Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
У царских врат особое место в храме. Они ведут в пространство алтаря, означающего мир горний, Царство Небесное. Царские врата включены во всю полноту литургии: перед ними читают молитвы, они открываются в самые значимые моменты богослужения. Створы врат — это граница между двумя пространствами, разными по степени сакральности. Царские врата — образ райских врат, потому на них и помещают образ Благовещения. Ведь с явления архангела Гавриила Богоматери начинается новозаветная история, история нашего спасения, открываются закрытые для человечества врата рая. Богородицу мы так и именуем в акафистах — «райских дверей отверзение», «дверь спасения», «дверь Света».
Сцену Благовещения перенесли на царские врата с алтарных столбов. При этом изменилась композиция иконы, подчинившись архитектуре дверей. На Руси с развитием высокого иконостаса царские врата стали многосоставными. Но в то же время это единая икона из нескольких частей, соподчиненных друг другу. В навершии, или верхней части, — образ Благовещения как напоминание о радости Благой вести, а ниже — образы четырех евангелистов, которые понесли эту весть всему миру. Также под «Благовещением» изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. На свитках в руках святых — тексты молитв, обращенных к Богородице. Так с помощью иконописи передаются сложные богословские идеи.
Поначалу Благовещение на царских вратах было полной, подробной композицией, позже появилась традиция более крупных изображений. Так иконописцы акцентируют внимание на ликах архангела Гавриила и кроткой Богородицы.