражает красоту седьмого гласа: «Украси́ твой черто́г, Сио́не, и подыми́ Царя́ Христа́, целу́й Мари́ю, Небе́сную Дверь: Та бо престо́л Херуви́мский яви́ся, Та но́сит Царя́ Сла́вы. О́блак све́та есть Де́ва, нося́щи на рука́х Сы́на пре́жде денни́цы, Его́же прие́мь Симео́н на ру́ки своя́, пропове́дуя лю́дям Влады́ку Сего́ бы́ти живота́ и сме́рти и Спа́са ми́ру» (Укрась, Сион, свой брачный чертог и прими Царя — Христа. Приветствуй Марию — Небесную Дверь, ибо Она престолом Херувимским явилась, Она держит Царя Славы. Облаком света является Дева, носящая на руках Сына, прежде утренней звезды рожденного. Заключив Его в свои объятия, Симеон провозгласил народам, что Он — Владыка жизни и смерти и Спаситель мира).
Глас восьмой
Восьмой глас — это напев, который возводит ум к высоким материям, он устремлен к небесному, к созерцанию вечности.
Тропарь праздника Троицы — наиболее известный напев этого гласа: «Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.» (Благословен Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбарей премудрыми, ниспослав им Духа Святого и (ими) уловиши (привлекши к вере) вселенную: Человеколюбец, слава Тебе).
Основатель осмогласия Иоанн Дамаскин написал стихиру восьмого гласа для заупокойной службы: «Пла́чу и рыда́ю, егда́ помышля́ю смерть, и ви́жду во гробе́х лежа́щую по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́, безобра́зну, безсла́вну, не иму́щую ви́да. О, чудесе́! Что сие́ е́же о нас бысть та́инство? Ка́ко преда́хомся тле́нию? Ка́ко сопряго́хомся сме́рти? Вои́стинну Бо́га повеле́нием, я́коже пи́сано есть, подаю́щаго преста́вльшемуся упокое́ние» (Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую в гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразною, бесславною, не имеющею никакого вида. Какое чудо! Что́ за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? как соединились со смертью? Воистину это — по повелению, как сказано в Писании, Бога, дающего упокоение ушедшему от нас.)
Помимо гласов существуют особые напевы для песнопений, это самогласен и подобен. Они отличаются особой красотой мелодии и не похожи на гласы. Эти произведения можно исполнять как и на обычные гласы, так и на особые мелодии, написанные специально для той или иной стихиры.