1-я страница обложки. Иллюстрация на обложке - ночное, усыпанное звездами небо, в которое с земли направлена антенна радиотелескопа («Ночной телескоп», Владимир Тупоршин). Надпись: ОДИНОЧЕСТВА НЕТ есть просто проблемы со связью. Внизу страницы написано: Разбираемся, откуда эти проблемы берутся и как их преодолеть. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Одиночество» (С.16-23).
Пролог:
Николай Туроверов. «Еще весь лес такой сквозной...». Стихотворение. 1965// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Даты месяца:
Даты месяца: апрель// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:
7 апреля. Благовещение. [Краткая информация о празднике дополнена текстом стихотворения Валерия Брюсова «Ты была единая от нас...»]. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. - С.4;
22 апреля. Начало Страстной седмицы. Ил.: Василий Верещагин. «Ночь на Голгофе». - С.4;
1 апреля. 210 лет назад родился Николай Гоголь. [Цитата из письма Н. В. Гоголя В. Г. Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями»]. Ил.: Профиль Н. В. Гоголя. Силуэт. - С.4;
28 апреля. Пасха Христова. [Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди на Пасху 1976 года]. Ил.: Картина художника Павла Рыженко «Пасха». - С. 5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. О пользе прыжков в высоту. [Вера — это добродетель воли. Волевые усилия, которые необходимо затратить для того, чтобы стать христианином, жить Евангелием, выполнять кажущиеся невыполнимыми заповеди, автор сравнивает с прыжками в высоту. Высокая планка заставляет максимально напрягаться. Чем выше стоит планка, тем сильнее ты стремишься ее перепрыгнуть. Сама вера делает это твоей потребностью. «Если мы не можем сказать себе, что живем Евангелием, то не можем и отказаться от необходимости понуждать себя к жизни по нему. Каким бы безнадежным взятие этой высоты нам самим ни казалось»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Непревзойденный рекордсмен по прыжкам в высоту с шестом Сергей Бубка, на Играх доброй воли в Москве, 8 июля 1986 года. Фото Валерия Зуфарова и Яшара Халилова/ Фотохроника ТАСС// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
Интервью номера:
Евгений Водолазкин. Хватит делать бога из будущего. [Новый роман Евгения Водолазкина «Брисбен» мгновенно стал бестселлером. Он хоть и продолжает развивать идеи предыдущих книг, «Лавра» и «Авиатора», но одновременно это и совершенно новый и интересный опыт: как для читателей, так и для самого писателя. Об этом новом опыте и идет разговор с Евгением Германовичем Водолазкиным]. Беседовал Виталий Каплан. Фото Сергея Петрова// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.8-15. - (рубрика «Интервью номера»).
Вопрос номера. Одиночество:
Мне плохо от одиночества, и вера не помогает... Что со мной не так? Письмо в редакцию / Ирина. Иллюстрация Александры Шляхтиной// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.16-17. - (рубрика «Вопрос номера. Одиночество»).
Чувство одиночества: как в этой проблеме увидеть возможность. На письмо читательницы отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Александры Шляхтиной// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.18-22. - (рубрика «Вопрос номера. Одиночество»).
Патриарх Кирилл. Как одержать победу над одиночеством... и самим собой. Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 2 марта 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.23. - (рубрика «Вопрос номера. Одиночество»).
ВЕРА (раздел). – С.24-45.
Школа «Фомы». Именины:
Серафим. [Инфографика]. Значение имени: Серафим – от древнееврейского «шараф» - «пламенеющий». Так в Священном Писании именуется один из высших ангельских чинов. В видении пророка Исаии серафимы окружают Господа, и у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис 6:2); Преподобный Серафим Вырицкий. День памяти: 3 апреля. Один из немногих российских святых ХХ века, кому удалось избежать ссылок, тюрем и расстрела. Канонизирован Юбилейным Собором 2000 года. Биографическую справку подготовил Игорь Цуканов; «От Меня это было» (отрывок). [Преподобный Серафим оставил своего рода духовное завещание - «Разговор Бога с душой», более известное под названием «От Меня это было». Произведение это необычное: оно написано от лица Самого Господа, раскрывающего человеку глаза на обстоятельства его жизни]; Другие святые и известные люди с именем Серафим: Преподобный Серафим Саровский (1759-1833), один из величайших святых Русской Церкви, подвизался в Саровской пустыни (Нижегородская губерния). Священномученик Серафим (Чичагов) (1856-1937), духовное чадо Иоанна Кронштадтского, в 1904 году принял архиерейский сан, в 1937 году 82-летний владыка расстрелян на Бутовском полигоне. Иеромонах Серафим (Роуз) (1934-1982), выходец из семьи европейских иммигрантов, осевших в Калифорнии, в 1962 году стал духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, принял монашество, стал священником, известный проповедник и миссионер. Протоиерей Серафим Слободской (1912-1971), сын священника, погибшего в советском концлагере, во время войны попал в плен и был отправлен в Германию, в 1952 году уехал в США, автор известнейшего учебника по Закону Божию, который он писал для семей русских эмигрантов; Интересные факты; Ил.: Шестикрылый серафим. Иконографическое изображение; Преп. Серафим Вырицкий. 1940-е годы. Фото; Поселок Вырица (60 км от Ленинграда). Фото диакона Николая Андреева; Преподобный Серафим Саровский. Моление о даровании источника. Сайда Афонина. 1996 г.; Епископ Хутынский Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I, которому Серафим Вырицкий в конце 1927 года предсказал первосвятительское служение// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.24-25. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).
Екклесиаст: как в Библии оказалась такая «депрессивная» книга? И почему ее стоит прочесть / Автор статьи - Тихон Сысоев. Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.26-31. - (раздел «Вера»).
Всё суета сует: как не сойти с ума от этой мысли? Читаем Екклесиаста вместе с американским священником / Автор — протоиерей Стивен (Стефан) Фриман — настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, создатель популярного православного блога Glory To God For All Things (Слава Богу за все). Пер. с англ. Тихон Сысоев. Рисунок Наталии Кондратовой// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - C.32-33. - (раздел «Вера»).
Школа «Фомы». Суть вещей:
Канун. [Инфографика]. Канун — стол со свечами и распятием, перед которым молятся об упокоении усопших. По сути, это большой подсвечник прямоугольной формы. Перед кануном служат панихиды; Панихида — (греч. - всенощное моление) — короткая служба с молитвами об усопших. Кроме панихид по отдельным умершим в годовом круге богослужений есть так называемые родительские субботы, когда поминаются все умершие православные христиане. Такие поминовения совершаются семь раз в году (перечислены); Возле кануна иногда стоит стол для приношений — продуктов, которые люди приносят в храм, чтобы помянуть умерших; Короткая молитва об усопшем. Текст; Фотоизображение Кануна с краткими пояснениями, касающимися его отдельных частей (Подсвечники; Лампада; Голгофа; Табличка «ИНЦИ»; Богородица; Апостол Иоанн Богослов; Череп Адама). Ил.: Панихида перед Кануном. Фото Ольги Леонович; Стол приношений в храме. Фото: kazanskoi.ru; Канун (с пояснениями)// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.34-35. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).
[Читаем Писание:]
Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Бог говорит с нами простыми словами.* Ил.: Христос благословляет детей. Николас Мас, 1652-1653; Беседа с учениками. Михаил Боткин. 1867// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.36-39. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Марка, глава 9:33-50» (С.36).
*Продолжение публикаций (см. Фома №141,142,143,145,148,149,151,152,154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,185,
186,189) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».
Новомученики:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Александр (Гневушев). 23.09.1889-28.04.1930. На фото: Священник Александр Гневушев с супругой Клавдией, 1914; Документы: Приговор тройки ОГПУ и АКТ о совершении «высшей меры социальной защиты» советского общества - расстреле// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.40-42. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Александр родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Гневушева. В 1912 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и в 1913 году был определен псаломщиком ко храму в родном селе. 9 марта 1914 года он был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино и назначен заведующим церковноприходской школой в селе и земской школы в ближайшей к селу деревне и законоучителем. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михайло-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 году - в село Шумовка и в 1925 году - в село Бряндино Мелекесского района. В 1929 году советские власти по всей территории России начали компанию по закрытию церквей и снятию колоколов. В январе 1930 года началась агитация за снятие колоколов с храма в селе Бряндино. Чтобы добиться ухода священника, власти потребовали от отца Александра уплаты заведомо непосильных налогов. В дом священника явился член сельсовета для описи имущества. 13 января отец Александр после всенощной произнес проповедь, которая впоследствии была охарактеризована как антисоветская. Наутро после литургии он обратился к прихожанам со словом, в котором сообщил о том, что, может быть, это его последние службы, так как власти намерены закрыть церковь. Прихожане, слушая его, заплакали. Тяжело переживая этот момент, священник и сам прослезился и ушел в алтарь, а хор в это время запел призывающие к покаянию печальное песнопение Великого поста: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается...». 15 января состоялось собрание жителей села, на котором был поставлен вопрос о снятии колоколов. Присутствовало около трехсот человек. Большинство было категорически против, уговорить их активистам не удалось. На следующий день к храму пришли около пятисот крестьян, намеренных воспрепятствовать разорению и закрытию церкви. Подростки забрались на колокольню и ударили в набат. Несколько дней верующие дежурили у храма. Власти на захват не решились. В начале февраля отец Александр выехал в Симбирск навестить родственников, в это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых из участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение. Вернувшись из Симбирска, отец Александр, не зная о случившемся, отправился в лес на заготовку дров. Не найдя священника дома, следователи объявили его в розыск, как скрывающегося от правосудия. 22 февраля о. Александр вернулся домой и сразу же был допрошен и арестован. Его обвинили в антисоветской деятельности, распространении провокационных слухов и подстрекательстве к бунту. 15 апреля 1930 года священника Александра Гневушева приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 28 апреля 1930 года, о чем был составлен соответствующий акт: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбище за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине».
Реклама: С.43.
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №4(192) – апрель 2019. - С.44-45. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Говорят, что христианину нельзя любить себя, потому что это — гордыня. На самом деле. - С.44.
Почему в Церкви все время просят что-то в молитвах у Бога, если Он и так всех любит? Потому что. - С.44.
Часто спрашивают: как мог Иисус проповедовать любовь и при этом - бить людей бичом? Отвечаем: Ил.: Изгнание торговцев из храма. Мозаика собора Монреале, Италия XII век. - С.45.
[Ответ священника:]
Как помочь бабушке увидеть грехи? Спрашивает / Марина. Отвечает / протоиерей Андрей Ефанов// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.45. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).
ЛЮДИ (раздел). – С.46-65.
Мэтью Кассерли: «Я думал, что Россия — это отстой и прошлый век», - американец о переезде в Москву, крещении и русском гостеприимстве. Подготовил Кирилл Баглай. Фото Владимира Ештокина и из архива Мэтью Кассерли// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.46-51. - (раздел «Люди»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает художник Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.98. - (рубрика «Эпилог»).
5 любимых фотографий священника и фотографа Андрея Рассанова. [Священник Андрей Рассанов родился в Вятке в 1978 году. Клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Вятке. Первые творческие работы появились в 2004 году. Автор трех персональных и участник множества групповых фотовыставок]. Текст краткой вступительной заметки и выразительные комментарии к фотографиям написаны автором — священником Андреем Рассановым// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.52-59. - (раздел «Люди»). - В публикации представлены фотоработы:
Вера и отчаяние. Храм Гроба Господня. Израиль. Иерусалим. 2010. - С.52-54;
Отражение человеческой души. Спасо-Преображенский Никольский монастырь. Россия. Кировская обл. 2010. - С.54-55;
Лития в монастыре Светицховели. Грузия. Мцхета. 2013. - С.56-57;
Взгляд. Свято-Троицкий Стефанов монастырь в Ульяново. Россия. Республика Коми. 2013. - С.58-59;
Часовые русской глубинки. Россия. Кировская обл. 2008. - С.59.
Юлия Барзыкина. Мои поминальные записки [Дядя Саша; Сашуля; Тетя Таня]// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.60-62. - (раздел «Люди»).
Реклама: С.63.
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Главное управление образования и науки Российской Федерации.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru. Ил.: Ирина Казакова. Иллюстрация к книге «Алиса в Зазеркалье»// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.64-65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Детей можно забирать в семью только вместе!
