Книги, о которых мы рассказываем, могут пригодиться преподавателю ОПК для того, чтобы повысить свой уровень знакомства с православным вероучением, чтобы знать, как отвечать на неизбежные вопросы учеников. Некоторые из этих книг изданы уже давно, выдержали несколько переизданий. Что называется, проверены временем.
Протопресвитер Александр Шмеман Исторический путь Православия. М.: Книжный клуб «КниговеК», 2010. — 544 с.
Любой человек, всерьез начинающий интересоваться религией, рано или поздно обращается к истории христианской Церкви. Это вполне естественно — ведь и богословие, и богослужение, и церковная практика возникли не в одночасье. Они формировались столетиями, в нелегкой борьбе, и понять их, не зная этого, трудно. Но с чего начать знакомство с церковной историей? Пожалуй, лучше всего — с книги известного православного богослова протопресвитера Александра Шмемана. Написанная более полувека назад, она, как ни странно, совершенно не устарела.
Основа книги — лекции, которые отец Александр читал сперва в Православном богословском институте в Париже (в 1945–1951 годах), а затем в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Но в целом это скорее очерк, нежели систематический курс. Автор подчеркивает, что книга отражает его личную позицию, которую сам он не считает «ни сколько-нибудь окончательной, ни исчерпывающей».
История, как известно, не Невский проспект. И история Церкви не исключение. Однако люди, еще только вступающие на христианский путь, нередко представляют себе жизнь Церкви (и настоящую, и прошлую) в виде благостной картинки, где по одну сторону светлые и безгрешные православные, а по другую — мрачные и злобные еретики. И торжество Православия рисуют как победу «хороших» над «плохими».
Книга «Исторический путь Православия» убедительно показывает, что на самом деле все гораздо сложнее. Граница между ересью и ортодоксией — не четкая линия на географической карте. Множество людей искренне заблуждались, незаметно для себя принимая за божественную истину собственные интеллектуальные построения. А защитники православного вероучения порой отстаивали его такими методами, которые заставили бы содрогнуться современного интеллигента. Политические соображения смешивались с духовными, с обеих сторон кипели человеческие страсти...
Хочется лишь пожелать читателю не ограничиваться книгой отца Александра и после нее почитать и другую литературу, посвященную этой теме.
Практическая энциклопедия. Православие от «А» до «Я».
Составитель свящ. Сергий Молотков СПб.: Сатисъ, 2005. — 510 с.
Человек, недавно обратившийся в Православие и всерьез желающий стать членом Церкви, то и дело обнаруживает, что ничего толком не знает. Не столько даже в области богословия, сколько в мелочах: что такое сорокоуст, чем молебен отличается от панихиды, а кадило — от паникадила. Какова продолжительность постов, что такое суточный круг богослужения, кто такой благочинный и многое, многое другое.
Конечно, все это можно узнать из книг, из бесед с верующими знакомыми, наконец, спросив священника в храме. Но нередко возникают ситуации, когда выяснить что-либо нужно срочно. Вот тут-то и поможет «Практическая энциклопедия» — небольшой томик, составленный священником Сергием Молотковым и изданный санкт-петербургским издательством «Сатисъ».
Разумеется, это далеко не первая православная энциклопедия. Есть двухтомный «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (репринт с дореволюционного издания), есть трехтомный энциклопедический словарь «Христианство» Брокгауза и Ефрона, есть разные издания «Библейской энциклопедии», есть несколько вышедших томов «Православной энциклопедии» (издание Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; предполагается выпустить более сорока томов). Но книги эти нужно еще поискать по магазинам, да и цена их далеко не всем доступна. А главное — предназначены они отнюдь не «начинающему» читателю. Масса тонкостей, деталей, отсылок может сбить с толку того, кому всего-то надо было узнать, к примеру, что такое проскомидия.
«Практическая энциклопедия», составленная отцом Сергием, для этих целей куда удобнее. Нужную справку можно найти быстро, язык словарных статей понятен даже неискушенному читателю. Важно только помнить, что никакая энциклопедия не дает глубоких, всесторонних знаний — для этого надо читать другие книги.
Протоиерей Максим Козлов. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М.: Сретенский монастырь, 2006. — 399 с.
Эта книга выдержала несколько изданий. Адресована она людям, которые мало знают о христианстве, но, обладая пытливым умом, хотят разобраться, как совместить религиозные истины с современными представлениями. Это касается как вопросов отвлеченных, таких, как взаимоотношения веры и науки, происхождение жизни и тому подобных, так и вполне практических: что такое искушение, как оставаться христианином в безбожном окружении, как замечать в себе действие страстей и бороться с ними.
