Вопрос читателя:

Я сейчас получаю высшее образование, практически отличница, пишу много научно-исследовательских работ. Очень сильно расстраиваюсь, когда вижу несправедливость в отношении отметок. В последнее время настолько отчаялась, что хочется отчислиться, думаю над тем, чтобы взять академический отпуск.

Как справиться со злостью и обидой, смотря на то, как одногруппникам незаслуженно ставят отметки лучше, чем мне за мои старания? Многие мне говорят, что это всего лишь 4, а не трагедия жизни, но я не могу смириться с несправедливостью. Как жить, смотря на такие, казалось бы, мелочи? Переживаю настолько, что в последние два года приобрела серьезное хроническое заболевание. Благодарю за ответ! 

Ответ психолога:

Глеб ТКАЧЕНКО

психолог, психотерапевт

Главный вопрос в том, для чего вы столько времени и сил вкладываете в учебную деятельность. Если судить по вашему вопросу — ради оценок.

Вообще все, что делает человек, отвечает каким-либо его потребностям. Даже в тех случаях, где человек выполняет чужие требования или поступает в соответствии с долгом, он удовлетворяет потребности: в безопасности, в самоуважении и т. д.

Нередко во время обучения в школе у ребенка формируется отношение к учебе как к зарабатыванию хороших оценок. Акцент с получения знаний смещается на отметки. А ведь оценка — это не просто цифра в журнале. С оценкой связано много последствий, таких как отношение учителя, насмешки одноклассников, а главное — реакция родителей, которые очень по-разному могут на них реагировать. Бывают случаи, когда девочка рыдает и боится идти домой, потому что получила четверку. И становится ясно, что для нее пятерка — это уже совсем не про учебу, а про личную безопасность.

По всей видимости, где-то в вашей школьной жизни отметки стали играть решающую роль. Может быть, вам попались строгие учителя, которые считали любую отметку ниже пятерки плохой. Может, родители были строгими, проверяли дневник и ругали за тройки. А может, наоборот: вы много старались, получали пятерки и получали от учителей и родителей много любви и внимания, и в университете ждете такой же реакции, и потому с таким усердием занимаетесь.

Это все мои догадки. Но есть и факты, которые могут прояснить ситуацию. Острое чувство несправедливости — это исключительно детское чувство. Если вы его испытываете, значит, проваливаетесь в детскую позицию. Вам кажется, что с другими обходятся лучше, чем с вами. А ведь вы так старались, так долго делали работу. И она остается незаслуженно оцененной на четверку, хотя другие сделали объективно хуже и получили пять.

Детское чувство — это потому, что ребенок идеализирует мир и ждет от него справедливости. А мир вовсе не такой. Бывает, что отметки преподаватели ставят не по заслугам, а по собственным представлениям о том, как должно быть. И тот факт, сколько вы потратили на эту работу, для них не имеет значения. Кому-то удается удивить преподавателя работой, даже если она была написана на перемене на коленке. А у кого-то так не получается. Да и универсальной системы оценок, которая уравняла бы всех студентов, не существует — всё это очень субъективно. Преподаватели обладают академической свободой в том, как преподавать и как оценивать работы. Поэтому ожидания справедливости от университета — несбыточные, а значит, от них следует отказаться.

Исходя из вашей реакции, можно сделать вывод, что оценка для вас значит больше, чем просто оценка. Возможно, что вы воспринимаете отметку как оценку лично вас, а не вашей работы. И если вам поставили четверку, а другим пятерку, то это означает, что вы на один балл хуже остальных. И этот факт вызывает у вас злость и обиду, потому что вы хотите, чтобы к вам относились хорошо.

Вероятно, пятерка для вас — это признание ваших стараний, ума и вовлеченности в учебный процесс. Соответственно, если вы не получаете ее, то не получаете и признания, а значит, все усилия были напрасны. При этом если другие получают это признание, особо не напрягаясь, вы им завидуете. А на преподавателя злитесь, потому что он несправедлив.

В конечном счете для решения проблемы вам надо выполнить следующие задачи.

Во-первых, отказаться от несбыточных ожиданий о том, что мир должен быть справедлив. Это работа прежде всего с внутренним ребенком. Ведь именно он так страдает от несправедливости. Важно позволить миру быть таким, какой он есть, и позволить себе жить счастливо в таком мире.

Во-вторых, позволить своему внутреннему ребенку получать любовь не за оценки, а за само свое существование. Можно самой говорить ему о том, что вы его любите и цените, даже если он получает четверки.

В-третьих, важно сместить акцент с оценок на получение знаний и удовольствия от учебы. Это станет возможно после первых двух пунктов, когда вы сможете спокойно жить в несправедливом мире и любить себя даже без пятерок.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
6
Сохранить
Поделиться: