«У всех дети как дети! У соседей дочь в четыре года уже “Денискины рассказы” дочитывает! И только моя шестилетка слоги через раз складывает. И за книжку — палкой не загонишь. С чем в школу пойдет? Кошмар!..» Обычная для нынешних родителей паника: что делать, если ребенок не хочет учиться читать?
Пока ребенок не научится говорить, он не научится и читать
Сколько лет вашему ребенку? Один разговор, если вы взялись учить чтению шестилетнее чадо, другое — трехлетку и совсем третье — если малышу всего полтора годика. Да, сегодня не редкость родители, которые, реализуя собственные амбиции, ведутся на модные методики раннего обучения. «Ну и что, что сыну всего год и три! Буквы он уже знает, значит, пора и за книжки браться!»
Не спорим, возможно, вы растите вундеркинда, который уже в пеленках считывает аннотации на баночках с детским питанием, но, во-первых, таких детей — один на миллион, а во-вторых, во благо ли это младенцу? Большой вопрос.
В год, полтора, два голова малыша занята куда более важными делами, чем чтение. Он знакомится с окружающим его миром, учится говорить, продолжает учиться координировать свои движения, бегать, прыгать, наконец, развивает речь. У него задействованы и заточены на познавание мира все анализаторы — речевой, зрительный, слуховой... К чтению малыш, скорее всего, не готов.
Лишь когда он хорошо научится проговаривать все звуки своего языка, заговорит, тогда можно начинать учиться читать.
Да, — возразят некоторые родители, — но немало людей, которые и во взрослом возрасте имеют проблемы с речью, не выговаривают какие-то звуки — допустим, «р» или «л». Что же им теперь — неграмотными ходить? А для этого существуют специалисты — логопеды, дефектологи, педагоги...
Если вашему ребенку не даются звуки, нужна консультация логопеда. И лишь после его одобрения можно думать о чтении.
Проблемы у ребенка могут быть и физиологические — со слухом, со зрением, какие-то ментальные нарушения... Их тоже нужно решить ДО того, как начнется обучение чтению.
Все индивидуально. И созревают дети в разном возрасте. Кому-то в три года читать — нормально, а кому-то и в шесть — рано. Иногда, вместо того чтобы обвинять ребенка в тупости и бестолковости, нужно просто немножко подождать...
А что будет, если начать учить читать неготового ребенка? Кроме ошибок в произношении, считывании и понимании текста, могут возникнуть и психологические проблемы: «Родители недовольны, что у меня не получается! Я самый глупый! Я — плохой!» Или наоборот: «Мама с папой ругают меня, значит они сами плохие!» Или: «Когда читаешь, тебя все ругают, значит, читать — сложно, плохо и не нужно». Снижение самооценки, формирование тревожности, агрессии и падение интереса к чтению.
Ошибка — начинать обучение чтению с алфавита
Еще одна распространенная родительская ошибка. «Машенька, хочешь научиться читать? Тогда запоминай буквы: ка, эль, эс, тэ... ха, цэ, че, ша, ща...» Особенно любят такую методику бабушки и дедушки — представители «старой школы». Они искренне считают, что начинать обучение чтению нужно с алфавита. И очень удивляются, когда позже внук выдает: «ка-о-ша-ка-а»! «Эль-е-вэ» вместо «кошка» и «лев».
Различие звуков и букв для ребенка — тема сложнейшая. Объяснять ее четырех-пятилетнему ребенку не нужно. Он освоит это обязательно, но уже потом, в школе. И алфавит выучит. И поймет, что звук «л» обозначается буквой «эль», что буквой «ю» обозначают два звука — «й» и «у», а для буквы «ь» вообще звука не существует... А пока все — путаница, и, как результат, — потеря интереса к чтению.
Читайте с ребенком простые и понятные тексты
«Я люблю свою лошадку...» — здесь каждое слово ребенку понятно. «Белка песенки поет, да орешки все грызет...» — тоже вполне можно освоить, представить. Но родители хотят большего! «А ну, малыш, давай-ка замахнемся... ладно, не на Вильяма нашего Шекспира, а хотя бы... на Афанасия Фета... На Бунина... Или на Крылова... Вот, из школьной программы, читай, с выражением:
...Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит...
Что же ты спотыкаешься на каждом слове, малыш? Почему откладываешь чудесную басню — “Мартышка и очки”? Это же классика!..»
Беда в том, что ребенок ничего в этих чудесных строках не понимает. Для такого чтения и иному современному взрослому читателю уже необходим подстрочник. А для ребенка, который учится читать, это вообще криптограмма.
Текст для ребенка должен быть понятен и интересен. Слова должны быть знакомые, образы — прозрачные, ясные, но при этом хорошо, если в тексте будут присутствовать действие, интрига, сюжет...
Учите читать в процессе игры
«А разве так бывает? Чтобы и для детей, и просто, и сюжет с интригой?» Конечно! «Наша Таня громко плачет...» — четыре строки, а в них — целая драма со счастливым концом. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» — сказки, давно выученные наизусть, но тем интереснее не услышать их в сотый раз из маминых уст, а самому прочитать, пусть даже что-то проговаривая по памяти, додумывая по картинкам, но все равно сопереживать героям и радоваться, что получается читать, что все понятно, предсказуемо, но ведь интересно!
Выберите тему, которая ребенка интересует.
Динозавры? Трансформеры? Инопланетяне? Зверушки? Пираты? Принцессы?.. Ну вот и замечательно. Пусть будет картинка с принцессой, с трансформером и рядом — небольшой текст. Что там на картинке происходит? — А ты прочитай, и узнаешь! Мотивация? Еще какая!
Басни Крылова на самом деле тоже классные, но их пускай пока читают вслух мама или папа. И заодно объясняют по ходу, что такое «невежда», «толк», «к худу»... А так — конечно, можно и по ролям какую-нибудь «Ворону и лисицу» разыграть: детям очень нравится изображать хитрую лисичку, которая подкрадывается к вороне. Или «Слона и моську». «Квартет»... Или ту же мартышку, которая не знает, куда пристроить очки... А ребенок может прочитать из сложной басни, для начала, отдельные понятные слова: «очки», «лиса», «ворона», «сыр», «слон», «скрипка»...
Игры со словами, со слогами, с текстом должны соответствовать уровню речевого развития ребенка. Книжки по любимым мультикам, сказкам, играм: радость узнавания — с одной стороны и новый навык самостоятельного чтения — с другой.
Занятия по обучению чтению должны быть регулярными
Еще одно «слабое звено» в родительской практике — регулярность. Вот папа в кои-то веки пришел с работы пораньше, настроение у него боевое: «Ну-ка, сына, садись рядом, сейчас будем с тобой читать!..» И вот сидят — пятнадцать минут, двадцать, сорок пять минут... У «сыны» уже и слезы, и ком в горле, но у папы — педагогический экстаз, он сегодня уделяет время ребенку и жаждет получить результат. Желательно — мгновенный. Когда у отца выпадет свободный вечер в следующий раз — неизвестно, но даже если к концу часа ребенок сам прочитает два предложения, к следующему «сеансу» он забудет все. Урок надо будет начинать сначала.
Какая же должна быть периодичность уроков чтения? Не реже двух раз в неделю. Раз в неделю — уже редко. Память у детей кратковременная, через семь дней все забудется. Хотите результата — занимайтесь понемногу, но регулярно. Должна быть система.
Как правильно мотивировать ребенка
Важно, чтобы на каждом занятии ребенок радовался собственным результатам и реакции на них родителей: «Молодчина, Катюша! В прошлый раз прочитала пять строчек, а теперь — уже семь! Сама!» «Леша, как хорошо у тебя получается! Какие длинные слова прочитываешь без ошибок!..» Можно придумать звездочки, солнышки, медали, какие-то награды за успешно прочитанные слово, предложение, сказку...
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! «А вот Петя уже бегло читает, а ты все на месте топчешься!» «Смотри, у Анечки как получается читать — с выражением, все слова выговаривает, а ты бубнишь, жуешь, ничего не понятно...» «Коля с бабушкой каждый день занимаются, всего “Конька-горбунка” прочли, а мы с тобой одну страничку не можем одолеть...» Не дадут такие замечания результата и желания читать не добавят. Да и к Пете-Ане-Коле может возникнуть чувство неприязни. И самооценка упасть: «Не получается — значит, и браться не буду».
А как же правильно? Надо сравнивать с самим собой — прежним. Раньше не знал букв — теперь знаешь. Раньше по слогам читал — теперь уже целыми словами. Молодец! Раньше еле-еле в букваре «У Шуры шары» мог прочитать, а теперь уже — ого! — целую книжку одолел! Да, тоненькую, но — полноценную! Герой!
Не зубрим, а играем
Не забываем, что ваш ребенок еще не школьник. Даже младшим школьникам сложно просиживать уроки по 30 минут. А дошкольникам занятия в 15–20 минут более чем достаточно. И не обязательно сидеть за столом: дети тратят больше энергии на удержание себя за столом, чем на чтение текста.
Можно заниматься хоть на полу, хоть на ковре, хоть на диване с игрушками и кубиками, хоть даже в танце. А за стол садиться только тогда, когда нужно что-нибудь написать или нарисовать. Хорошая вещь — магнитная доска с буквами. Из них можно составлять слова, менять буквы местами, делать ребенку сюрпризы, оставляя надписи — «приветики». Можно поиграть в записки — устроить квест, разложив по квартире «маркеры» с подсказками в одно-два слова, где искать какой-нибудь подарочек.
Можно крупным шрифтом написать имена кукол, сделать им «документы», или названия машинок, чтобы узнать победителя в «гонках»... Загадать загадку, а отгадку — написать. Не можешь догадаться? Прочти, узнаешь! Придумать смешные плакатики с надписями и развесить их по стенам... Причем делать это можно не только для ребенка, а и вместе с ребенком — так же интереснее! Игра — лучшая форма освоения новых знаний.
Читать надо учиться обязательно. Чтение — это база всего дальнейшего обучения, дающая возможность самостоятельно добывать знания. Но важно, чтобы закладка этой базы не наносила ребенку психических травм, а стала бы началом большой и богатой читательской биографии.
Текст опирается на материалы педагога, руководителя детского центра «Рост» Людмилы Молчановой