Книга построена как список тематически разделенных вопросов, на каждый из которых дается максимально искренний ответ. Здесь нет общих слов и замалчиваний. Сами вопросы не выдуманы автором, их на протяжении многих лет задавали и продолжают задавать ему прихожане. А поскольку среди прихожан домовой церкви МГУ, настоятелем которой он был много лет, большинство — студенты и преподаватели, то это те самые вопросы, которые беспокоят современную российскую интеллигенцию.
Отвечая на них, отец Максим прежде всего стремится донести правильную иерархию ценностей в Православии. Бывает, что для неофита камнем преткновения становится довольно второстепенный вопрос — например, кем приходятся Адаму неандертальцы или должен ли православный непременно становиться монархистом. Если ответить формально, человек так и не поймет, что главное в духовной жизни — совсем иное. При этом автор не фильтрует вопросы, не отбрасывает неудобные. Он предельно честен с читателем и не стесняется в ряде случаев признать, что излагает личную позицию там, где нет общецерковного ответа (к примеру, в вопросе о внеземной жизни).
Книга отца Максима уже многим людям помогла воцерковиться — знаю это не понаслышке. Мне не раз приходилось рекомендовать ее моим друзьям и знакомым, желающим разобраться, что же такое Церковь и ее учение. И всякий раз книга оказывалась востребованной.
Елена Тростникова. Таинства Православной Церкви. М.: Эксмо, 2008. — 544 с.
Эта книга — для всех, кто хочет лучше, глубже понять и осмыслить православную традицию. Она может стать переходным звеном от тоненьких брошюрок к серьезным литургическим работам для всех, кто интересуется православным богослужением.
Автор, Елена Тростникова — редактор с многолетним стажем, составитель множества популярных книг о Православии для детей и взрослых, рецензент Издательского Совета Русской Православной Церкви.
Начиная свою книгу «Таинства Православной Церкви», Елена Тростникова рассказывает, что такое Таинство вообще и чем оно отличается от обряда, с которым его так часто путают. Далее подробно рассмотрены все семь Таинств Православной Церкви. Причем основное внимание автор уделяет не чинопоследованию и его истории (хотя об этом тоже говорится достаточно), а внутреннему смыслу Таинства.
Книга неоднородна по своему составу, на ее страницах и обширные цитаты из святых отцов, и отрывки из очерка богослова архимандрита Киприана Керна «Типы грешников», и рассказы участников православных интернет-форумов. Такая подача здесь вполне уместна. Ведь автору приходится затрагивать вопросы как богословия и церковной истории, так и литургики, пастырской практики. Здесь мы найдем советы священников, как лучше приготовиться к первой исповеди, наряду с серьезными богословскими статьями встретим разъяснения распространенных предрассудков, вроде того, имеет ли значение для венчающихся, кто первым станет на расстеленный рушник, и чья свеча догорит быстрее.
Вероника Бузынкина
Андрей Десницкий. 40 вопросов о Библии. М.: Даръ, 2011. — 416 с.
Книга называется «40 вопросов о Библии», и эти сорок вопросов выбраны и сформулированы так, что охватывают практически все те сомнения и недоумения, которые возникают у современного образованного человека, читающего Библию. Причем речь не только о неверующих — очень многие верующие и даже воцерковленные люди довольно слабо представляют, откуда взялось Священное Писание, в каком смысле оно «богодухновенно», как его следует трактовать... Фактически книгу Десницкого можно назвать «библеистикой для всех», по аналогии с популярными полвека назад «физикой для всех», «биологией для всех», и так далее. Впрочем, выражение «для всех» может показаться синонимом попсы. Правильнее сказать — для всех людей, способных на самостоятельную работу мысли. Да, чтение книги Десницкого не требует от читателя специальных богословских и филологических познаний, да, она написана легким и живым языком, но разбираются в ней далеко не самые простые вещи, и потому над текстом нужно думать, это не развлекательное чтиво.
Замечу, что «сорок вопросов» не связаны с толкованием каких-то конкретных библейских мест — это вопросы общего плана. Например, почему в библейском тексте есть разночтения? Почему про одно и то же событие у одних евангелистов сказано так, а у других — иначе? Почему ветхозаветный Закон кажется нам, современным людям, таким жестоким? Почему мы уверены, что правильно понимаем сказанное в той или иной библейской книге? Насколько тот перевод Библии, который мы читаем, близок к оригиналу? Какова вообще история перевода Священного Писания на разные языки? Не потерялось ли в процессе переводов что-то существенное и не возникли ли искажения?
Вообще, в современной литературе на библейскую тему заметен явный дисбаланс. Да, у нас есть глубокие, серьезные исследования по библеистике — книги, написанные специалистами и для специалистов. Есть и популярные брошюрки для новоначальных, объясняющие «на пальцах» суть Евангелия. Но гораздо хуже обстоит дело со «средним звеном», то есть с книгами о Библии, адресованными читателю, который уже перерос уровень брошюрок, но не готов читать научные труды. На наш взгляд, «40 вопросов о Библии» в значительной мере восполняют эту лакуну