1-я страница обложки. На фоне высокого голубого неба ветви весеннего сада, покрытые распускающимися розовыми цветами (фото lori.ru). Надпись: ЛI:0БОВЬ УЖЕ ПОБЕДИЛА.  Остается только это осознать. Внизу страницы - знак Пасхи:  ХВ.

Пролог:

 Андрей  Анпилов. «Как будто книгу приоткрыли...». Стихотворение. 2018// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: май// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

9 мая. День победы.  [О вкладе Церкви в общее дело победы над гитлеровцами во время Великой Отечественной войны]. Фото: Герой Советского Союза капитан А. Д. Билюкин в кабине  своего именного самолета «Александр Невский». - С.4;

24 мая. День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. [Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Цитата из выступления, посвященного святым Кириллу и Мефодию]. Ил.: Крестный ход во главе с Патриархом у памятника Кириллу и Мефодию. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов. - С.4;

22 мая. День памяти святителя Николая. [Из жития святителя: как Николай стал архиепископом Мирликийским]. Ил.: Базилика       святого Николая в городе Бари, Италия. - С.4;

9 мая. 85 лет Валентину Непомнящему, известному литературоведу, специалисту по творчеству Пушкина. [«Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю  - нет он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Чувствуете разницу?»... Из интервью Валентина Семеновича журналу «Фома»]. Фото Владимира Ештокина. - С.5;

12 мая. День памяти Жен Мироносиц. Ил.: «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Фра Беато Анжелико, около 1437-1446. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир  Легойда. Надеяться нельзя бояться [Преподобный Петр Дамаскин говорил, что спасение совершается между страхом и надеждой. Именно страх должен удерживать тебя от греха. Но если ты все же упал, то, чтобы идти дальше, тебе нужна надежда на милосердие  и помощь Того, к Кому ведет  нас наш путь по дороге спасения]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Пасхальное яйцо. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Интервью номера:

Протоиерей Александр Ткаченко. Любовь, смерть и хосписы. [«Хоспис — не тифозный барак. Это не место, в котором умирают. Это место, в котором живут», - говорит протоиерей Александр Ткаченко. Он создал уже три дома для неизлечимо больных детей, четвертый открывается летом. Хосписы отца Александра не просто внешне похожи на дворцы из сказки. В них и правда исполняются мечты]. Беседовал Кирилл Баглай. Фотографии из архива сайта детского хосписа в Санкт-Петербурге детскийхоспис.рф// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.8-15. - (рубрика «Интервью номера»).

Вопрос номера. Искушение, соблазн, прелесть:

Прелесть, соблазн, искушение. Что означают эти слова? Письмо в редакцию / Андрей, Томск. Иллюстрации Марии Сосниной// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.16-17. - (рубрика «Вопрос номера. Искушение, соблазн, прелесть»).

 

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. [Текст ответа разбит на три части: «Искушение: проверка на прочность»; «Соблазн: иллюзия счастья»; «Прелесть: состояние летящего в пропасть»] Иллюстрации  Марии Сосниной// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.18-22. - (рубрика «Вопрос номера. Искушение, соблазн, прелесть»).

Реклама: С.23.

        

ВЕРА (раздел). – С.24-45.

Священник Александр Дьяченко. Упрямый Фома. Фото Марии Спартесной// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.24-25. - (раздел «Вера»).

Протоиерей Олег Стеняев. Какую Пасху отмечал Христос? Что такое «Тайная Вечеря» и зачем вкушать Плоть и Кровь Христа. [Тайная Вечеря произошла накануне празднования Песаха — важнейшего иудейского праздника. Но в чем его смысл? И почему Христос именно в это время установил главное таинство Церкви — Евхаристию? На эти вопросы отвечает богослов, миссионер, преподаватель Московской Сретенской духовной семинарии протоиерей Олег Стеняев]. Подготовил Тихон Сысоев. Ил.: Перед фреской Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Фото Владимира Кезлинга; Пресный хлеб; «Исход». Уильям Гораций Петерик; «Знаки на двери». Джеймс Тиссо; «Тайная Вечеря». Эрнст Карл Цимерман, гравюра XIX в.; Место, где находилась Сионская горница; Божественная литургия. Фото Евгения Засухина; Потир, VIII век// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.26-33. - (раздел «Вера»).