Карина, видеопаспорт № 14qzv, родилась в марте 2007 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.64.
Артем, видеопаспорт № 14kob, родился в июне 2014 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.64.
Куда обращаться будущим родителям Карины и Артема. – С.65.
Вопросы усыновителей:
Для чего семья подростку из детдома? Отвечает Диана Машкова, писатель, журналист, руководитель программы «Просвещение» фонда «Арифметика добра», мама 4 детей, 3 из которых - приемные. Фото// Фома. - №4(192) - апрель 2019. – С.65. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы усыновителей»).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.
Ольга Атрощенко, кандидат искусствоведения, хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи. «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя. Подготовила Дарья Теленкова. Ил.: Произведения художника В. Д. Поленова: Христос и грешница (Кто без греха?). 1888; Мария пошла в Нагорную страну. 1890-1900-е; Христос среди учителей. 1896; Фигура Христа. Эскиз; Возвестила радость плачущим. 1890. Фото: В. Д. Поленов в Риме у своей мастерской. 1884; Храм в Абрамцеве. Фото Юлии Маковейчук; Ольга Атрощенко. Фото Валерия Шарифуллина/ТАСС// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.66-73. - (раздел «Культура»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает художник Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.98. - (рубрика «Эпилог»).
Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*
*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.
Олдос Хаксли. О дивный новый мир.
Книгу рекомендует режиссер театра и кино, сценарист Юрий Грымов [«Книга, к которой я постоянно возвращаюсь, - бестселлер “О дивный новый мир” Олдоса Хаксли... В какой-то момент, встретившись с романом снова, я понял, что он про сейчас, про сегодня, про всех нас. Мы уже живем в будущем, которое себе намечтали. Именно поэтому я поставил “О дивный новый мир” в театре “Модернъ” - чтобы взглянуть на самих себя со стороны: в кого мы превращаемся без веры, без работы над собой. Сегодня люди готовы работать над своим телом (это возведено в культ), а не над своей душой. Прочитать, чтобы ужаснуться? Нет. Прочитать, чтобы задуматься и начать возвращение к человечности»]. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.74. - (рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
[Информация о книге]. Автор: Олдос Хаксли (1894-1963) — классик английской прозы ХХ века. Тема утраты человечности, которая происходит на фоне научно-технического развития, стала определяющей для всего творчества писателя; О чем книга? Действие разворачивается в далеком будущем в вымышленном Мировом Государстве, девиз которого: «Общность, одинаковость, стабильность». Людей здесь штампуют на особых предприятиях, прививают рефлексы и те свойства, которые нужны для их функционирования в разных сферах стандартизированного общества. «Счастье» достигается за счет строгой регламентации всех действий и обязательного приема «сомы» - «безвредного» наркотика. Книга описывает жизнь людей, которые не принимают этот коллективный «дивный новый мир» и бросают ему вызов; Смысл произведения: Хаксли выражает безрадостный взгляд на будущее человечества, в котором личность будет «подавлена и стандартизирована». В обществе удовольствия, благополучия и омашинивания нет места искусству, науке и религии. Библия и богословские труды считаются «неприличными книгами», а многие люди о них и вовсе не слышали. В жизни общества ликвидировано все возвышенное и вызывающее сильные эмоции, так как это порождает нестабильность в умах людей. Дивный новый мир оказывается бездушным миром физиологических инстинктов и эгоизма; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина; Ил.: Постановка Юрия Грымова по произведению Хаксли «О дивный новый мир» в театре «Модернъ». Фото Кирилла Зыкова/Агентство городских новостей «Москва»; Одно из последних изданий романа (М.: АСТ, 2018. - 288 с. - серия «Зарубежная классика»); Обложки нескольких зарубежных изданий; Кадр из фильма «Дивный новый мир», 1998// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.74-75. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Что вы выбираете: Бога или сому? Отрывок из романа-антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли — о том, как один из главных героев, «Дикарь» Джон, спорит с Главноуправителем Мирового Государства о Боге. Пер. с англ. О. Сороки. Авторы иллюстраций: Лори Пиптон, Анна Кавемер// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.76-79. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Семейное чтение:
Александр Ткаченко. Чудеса Христа: пять хлебов и две рыбы. (Читаем вместе с детьми. 9+). Иллюстрации Галины Воронецкой// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.80-85. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает художник Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.98. - (рубрика «Эпилог»).
