Во второе воскресенье Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы, выдающегося православного богослова XIV века. Он учил, что познание Бога и приобщение к Нему, Его благодати не только возможно, но естественно и органично для человека, живущего духовной жизнью. А воскресное евангельское чтение передает нам историю об исцелении Христом расслабленного человека. Из него мы узнаем, что именно нужно делать, чтобы стяжать благодать Божию. Читайте вместе с нами Евангелия воскресных дней.
преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк 2:1–12).
«Не говорите, что Бог не бывает видим людьми. Не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящее время. Никогда, друзья, это не было невозможным, но и весьма даже возможно для желающих».
Это отрывок из гимна преподобного Симеона Нового Богослова, византийского святого XI века. Всего через три столетия после него другой великий святитель, не просто повторил эти идеи, но даже оформил их в стройную богословскую систему. Имя этого человека Григорий Палама. «Бога можно видеть, — говорил он, — но видеть не физическими глазами, а видеть своим сердцем». Бог является нам так, как явился Своим ученикам на горе Фавор, — в неприступном свете. Это свет Его благодати. Она наполняет нас радостью реального присутствия Творца. Незримым образом человек может соединяться с Богом, становиться с Ним одним целым.
Многим современникам прп. Симеона и свт. Григория эти мысли казались странными и даже кощунственными. «Все великие святые в прошлом, — говорили они. — Бог не общается с человеком напрямую. Все, что у нас осталось, — это богослужебный ритуал. Для христианской жизни этого достаточно». Однако живой опыт Церкви свидетельствует, что каждый из нас может претендовать на большее. Каждый из нас уже здесь, на земле, может видеть Божественный свет. И сегодняшнее евангельское чтение прямо указывает нам на то, как можно сделать первые шаги в этом направлении.
Друзья расслабленного оказываются в довольно затруднительном положении. Дом, в который пришел Христос, был окружен толпой. Люди горели огромным желанием увидеть и послушать Спасителя. Поэтому пронести носилки внутрь не было никакой возможности. Товарищи больного решаются на дерзкий поступок. Они разбирают крышу и спускают носилки прямо к ногам Христа. Можно даже представить себе крики хозяина. Он возмущен, что какие-то люди так бесцеремонно распоряжаются его собственностью. Однако для Господа их поступок представляет особую ценность. Это свидетельство их горячей веры. И за это их действие Он отпускает больному грехи. Его душа и тело исцеляются.
Но это еще не всё. Во второй части отрывка мы видим фарисеев, которые возмущены словами Христа о прощении грехов. «Как он смеет! — возмущаются они. — Ведь прощать грехи может только Бог!» Смысл ответа Спасителя можно понять так: «Чтобы доказать вам, что Я могу прощать человеку грехи, слов мало. Поэтому я приведу самый весомый аргумент — моментально верну этому человеку здоровье, поставлю его на ноги. Пусть Мое дело, а не просто Мое слово покажет, что в Моем лице вас посетил Сам Бог и в Его власти прощать человека». И в подтверждение Христос творит чудо. Более того, он побуждает человека не просто встать, но еще и совершить какое-то действие, которое может совершить только физически здоровый человек.
Так сами события, о которых говорится в Евангелии, ясно показывают нам, что прощение грехов тесным образом связано с конкретными действиями. Лишь в ответ на наши конкретные поступки Господь входит в нашу жизнь, и мы можем ощутить Его присутствие. Друзья набрались решимости, сделали дело любви и получили желаемый результат. Сам Христос не просто сказал, но и сразу сделал. Расслабленный не просто встал, но взял постель и пошел. Фарисеи были просто пассивными свидетелями, а потому так и не приняли Христа. Не узнали в Нем Бога.
В этом и кроется секрет духовной жизни. Мало верить в то, что Бог прощает нам грехи в церковных таинствах. Необходимо принять это прощение. То есть продолжить жить с ощущением, что этого раскаянного и исповеданного греха в нас больше нет. Действовать, осознавая, что он не имеет надо мной никакой власти, если я сам не захочу ему эту власть вернуть. Для этого не обязательно уезжать в далекий монастырь. Можно начинать прямо здесь и сейчас. С каждым, кто встречается нам сегодня, поступать так, как будто мы находимся в присутствии Божьем. Вести себя в течение дня так, как к этому нас призывает Христос. По евангельскому закону жертвенной любви. Согласитесь, поле для практики огромное.
Ровно в той мере, в какой будем применять Евангелие в своей жизни, греховный навык будет покидать нас. Ровно в той мере, в какой приучим себя совершать конкретные дела любви, милости и прощения, наше сердце будет исполняться Божественным Духом, а вместе с Ним — и незримым светом Его благодати.