*См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков// Фома. - №5(193) — май 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Патриарх Кирилл. На литургии мы не вспоминаем Тайную Вечерю — мы в ней участвуем. Из проповеди в Великий Четверг после литургии в Храме Христа Спасителя, 5 апреля 2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.34-35. - (раздел «Вера»).

 

Школа «Фомы». Именины:

Марк. [Инфографика]. Значение имени: Марк – латинское имя, предположительно происходит от названия месяца марта, посвященного римскому богу войны Марсу; Апостол и евангелист Марк.  День памяти: 8 мая: Житие Апостола и евангелиста Марка, ученика апостола Петра.  Подготовил Игорь Цуканов;  Другие святые и известные люди с именем Марк:  Преподобный Марк  Подвижник (IV в. - начало V в.) - один из важнейших аскетических писателей православного Востока, прожил более ста лет. Святитель Марк Ефесский (1392-1444) — главный защитник православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов; Марк Твен (1835-1910) — американский писатель, автор знаменитых книг: «Приключения Тома Сойера»,  «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» и др.   Марк Захаров — знаменитый российский кино- и театральный деятель, художественный руководитель театра «Ленком»; [Интересные факты]; Ил.: «Евангелист святой Марк». Деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225; Лев апостола Марка на пьяцца делле Эрбе в Вероне, обл. Венеция, Италия; Собор Сан-Марко, Венеция; Митрополит Сурожский Антоний (рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином). Фото// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.36-37. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

Где скрываются богатства православного прихода. Священник Алексей Гугливатый, настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское и единоверческого храма св. Петра митрополита д. Авсюнино Московской области рассказывает о своих прихожанах - деревенских старожилах, бабушках, повидавших жизнь и знающих настоящую ее ценность.  Подготовил Владимир Басенков.  Фото Владимира Ештокина// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.38-39. - (раздел «Вера»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Христофор (Надеждин). 21.02.1869-26.05.1922. На фото: Священник Христофор Надеждин с супругой; Изъятие церковных ценностей в двадцатые годы// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.40-43. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Христофор родился 21 февраля 1869 года в селе  Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексея Надеждина. Первоначальное образование получил в Зарайском духовном училище; в 1889 году окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1892 году  поступил, а в 1897 году окончил Московскую духовную академию и защитил диссертацию на тему «Очерк истории православной полемической против раскола литературы XVII и начала XVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)», получив степень кандидата богословия. С февраля 1899 года преподавал в земской школе своего родного села и был там же заведующим женской церковно-приходской школой. 10 июля 1900 года епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) рукоположил его во диакона, а на следующий день во священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут.  23 июня 1902 года отец Христофор был назначен священником в Предтеченскую церковь в Староконюшенном переулке в Москве и законоучителем в гимназии имени Медведниковых. 10 июля 1906 года был переведен в храм Иоанна Воина на Якиманке, в котором прослужил до своей мученической кончины. Кроме священнического служения, которое он исполнял весьма ревностно, нес послушание законоучителя в московских гимназиях. В течение 1915-1916 годов проводил внебогослужебные беседы с народом, собиравшие большое число слушателей. 3 января 1921 года отец Христофор был назначен благочинным. 23 марта 1922 года власти арестовали священника, обвинив, что он произнес в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также прочел в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах благочиния. Арестованный настаивал на том, что воззвание Патриарха носит религиозный характер и не является контрреволюционным выступлением. 8 мая 1922 года трибунал приговорил одиннадцать человек (в их числе и священника Христофора Надеждина) к расстрелу. 9 мая Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании осужденных. 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле приговоренных. Они были расстреляны и погребены  на пустыре вблизи  Калитниковского кладбища.

 

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №5(193) – май 2019. - С.44-45. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Часто спрашивают: для чего в Церкви освещают оружие, которое создано для того, чтобы убивать людей? Отвечаем: Фото kosmonavtika.com.  - С.44.

Почему в Церкви нет единой позиции по поводу эволюционной теории? Потому что.  Ил.: Сотворение Богом рыб и птиц. Италия. Венеция. Собор святого Марка; XIII в. -  С.44.