Строфы:
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Татьяна Полетаева. Любовь, которая сильней. Подборка стихотворений («Синева апрельских первых дней…»; «Кусты, промёрзшая дорога...»; «Среди тех, кого поминаю...»; «Женщина говорила...»; «Всех оплакав, и в ночь пустоты...»; «У Святителя Алексия…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Ксении Наумовой// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
Протоиерей Георгий Бреев. Практика подготовки к Исповеди и Причастию. - М.: Никея, 2019. - 176 с. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Книга протоиерея Георгия Бреева — развернутый ответ на вопрос, который тревожит, наверное, каждого: почему я каюсь, но снова и снова впадаю в одни и те же грехи? Да потому, отвечает отец Георгий, что исповедь — это не банальное перечисление прегрешений, а «возвращение всемогущества, любви, благости Божией». Это труд души, выработка привычки «внимать себе», то есть отслеживать мысли и чувства и вовремя искоренять те, из которых куется цепочка: привычка — порок — страсть. С этого, говорит отец Георгий, начинается школа духовной жизни. В этой школе его книга — хорошее пособие. Новоначальному полезно ознакомиться, а считающему себя воцерковленным — освежить заповеди и список грехов, который, со ссылкой на на святых отцов, приводит автор, узнать, что думали об этих двух таинствах святитель Иоанн Златоуст, святой праведный Иоанн Кронштадтский. В книге много ярких, запоминающихся образов, помогающих читателю под новым углом взглянуть на исповедь. Есть и конкретные рекомендации для тех, кто готов встать на путь покаяния и исправления, пошаговые инструкции, как поставить заслон нечистым мыслям — прилогам. И еще здесь есть замечательное толкование 50-го — покаянного — псалма, помогающего подготовиться к исповеди.
Протоиерей Алексей Уминский. Семейное кино. Смотрим с детьми шедевры мирового кинематографа. - М.: Никея, 2018. - 208 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Детский киноклуб при храме Святой Троицы в Хохловском переулке возник как ответ на вопросы настоятелю, протоиерею Алексею Уминскому «Что посмотреть с детьми?». Очевидно требуется кино, позволяющее наладить связь с ребенком, несущее морально-воспитательную функцию. Поэтому в клубе поощряется вовлеченность юных зрителей в обсуждение просмотренного, где их мнение рассматривается на равных, что, в свою очередь, учит самостоятельности суждений. Книга представляет собой сборник из 15 бесед, каждая из которых посвящена определенному фильму. Здесь обсуждаются картины из престижных редакционных рейтингов, списков кинопремий и просто достойные произведения, объединенные тем, что обращаются к фундаментальным темам любви, веры и Бога. Например, такие как «Огни большого города», «Мальчик в полосатой пижаме», «Внимание, черепаха!», «Благослови зверей и детей». Каждая глава предваряется информацией о фильме и кратким изложением сюжетного конфликта. Иногда встречаются черно-белые кадры в качестве иллюстраций. Книга поможет сделать просмотр кино хорошей семейной традицией и подскажет, как можно говорить с детьми на сложные темы.
Наталья Иртенина. Николай II. Царский подвиг. - М.: Символик, 2018. - 95 с. / Представляет Викентий Копытков// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Наталья Иртенина взялась за сложнейшую задачу — рассказать современным детям о жизни последнего русского царя, святого нашей Церкви. Автор акцентирует внимание на тех фактах, которые говорят о воспитании, пишет о семье, в которой вырос наследник престола. В ее книге император представлен прежде всего как человек, как личность. В детстве он был озорным и любопытным мальчишкой, и этим будущий правитель становится близок юному читателю. В зрелом возрасте царь всецело занят заботой о своей семье, о своем народе. Мы видим царя-воина, царя-крестьянина, царя-спортсмена, царя-семьянина. И главное, перед нами раскрывается образ монарха православного, который с верою в Бога нес свой крест как царь, с верою и смирением переносил унижения ареста. Читая страницы книги, где описаны различные случаи из жизни императорской семьи, проникаешься большой симпатией и уважением ко всей царской династии. Книга легко читается. Восприятию текста помогают красочные иллюстрации художника Вячеслава Валынца.
Е. Зелинская, В. М. Глинка. Блокадные дни. «Желтый снег...». - М.: Вече, 2018. - 384 с. / Представляет Вероника Батхан// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Самый страшный жанр в литературе — документалистика. Никакие чудовища, порожденные снами разума, не сравнятся с простой и грубой реальностью. У книги нет сюжета, она собрана из кусочков, словно мозаика. Тут и мемуары, и обрывки воспоминаний, и краеведение — истории петербургских домов, одного за другим. И мартирологи жителей улицы Декабристов — фамилия, имя, отчество, год рождения, дата смерти и кладбище. Или «место захоронения неизвестно». Люди разных национальностей и традиций, старики, «нестроевые», женщины, дети, семьи. Потомки бывших дворян, кадровых офицеров, ученых писателей, революционеров. Безнадежные интеллигенты, полиглоты-лингвисты, искусствоведы, способные с одного взгляда датировать предмет старины, старорежимные врачи, превыше земных благ ставящие здоровье пациента, династии музыкантов, артистов, ученых. Их витая резная мебель, ветхие книги с золочеными буквами на переплетах, их неспешный уклад с чаем и булками, накрахмаленной скатертью, вежливостью и деликатностью — упаси Боже обидеть, упрекнуть человека. Все это за считанные годы сожрала блокада, довершив резню революции. С фотографической точностью Зелинская показывает самое жуткое — утрату человеческого достоинства, нравственное падение людей, сломленных голодом. Невероятную стойкость тех, кто сумел выжить и не предать себя. Нечеловеческую подлость торгашей, наживавшихся на чужой смерти. Душевное благородство тех, кто находил в себе силы делиться последним. Эту книгу стоит прочесть как реквием прекрасной эпохе, тому Петербургу, от которого почти не осталось живых свидетелей. Она необходима ради того, чтобы помнить, как ужасна война, как силен человеческий дух и велика воля. Пусть никогда больше не повторится блокада, пусть нашим внукам и правнукам не придется составлять таких книг!
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы о церковном искусстве:
Почему на иконах нет некрасивых святых? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Владимира Ештокина// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Почему на царских вратах всегда изображают Благовещение? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.:Царские врата с традиционной росписью// Фома. - №4(192) – апрель 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог:
3 вопроса о «Фоме». Отвечает художник Анатолий Влезько. [Родился в Палехе, закончил Палехское художественное училище, работает руководителем мастерской «Палехский иконостас». Женат. Воспитывает четверых детей]// Фома. - №4(192) — апрель 2019. - С.98. - (рубрика «Эпилог»).
- Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Мне понравилась статья о художнике Поленове (с.66). Я не знал, что Поленов был не верующим человеком, а скорее сомневающимся. Тем не менее его работы трогают сердца людей — в том числе и мое... На примере Поленова мы видим, что Господь действует по-разному. Так, человек, который сомневался в существовании Бога, сам открыл Бога многим людям — создал Евангелие в красках. Для меня эта статья в журнале оказалась промыслительной: дело в том, что сейчас мы занимаемся созданием нового иконостаса, вдохновившись иконостасом Поленова в Абрамцеве.
- Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Я бы посоветовал рассказ «Чудеса Христа:пять хлебов и две рыбы» (с.80). Особенно мне понравилось предисловие к этой истории — о разнице чуда и фокуса. Человеку, который мало знает о вере и Церкви, который не верит словам без доказательств, здесь дан доходчивый ответ на вопрос: «Как это могло быть?»
- О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Меня очень тронул рассказ американца Мэтью (с.46) — такие истории хочется читать и читать. Причем я хотел бы прочитать не о медийных личностях, а о простых людях... Мне интересен опыт веры людей в их бытовой и профессиональной сфере: какая она, жизнь по Евангелию в современном мире?
3-я страницы обложки: Реклама: ПАЛЕХСКИЙ ИКОНОСТАС.
4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU