Молитва «Отче наш» занимает особое место в христианской традиции. Это единственная молитва, которую дал людям Сам Иисус Христос. Впервые она прозвучала в Нагорной проповеди и легла в основу христианской молитвенной практики. В чем же ее уникальность?
«Отче наш» — это, наверно, первая молитва, которую узнает человек, переступая порог Церкви. Представление о ней есть даже у людей, далеких от веры. Она словно вписана в генетическую память христианских народов. Не случайно в России есть даже поговорка «знать как Отче наш», то есть наизусть, идеально, без ошибок.
Интересно, что текст этой молитвы, прозвучавший в Нагорной проповеди, в разных Евангелиях подан с некоторыми различиями. В Евангелии от Матфея (6:9–13) он представлен в расширенной форме, а слова о прощении звучат так: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Помимо этого, эта версия содержит заключительное славословие: Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь.
В Евангелии от Луки (11:2–4) текст выглядит более лаконично и речь идет не о долгах, а о грехах: И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. Заключительное славословие, которое есть у Матфея, тут отсутствует.
Причины этих различий остаются точкой споров среди исследователей. Однако многие ученые сходятся во мнении, что Христос неоднократно читал эту молитву в разных вариантах, не искажая ее сути, что приводило к разным пересказам его слов. Помимо этого, Древняя Церковь, включив эту молитву в богослужебный контекст, могла незначительно ее дополнить.
Особое значение «Отче наш» состоит в том, что она раскрывает новую глубину взаимоотношений человека с Богом.
Неотъемлемой частью иудейской традиции, храмового богослужения и синагогальной молитвы выступало славословное вступление. Прежде чем обратиться к Богу, в практике того времени было принято пространно и многословно восхвалять Его, подчеркивать Его величие и могущество и только после этих длинных восхвалений переходить к сути.
Эта традиция частично перешла и в христианскую молитвенную практику. Можно вспомнить коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы, тексты которых написаны в поздневизантийскую эпоху и далеки от лаконичности. Тоже самое мы видим в утренних молитвенных правилах. Например, шестая молитва Василия Великого тоже начинается пространным славословием: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа». Лишь после этого длинного вступления следует само обращение: «Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености возстави».
Указанная особенность молитвенного обращения имеет свой смысл. Высшая ступень молитвы — это всегда молитва благодарственная, исходящая из благодарного человеческого сердца. И славословие Богу, благоговение перед Его величием, любовью и милосердием являются естественным выражением состояния исполненной благодарности души человека или помогают ему прийти в это состояние. В молитве «Отче наш» тоже есть место описанию Божьего величия и святости, которое, как и вся молитва в целом, довольно сжато и лаконично: «Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое». А в Евангелии от Матфея присутствует и конечное славословие, хотя, как было указано выше, по мнению ряда исследователей, оно и было добавлено позже. В своем же основном содержании «Отче наш» проникает в сущность отношений между человеком и Богом, дает молящемуся основу для продолжения диалога с Тем, Кто одновременно и бесконечно далек, и удивительно близок к нему. Главная суть молитвы выражена в ее первых словах, по которым она и получила свое название — «Отче наш». Обращение к Богу как к Отцу подчеркивает естественность и искренность молитвенного общения, отражает глубину и простоту взаимоотношений с Творцом. А слово «наш» указывает на соборный характер молитвы и духовное единство христиан в Господе.