Говорят, что в Церкви учат, что во Вселенной нет больше жизни ни на каких других планетах и галактиках, а все, кого люди принимают за инопланетян, - бесы.  На самом деле.  - С.45.

[Ответ священника:]

Как прекратить осуждать? Спрашивает / Иван.  Отвечает / протоиерей Андрей Ефанов// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.45. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

 

 

ЛЮДИ (раздел). – С.46-65.

Александр Рохлин. Как я встретился с Лесным человеком. Невыдуманная история.* Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. - №5(193)  - май 2019. - С.46-53. - (раздел «Люди»).

*Впервые опубликовано в журнале «Русский пионер».

Школа «Фомы». Суть вещей:

Пасхальный крестный ход. Что несут в руках его участники. [Инфографика]. Пасха: главный христианский праздникВоскресение Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; Крестный ход: церковный обряд, во время которого верующие совершают шествие с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестный ход совершается ради прославления Бога и испрашивания у Него милости и благодатной поддержки; В сам праздник Пасхи крестный ход обычно совершается около полуночи. Духовенство вместе с верующими три раза обходят с песнопениями храм, подходят к его закрытым дверям и поют тропарь «Христос воскрес из мертвых...». Прообраз этого крестного хода — шествие Жен Мироносиц, которые спешили ко гробу Спасителя; Всю следующую неделю — Светлую седмицу — каждый день после литургии также совершаются крестные ходы, но они проходят днем. Крестный ход останавливается по четырем сторонам света возле храма и духовенство читает Евангелие; Пасхальный крестный ход -  с краткими пояснениями, касающимися предметов, которые несут в руках его участники (Артос; Фонарь; Хоругви; Евангелие; Икона Воскресения Христова; Запрестольные крест и икона; Пасхальный трехсвечник). Ил.: Артос; Пасхальный крестный ход. Фото из архива храма Рождества Христова г. Краснодар;  Крестный ход во вторник Светлой седмицы 2018 г., Свято-Троицкая Сергиева лавра. Фото Алексея Куприянова; Пасхальный трехсвечник// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.54-55. - (раздел «Вера», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

Ключевая фотография.* Диалог с Богом и самим собой в работах Кристины Кормилицыной. Подборка фотографий. Вступительный текст автора — Кристины Кормилицыной (фото Пелагеи Замятиной). [«Я работаю в издательском доме “Коммерсантъ” и по долгу службы большую часть времени снимаю повседневную жизнь и события, которые попадают в новостную ленту. Православие же привлекает меня не столько как фотографа, сколько как обычного человека. <...> У меня есть одна фотография. Она сделана во второй мой приезд в Соловецкий монастырь в дни празднования Святого Богоявления. Маленький человек стоит на коленях у большого, вырубленного во льду креста. Что за человек? Не знаю. Но для меня эта фотография стала и остается — автопортретом»]// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.56-63. - (раздел «Люди»). Публикация включает 7 фотографий:

Крестный ход, остров Большой Соловецкий. - С.56-57;

«Старец», село Дивеево. - С.58;

«Святое Богоявление на Соловках». - С.59;

Храм Святителя Николая в Кленниках. - С. 60-61;

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. - С.62-63;

 Знаменский женский монастырь. - С.62;

«Послушник», Соловки. - С.63.

*См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков// Фома. - №5(193) — май 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома»,  рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru. Иллюстрация Френсиса Бевеса// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.64-65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Сестер можно забирать в семью только вместе!

Алина, видеопаспорт № eeua, родилась в августе 2010 года (Мои      достижения; Обо мне; Я люблю). - С.64.

Наташа, видеопаспорт № eI5u, родилась  в январе 2013 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.64.

Куда обращаться будущим родителям  Алины и Наташи. – С.65.

Хорошие игры для детей:

Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В новом специальном проекте «Фомы» - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере рассказываем о «Болталке».

Игра «Болталка». Об игре рассказывает Виталий Каплан. Ил.: Дети, собравшиеся в кружок для литературной игры.  Фото// Фома. - №5(193) - май 2019. – С.65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.

 

Путешествие с «Фомой»:

Ново-Иерусалимский монастырь: как евангельская история ожила в Подмосковье. Автор – Алексей Соколов. Фото Владимира Ештокина. Ил.: Ново-Иерусалимский монастырь; Патриарх Никон; Святая Кувуклия – копия часовни, находящейся в Иерусалиме над местом погребения Иисуса Христа. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. – №5(193) — май 2019. - С.66-69. – (раздел «Культура», рубрика «Путешествие сФомой”»). Имеется справка «Как добираться из Москвы» (С.68).

Ново-Иерусалимский монастырь. [Художественная план-схема монастыря с указанием основных построек (Воскресенский собор; Подземная церковь Константина и Елены; Братский корпус; Святые врата с надвратным храмом) и фотографии важных объектов, расположенных за стенами монастыря с пояснениями (Силоамская купель; Гефсиманский сад; Монастырская стена; Фаворская гора; Иордан; Скит Патриарха Никона; Музейный комплекс «Новый Иерусалим»]. Фото Антон Денисов/РИА Новости//   Фома. – №5(193) — май 2019. - С.70-71. – (раздел «Культура», рубрика «Путешествие сФомой”»).

 

Воскресенский собор. [Внешний вид собора с указанием на отдельные части и пояснениями. Представлены: Основная часть храма; Ротонда (снаружи и внутри); Колокольня; Подземный храм Константина и Елены]. Фото Владимира Ештокина. Имеется также подборка фотографий и справок, знакомящих с тем, что находится «Внутри храма» (Голгофа; Камень миропомазания; Святая Кувуклия)//  Фома. – №5(193) — май 2019. - С.72-73 . – (раздел «Культура», рубрика «Путешествие сФомой”»).

 

Р.S.: Настоящие материалы, посвященные Ново-Иерусалимскому монастырю, впервые были опубликованы// Фома. – Спецвыпуск. 2018 / Люблю Подмосковье. – С.62-69.

Семейное чтение:

Александр Ткаченко.  Лазарь: история друга Иисуса Христа.  (Читаем вместе с детьми. 9+). Иллюстрации Галины Воронецкой// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.74-80. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Реклама: С.81.

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Протоиерей Борис Трещанский. С Христом воскреснем. Подборка стихотворений («Вся вселенная сольется…»; «От государства Церковь может отделима...»; «Слишком много на земле...»;  «И на миг в Распятии не усомниться...»; «Без защитного покрова...»; «Плоть еще не отдана из-под ареста…»; «Не существует смерти вообще...»; «От знания Писанья близко к тексту...»; «Крестопоклонная челом...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Иллюстрация Романа Макагонова// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*

*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.

 

Федор Достоевский. Бесы.

 

Книгу рекомендует кинорежиссер, народный артист Российской Федерации, профессор ВГИК Владимир Хотиненко [«Хорошая книга никогда не устаревает и всегда современна. «Бесы» Достоевского именно такая книга. Она полезна почти как лекарство. Перечитывая ее, понимаешь, что природа человеческая не очень-то зависит от внешних событий. <...> Конечно, отдельно несколько раз надо перечитывать знаменитый разговор Ставрогина и Верховенского. Он происходил словно вчера,  и в нем — всё, что сегодня, все модели, по которым развивается современный мир...»]// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.84. - (рубрика «Школа Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

[Информация о книге]. Автор: Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) — писатель, критик, публицист; Время написания и история создания: Работа над романом проходила в 1870-1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества»... Получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник»; Смысл романа: «Бесы» - роман о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры.  Одна из главных мыслей романа: человеку необходима свобода. Однако на путях свободы его подстерегают соблазны своеволия. Главным героем романа, Николаем Ставрогиным, одновременно владеют и жажда  веры, и  поразительное безверие, утверждение себя вне Бога. «Бесовщина» у Достоевского — это одержимость идеей, которая отделяет человека от реальности, поглощает его целиком. Таков революционер Петр Верховенский, который под лозунгом «все для человека» разрабатывает программу развращения и уничтожения людей. Таков и студент Шатов, проповедующий свою веру в богоносность русского народа. Все они становятся рабами своей идеи. В тоже время «Бесы» - это великая христианская книга, в которой утверждается возможность противостоять «бесам» и их деяниям.   Достоевский обращается к евангельской притче об исцелении Христом бесноватого, чтобы показать — мир может излечиться от «бесов», и даже самый опасный и падший человек может исправиться и сохранить  в себе образ Божий. Роман заканчивается светлым пророчеством о России одного из героев, которому прочли упомянутую притчу; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина; Ил.: Владимир Хотиненко. Фото; Федор Михайлович Достоевский. Фото; Одно из последних изданий романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (Спб.:  Изд-во «Пушкинский Дом», 2018); Кадр из сериала  «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко, 2014// Фома. - №5(193)  –  май 2019. – С.84-85. – (раздел «Культура»,  рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

Когда вымирают народы. Отрывок из романа «Бесы. Разговор Николая Ставрогина и Ивана Шатова  о религиозном призвании русского народа// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).

 

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Архимандрит Савва Мажуко. На руках у Бога. О радости быть христианином. - М.: Никея: Православие и мир, 2018. - 224 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

Архимандрит Савва уже известен читателю по трем предыдущем сборникам («Любовь и пустота», «Апельсиновые святые», «Неизбежность Пасхи»), колонке на «Православном мире» и авторской передаче на «Спасе».  Правда ли, что Церковь стала прибежищем депрессивных элементов, а храмы — выставкой забитых и запуганных постных лиц? Что православный стереотип благочестия противоречит любому яркому, энергичному мирскому начинанию?.. Короткого ответа на этот вопрос нет, а длинный можно постараться найти в этой книге. В своих эссе автор пытается объяснить, почему может складываться такое впечатление и что на самом деле радость сопутствует православному человеку везде, нужно лишь обращать внимание (отсюда и название). В этом сборнике архимандрит Савва отходит от распространенного «фейсбучного» жанра очерков и баек, умудряясь в рамках малой формы затрагивать глубоко духовные темы и обсуждать Священное Писание. Несмотря на серьезность содержания, читатель найдет здесь и ожидаемые наблюдения, и переживания священника, написанные интересным слогом, и множество забавных и трогательных моментов и воспоминаний.

Виктор Эмиль Франкл. Быть человеком означает найти смысл. 100 главных слов / Сост. Элизабет Лукас. - М.: Никея, 2018. - 176 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.88. - (раздел «Культура»,  рубрика «Что читать»).

Виктор Франкл — психолог с мировым именем, специализировавшийся на борьбе с депрессиями и самоубийствами, основатель собственного течения в психотерапии и человек, переживший заключение и потерю родных в нацистских лагерях — и продолжавший практику и научную деятельность за колючей проволокой. В этом небольшом издании, составленном ученицей В. Франкла профессором Элизабет Лукас, читатель найдет ее небольшое предисловие и ровно сотню цитат из трудов и выступлений психолога. Главные темы — смысл существования (основным приемом В. Франкла в лечении было «придание смысла» страданиям), природа человека и человеческих отношений, стойкое переживание бедствий. Характерной чертой психологических воззрений В. Франкла была убежденность в существовании у человека помимо физиологической (телесной) основы, особенного слоя «духовного измерения», как          называл это явление  психолог. Это измерение играло важную роль в терапии: «Результат [лечения] зависит не от врачебной техники, а … от духовного состояния того, к кому она применяется». Лаконичность, меткость и глубина собранных изречений делают это издание отличным введением в творчество  австрийского психолога, тем более, что это первый перевод на русский. Завершают книгу два коротких          послесловия российских специалистов, психолога Наталии Ининой и профессора Бориса Братуся, рассказывающие о жизненном и научном пути Виктора Франкла.

Ольга Батлер. Живой уголок. - М.: Символик, 2019. - 136 с.: ил. - (Шкатулка сказок) / Представляет Ян Батаев// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.88. - (раздел «Культура»,  рубрика «Что читать»).

Ольга Батлер написала новую сказочную повесть «Живой уголок», адресованную детям от десяти лет (хотя она вполне подойдет и  более младшему возрасту).  Ее действие происходит  в современной России, в выдуманном провинциальном городе Водокрещенске. Книга рассказывает про захватывающие (а местами и опасные) приключения хомяка Авоськина и его друзей. Обитатели живого уголка школы номер три встретятся как с добрыми и отзывчивыми, так со злыми и коварными людьми.  Приятелям предстоит столкнуться с серьезными испытаниями: потопом, ограблением и даже угрозой экологической  катастрофы! Ольга Батлер затронула  тяжелые «взрослые» темы, но сделала их доступными для восприятия юных читателей. Почему отравлять природу нельзя, а врать и лицемерить — подло и некрасиво, объясняется легко и понятно для ребенка. В «Живом уголке» каждый найдет что-то для себя. Взрослые посмотрят на свой мир со стороны, а дети, увлеченные простым, но занимательным сюжетом, поймут, что не важно, какие у тебя когти и зубы, главное, чтобы друзья были рядом, а сердце искрилось золотыми искорками доброты. Впечатляют также милые и сказочно-уютные иллюстрации Е. Ю. Милославской.

Митрополит Сурожский Антоний. О последних пределах. - Пер. англ. Е. Майданович. - М.: Гранат, 2019. - 192 с. / Представляет Виталий Каплан// Фома. - №5(193) — май 2019. - С.89. - (раздел «Культура»,  рубрика «Что читать»).

Практически все книги митрополита Сурожского Антония — это отредактированные записи его проповедей и бесед с прихожанами. Вот и «О последних пределах» - это цикл устных бесед,  которые владыка вел в 1960-1961    годах со своей паствой в Лондоне. С английского их перевела Елена Майданович, в 2011-2012 годах они печатались в журнале «Альфа и Омега», а отдельной      книгой вышли впервые. «О последних пределах» - это о конце земной жизни и начале жизни загробной, о разлучении души и тела и о воссоединении их в грядущем воскресении мертвых, о Страшном суде и о «жизни будущего века», то есть о том, что будет после Суда. Темы эти волнуют всех — и воцерковленных христиан, и малоцерковных, и сомневающихся.  Точной, полной, подробной картины того, что ждет нас за гробом, у нас нет. Именно поэтому, как специально оговаривает владыка Антоний, его беседы — это именно попытка поделиться с прихожанами своими мыслями на этот счет.  Мыслями, которые основаны на православном богословии, на изучении святоотеческих трудов, но которые не подаются как непререкаемая истина. Что же говорит владыка о загробной жизни? Его мнение может неприятно удивить тех, кто ждет от него оптимистических заверений. Нет, размышляя об аде, владыка показывает его ужасающую реальность, от которой никто из нас не застрахован. Ведь ад — это не котлы со сковородками, а та самая божественная Любовь, на которую грешный человек оказывается неспособным ответить своей любовью. Тот, кто не сумел полюбить Бога здесь, в земной жизни, не сможет этого сделать там, предстоя перед Ним лицом к лицу.  Не давая готовых ответов, митрополит Сурожский Антоний тем не менее показывает своим слушателям те основные вещи, о которых каждому христианину стоило бы почаще задумываться.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Защищает ли икона в машине от аварий на дорогах? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»// Фома. - №5(193) – май 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

 

Почему у некоторых святых на иконах квадратные нимбы? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. - №5(193)  –  май  2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

 

Реклама: С.97.

 

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков.  [Имеется краткая биографическая справка]. Фото Михаила Вильчука// Фома. - №5(193) — май 2019.  - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

  1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? «Ключевая фотография» Кристины Кормилицыной (с.56), - ее семь фотографий и ее личная история меня очень впечатлили.
  1. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Статью протоиерея Олега Стеняева «Какую Пасху отмечал Христос» (с.26). Многие действительно не понимают суть Тайной Вечери, ее связь с Ветхим Заветом, с Песахом      — иудейской пасхой. Этих фундаментальных знаний нам очень не хватает, а «Фома» рассказывает об этом просто, понятно и содержательно.
  1. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Мне всегда хочется видеть больше статей об искусстве, музыке, современной культуре. Мне кажется, сегодня не хватает работ, где показана связь светской культуры с религиозным пространством. Не бояться современного искусства и больше писать о современных художниках и музыкантах — вот такое у меня пожелание  к любимому журналу «Фома».

 

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU    

 

0
0
Сохранить
Поделиться: