Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - №5(253) – 2024.  FOMA.RU        

Обложка: На солнечной поляне стоит дверь, из которой выходит радостный молодой человек в оранжевой толстовке. На двери висит календарь с датой: 5 мая. Воскресенье. По середине обложки — надпись синими буквами: «ТВОЙ ГЛАВНЫЙ ВЫХОДНОЙ». Причем в слове «выходной» красным цветом выделено слово «ВЫХОД». Рисунок Дмитрия Коротченко.

Пролог:

Валентин Берестов. Осанна («Христос вступает в Иерусалим...»). Стихотворение. 1996. Фото Елены Добряковой// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Главное событие года. [Как-то, когда в декабре журналисты задали мне один из их любимых вопросов: «Назовите главное событие года», я ответил: «Пасха». И это была правда. Ну а какое событие может быть важнее? Пасха — это смысловой центр собирания мира. <...> Театровед Борис Николаевич Любимов однажды сказал: «Пасха — это божественное веселье». На мой взгляд, при всей лаконичности — это поразительное по своей глубине определение. Помню, меня сильно задел один эпизод из «Исповеди» блаженного Августина. Уже находясь в духовном, религиозном поиске, он увидел попрошайку, который, видимо, получил подаяние, выпил вина, и ему было хорошо. И Августин подумал, что удовольствия, которых он сам искал, хотя формально были вроде другими, но по сути все равно оставались «слишком человеческими». <...> Вот о чем мучительно размышлял Августин: по большому счету, выпивка ли, богатство или стремление к славе и почестям — в чем разница? И эта мысль настолько его пронзила, что он понял: нужно искать принципиально другой радости. Так вот, глубина этого определения Пасхи именно как божественного веселья как раз и открывается, если внимательно всмотреться в отличие привычной нам, то есть чисто человеческой, радости от состояния, в котором ощущаешь нечто совершенно иное, то, к чему привыкнуть невозможно. Такую радость Августин в конце концов обрел. И назвал ее «не знающей разочарования». Христос воскресе!].  Фото Екатерины Тагаевой// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.4-5. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Даты:

5 мая. Воскресение Христово. [Патриарх Кирилл: «Мы произносим почти по привычке слова «Христос воскрес», «Воистину воскрес». Но что означает первая фраза? Она означает, что провозглашающие ее обращают к людям великое свидетельство о том, что Христос воскрес. А когда отвечают: «Воистину воскрес»? Это не просто ответ, это не часть некоего исторического обряда, в этих словах — исповедание веры. Те, кто говорят «Воистину воскрес», верят, что Господь воистину воскрес, а исповедание веры на протяжении всей истории христианства, особенно на самом первом ее этапе, не ограничивалось словами, но было исповеданием самой жизнью. <...> А что это значит для нас? Мы ни в коем случае не должны произносить эти слова по привычке. Говоря «Воистину воскрес», я исповедую, что Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, реально пришел в мир — не мифически, не сказочно, а реально. Он был одним из нас. Он имел ту же плоть и кровь. Ему было смертельно больно, когда гвозди пронзили Его руки и ноги. Ему было смертельно больно, когда Он висел на Кресте. За что? Ни за что! За то, что Он провозглашал правила жизни: как нужно жить, чтобы быть счастливым, чтобы милость Божия была с человеком. Но этого было достаточно, чтобы вознести Его на этот страшный Крест. <...> Сегодня в нашей стране никто не требует от нас отказа от Спасителя. Мы живем счастливо с точки зрения полной свободы вероисповедания. <...> Исповедовать веру — значит жить по-христиански, значит исполнять Божии заповеди. <...> За все мы должны благодарить Господа. Конечно, праздник Святой Пасхи — это радость исповедания Христа Воскресшего, но это и величайший повод для нас благодарить Господа за все — за Его страдания, за Его Крест, за Его Воскресение, за веру апостолов, которая передавалась из поколения в поколение, за то, что мы приобщены к этой вере, за то, что сегодня народ наш мало-помалу обращает лицо свое к вере, к Богу, а значит, обретает огромную силу, которую нельзя сравнить ни с силой оружия, ни с силой власти, ни с силой каких-то идеологических убеждений. Потому что вера есть сила, способная воздвигнуть и на подвиг, и на жертву». Из проповеди в понедельник Светлой седмицы после литургии в Успенском соборе Московского Кремля, 17 апреля 2023 года]. Фото Кирилла Новотарского/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.6-7. – (рубрика «Даты»).

Даты месяца:

Даты месяца: май// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.8-9. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

24 мая. День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, тезоименитство (именины) патриарха Кирилла. [«Дело святых Кирилла и Мефодия заключалось в том, что они создали нашу азбуку, грамматику, а значит, литературный язык. Они дали нашим далеким предкам возможность общаться друг с другом, читать великие источники знаний, и в первую очередь они перевели на славянский язык слово Божие, Книгу книг, книгу жизни — Библию. <...> То, что было посеяно святыми Кириллом и Мефодием, богато расцвело в нашей национальной культуре и в жизни нашего народа. Тот идеал, который проповедовали святые равноапостольные братья, стал идеалом русской художественной литературы и философской мысли. Это тот самый положительный идеал, на примере которого воспитывался и даже до сих пор, несмотря на попытки разрушить эти ценности, воспитывается наш народ». Патриарх Кирилл]. Ил.: Святые Кирилл и Мефодий. Яно Кёлер. 1912. - С.8;

12 мая. Неделя апостола Фомы. ...Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, — отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшею вестью, — и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). Так выразилось не неверие, враждебное Богу, — так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество». Святитель Игнатий (Брянчанинов)]. Ил.: Уверение апостола Фомы. Карл Генрих Блох. XIX в. - С.8;    

29 мая. 150 лет назад родился Гилберт Кийт Честертон. [«Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят… Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всеразъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит, и все танталовы муки ждут их». Гилберт Кийт Честертон]. Фото: Гилберт Кийт Честертон. - С.8;

19 мая. Неделя святых жен-мироносиц. [Слово «мироносицы» происходит от слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю покойного нужно было помазать ароматной смесью масел — миром. Его женщины и принесли к погребальной пещере Спасителя. Но пещера оказалась открыта, а находящийся там Ангел возвестил им о Воскресении Христа. В Новом Завете они названы не все — перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». В Евангелиях упоминается о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. А церковное Предание также относит к женам-мироносицам Сусанну, Марфу и Марию]. Ил.: Весть о Воскресении. Евгений Демаков. 1997. - С.9.

9 мая. День Победы. [9 мая в храмах Русской Православной Церкви совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Обычно в этот день совершается также особое поминовение усопших воинов. Но в 2024 году это поминовение переносится на Радоницу — 14 мая. Дело в том, что в этом году День Победы приходится на Светлую седмицу (неделю после Пасхи). А по церковным канонам на Светлой седмице в храмах не совершается гласное поминовение усопших для поддержания духа радости о Воскресшем Христе, Победившем смерть]. Фото: Встреча воинов-победителей, май 1945. - С.9.

Даты: 

30 лет телепрограмме «Слово пастыря». Первый раз программа вышла в эфир 14 мая 1994 года, после Фомина воскресенья, и сразу стала регулярно появляться на телевидении. «Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что наша программа для всех, а не для маленькой группы верующих или просвещенных, — рассказывает редактор “Слова пастыря” Наталья Ярцева. — Письма зрителей это подтверждают: нас смотрит очень много малоцерковных людей. Абсолютно ни под кого не подстраиваясь, Святейший нашел какой-то особый тон, которым он обращается к людям, в том числе довольно далеким от Церкви, — и его слышат». [Патриарх Кирилл о рождении программы: «В 1994 году, на Пасхальной неделе, ко мне обратились сотрудники Первого канала и попросили, чтобы я произнес проповедь на телевидении. В субботу перед Фоминым воскресеньем я выступил с проповедью. Я сказал то, что мог сказать, им понравилось, и вот они спрашивают: «А Вы не могли бы и в следующую субботу выступить?» Отвечаю: «Постараюсь». Но я понял, что эта просьба будет повторяться, поэтому сразу решил свои проповеди выстраивать в виде целого цикла, — чтобы из одной вытекала другая. Первые две недели я размышлял вот о чем: а на каком языке я должен разговаривать с людьми? Ведь меня слушают все — и верующие, и неверующие, а неверующих было тогда гораздо больше, чем сейчас, многим даже терминология была непонятна. Есть высокоинтеллектуальная, просвещенная публика, причем с атеистическим воспитанием — надо на нее ориентироваться? Наверное, да, потому что важно, чтобы в сознании этих людей появилась какая-то мировоззренческая альтернатива. Но, с другой стороны, я понимал, что и верующие будут смотреть, а это совсем разные люди — и пожилые женщины, и люди среднего возраста, и молодежь, воцерковленные и не очень... Потом думаю: «Стоп! А мусульмане наши — они что, смотреть не будут? А иудеи сразу телевизор выключат? Нет, многие будут смотреть». На каком же языке говорить со всей этой публикой? Наконец я перекрестился и сказал: «Буду говорить, как могу». Вот на этом языке я и разговариваю с людьми. Побольше искренности, правды, честности, и тогда люди будут не только воспринимать интеллектуально, но и чувствовать ваше настроение, а это самое важное — не только умом, но сердцем передавать христианское послание нашим ближним». Из ответов на вопросы участников VII Международного фестиваля «Вера и слово», Москва, 25 октября 2016 года]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.10-11. – (рубрика «Даты»).

Парсуна номера:

ПАРСУНА — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» дипломата, доктора исторических наук Петра Стегния.

Петр Стегний: «Святая Земля воспитала во мне совсем другого человека». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда: Петр Владимирович, как вы ответите на вопрос: кто вы? Стегний:Ну, себе на этот вопрос я отвечаю: динозавр советского периода...). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Пожалуй, на Святой Земле я впервые понял смысл слов «присутствие Божие», начал Его ощущать, начал понимать, что этот мир сложен; Привыкания к святыням, по-моему, вообще не может быть; Для меня главное доказательство существования Бога — это человек, это тайна жизни; Я вижу историю как систему причинно-следственных связей, когда одно вытекает из другого. Но я считаю возможным извлечь из истории только нравственные уроки; Сейчас много говорят о повороте на Восток, но, я думаю, его очень непросто осуществить, потому что мы маленькими якорьками прикованы к Европе; События великой русской революции февраля — октября 1917 года до сих пор являются предметом внутренних дискуссий. И очень часто амбиции и групповые интересы превалируют над совместным поиском истины; В реальной дипломатии человек — фигура ключевая, и таким он будет оставаться всегда; Поступая на дипслужбу, ты должен отказаться от целого ряда своих гражданских прав; Я не думаю, что мы должны морализировать в отношении истории, она развивается так, как развивается. Более того, логика истории и Промысл — это, в общем, одно и то же]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны»: (Легойда:  У режиссера Кшиштофа Занусси есть такая фраза: «С течением времени все труднее верить в то, что делаешь, все труднее верить, что ты делаешь это все лучше, а в конце концов, все труднее верить, что вообще стоит это делать». «Согласиться нельзя возразить» — где вы поставите знак препинания? Стегний: «Согласиться нельзя, возразить»). Фото: Нины Зотиной / РИА Новости; Владимира Ештокина; ATEF SAFADI / EPA/ ТАСС// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.12-17. - (рубрика «Парсуна номера»).

Академия журнала «Фома»:НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.18-19. Представлены курсы:

Чего мы не знаем о Гоголе? Без громких мифов и биографии из учебника. Автор курса: архимандрит Симеон (Томачинский) - кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, гоголевед. Записаться и оплатить курс о Гоголе, QR-код. - С.18.

«В чем сила, брат?» Почему Данила Багров стал настоящим народным героем? Культуролог-киновед, философ и магистрант духовной академии разбирают фильм «Брат». Видеоподкаст «Фомы» «Худсовет». Смотрите прямо сейчас! QR-код. - С.19.

Андрей Тарковский. 5 лекций о великом режиссере. Автор курса:  Лев Наумов - писатель, культуролог, киновед. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Записаться и бесплатно изучить творчество Тарковского вместе с нами, QR-код. - С.19.

Вопрос номера:

Чем христианский Бог отличается от «дедушки на облаке» из древних легенд? [В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читателя: «Здравствуйте! Почему христиане уверены, что их религия какая-то особенная, что Бог, в которого они верят, настоящий? Вот я открыл Библию и увидел там такого же Бога, как в других древних мифах. Такой обычный всемогущий дедушка на облаке, который периодически мечет в людишек громы и молнии. Разве христианский Бог чем-то от него отличается? Разве это не просто порождение людских фантазий, результат игр ума? И еще. Почему христиане не считают библейский рассказ просто выдумкой, если они называют выдумкой все остальные древние мифы и легенды о богах?» Павел]. Отвечает священник Евгений Мурзин. Ил.: Сошествие во ад. Мозаика. Византия. XI век. Греция, Фокида, Осиос Лукас; Ной выпускает голубя из ковчега. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII–XIII вв; Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора Монреале, Сицилия. XII в; Моисей и неопалимая купина. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII–XIII вв; Благовещение. Мозаики Софии Киевской. Около 1040; Уверение Фомы. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII–XIII вв// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.20-31. - (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).

Журнал «Фома» представляет: Спокойной ночи, православные! Авторская программа протоиерея Игоря Фомина и матушки Ольги Юревич. [Время перед сном — самое подходящее для того, чтобы спокойно подумать о самом главном]. Смотрите каждый вечер по будням! Подпишитесь на канал программы в YouTube, чтобы не пропустить новый выпуск, QR-код// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.32-33.

ВЕРА(раздел). – С.34-45.

Читаем Писание:

Читаем Евангелие вместе с радио «Вера».

Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru.

Как узнать лжепророка? Евангелие от Матфея, глава 7 [Мф 7:15-21]. Комментирует священник Антоний Борисов: [По-настоящему верующий человек ничего так не хочет и ни к чему так не стремится, как к спасению. Причем не только своему собственному, но и своих ближних, а в пределе — всякого человека, живущего на земле. Но с чем же для нас связана сама идея спасения? Как оно возможно? В жизни много условий, которые ему способствуют или препятствуют, но мало кто будет спорить, что главным оказывается Божий Суд, последний и всеобщий, на котором каждому из нас суждено будет предстать перед Богом. <...> Антихрист, который появится в конце истории нашего мира, будет выдавать себя за Христа, но потерпит крах. Апостол Иоанн предупреждает, что до прихода того самого антихриста суждено явиться многим антихристам и лжепророкам. Данное пророчество уже отчасти сбылось. История христианства полна упоминаний о различного рода самозванцах и мошенниках. Хватает подобных деятелей и сегодня, к сожалению. Как отличить истинного пастыря Церкви от обманщика? Эффективное средство уже дано нам Христом. Спаситель призывает доверять не словам, а делам. Практика показывает, что между словами и делами действительно может пролегать, по слову Грибоедова, «дистанция огромного размера». Можно увлеченно и увлекательно проповедовать евангельскую нравственность и не иметь при этом к ней никакого отношения. <...> Православному христианину следует очень внимательно относиться к тому, с кем советоваться по духовным вопросам, кого воспринимать в качестве духовного авторитета. Судить о том или ином человеке следует не столько по словам, сколько по поступкам. Священное Писание предупреждает нас, что лжепророки и антихрист будут много и убедительно говорить, но поступать будут противоположным образом. Они внешне будут казаться солидными и внушительными, а внутри будут убогими и ущербными. Можно сколь угодно долго обличать подобное печальное состояние. Но нет ничего хуже, чем в него впасть самому. Довольно легко возомнить себя очень духовным, прозорливым, мудрым. И в итоге превратиться в лжепророка и антихриста, то есть того, кто приводит людей не ко Христу, а к себе. От чего да убережет нас милостивый Господь!]. Ил.: Волк крадется к овчарне, пока пастух спит. Миниатюра из Абердинского бестиария, XII век// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.34-35. - (раздел «Вера», рубрика «Читаем Писание»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Мученица Надежда Семенова. 8.09.1865-8.05.1938. Ил.: Мученица Надежда. Современная икона. На фото: Выписка из протокола о заключении мученицы Надежды Семеновой в Тайшетлаг; Вознесенский храм до закрытия и после// Фома. - №5(253) —  май 2024. – С.36-39. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Мученица Надежда родилась 8 сентября 1865 года в семье мещан заштатного города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии Василия Алексеевича и Евдокии Ивановны Семеновых. Младенца Надежду крестил настоятель Вознесенского храма протоиерей Сергий Холмогоров. Надежда много лет будет прихожанкой, а затем, с 1928 года, — старостой этого храма. В течение нескольких лет власти вели борьбу с верующими, добиваясь закрытия Воскресенского храма. Летом 1934 года церковный совет обратился с письмом в Президиум ВЦИКа, ходатайствуя об отмене постановления Истринского РИК и Московского облисполкома о закрытии церкви. При множестве подписавшихся под ходатайством прихожан, основную ответственность за него в соответствии с доверенностью, выданной общиной верующих, взяли на себя Милица Кувшинова, Евдокия Кузьминова и Надежда Семенова. Все они через некоторое время были арестованы и двое из них расстреляны. В феврале 1935 года в газете «Истринская стройка» было опубликовано сообщение о закрытии Вознесенского храма. 14 февраля 1937 года молодой комсомолец Павел Щапов написал донос в Истринский районный отдел НКВД, заявив, что в доме, где он живет как квартирант вместе с женой около двух лет, проживает хозяйка дома Надежда Васильевна Семенова. Она, как он заявил, держит связь со священниками и агитирует за религию. К ней собираются по несколько человек, читают Евангелие. А также она агитирует проживающую в том же доме квартирантку Твардовскую Полину Климентьевну. Пыталась, по его словам, оказать влияние и на его жену, даря ей иконы, чему он решительно воспротивился. 14 августа сотрудник Истринского районного отдела НКВД Агафонов допросил Павла Щапова и его супругу Клавдию, которые показали, что Надежда Васильевна критически отзывалась о колхозах, говорила, что коммунисты обманывают народ. 21 августа 1937 года начальник Истринского отделения НКВД Киселев выписал ордер на арест Надежды Васильевны, и в тот же день она была арестована. По окончании допросов была заключена в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила Надежду Васильевну к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 16 декабря в составе тюремного этапа она прибыла в Тайшетлаг в Иркутской области. Надежда Васильевна скончалась 8 мая 1938 года в 6-м лагпункте Тайшетлага и была погребена на Акульшетском кладбище в Тайшетском районе.

Говорят, что:     

Говорят, что// Фома. - №5(253) – май 2024. - С.40-41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви Пасху празднуют именно 40 дней? Потому, что. Фото Елены Добряковой. - С.40.

Часто спрашивают: Господь в Гефсиманском саду молился Отцу, а мы к кому обращаемся – к Христу или Отцу? Отвечаем. Ил.:Христос в Гефсиманском саду. Илья Глазунов. 1992. glazunov.ru. - С.40.

Говорят, что на Пасху нельзя ездить на кладбище. На самом деле. Фото Chris Arthur Collins / Unsplash. - С.41.

[Ответ священника:]

Можно ли работать на Пасху? Отвечает протоиерей Игорь Фомин. Фото John Kakuk / Unsplash// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

Дорога к храму:

Рыбинск: город на крутом изгибе Волги. [Краеведы покажут вам герб города с двумя стерлядками и вспомнят его старое название — Рыбная слобода. Киноведы напомнят фильм Гайдая «12 стульев»: Старгород, где Бендер встретил беспризорника, снимался здесь. «Столица бурлаков», «волжская Атлантида» — много имен у самого северного города Золотого кольца. В Рыбинске более двухсот достопримечательностей, и среди них множество прекрасных храмов. (фото Ильи Гарбузова)]. Текст: Наталья Харпалёва. Содержание: Дорога: До Рыбинска удобно добраться по железной дороге. Ближе всего жителям Ярославля: от Ярославля до Рыбинска — 87 км. Между городами ходят и электрички, и поезда дальнего следования. Время в пути от 1 до 1,5 часов. Москвичи могут добраться до Рыбинска напрямую, но путь займет 12 часов. Впрочем, поезда до Рыбинска следуют в основном ночью, так что можно поспать в дороге. Удобнее и быстрее доехать из Москвы с пересадкой в Ярославле. Скоростная «Ласточка» Москва — Кострома довезет вас до Ярославля из столицы всего за 3 часа! Пересадка на экспресс, и через час вы уже в Рыбинске. Вы даже можете поехать одним днем: посмотреть Рыбинск и вернуться домой. Рыбинский вокзал (фото) один из старейших в России. Его здание, выстроенное в 1905 г. в стиле модерн (венский сецессион), — памятник архитектуры федерального значения. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Спасо-Преображенский кафедральный собор города Рыбинска: Спасо-Преображенский собор стоит на самом берегу, рядом с мостом через Волгу. А мог бы и не стоять: как раз ради строительства этого моста храм вместе с колокольней собирались снести. Уцелел! И теперь он — главная городская достопримечательность и украшение Рыбинска. Что посмотреть в Рыбинске: В древний городок с особым колоритом съезжаются рыболовы, любители речных прогулок, ценители старинной купеческой застройки (фото: Набережная Рыбинска до революции); Набережная Волги. Прекрасный вид на реку, собор и Рыбинскую ГЭС (фото Belliy/WC/CC-BY-SA-4.0). Рыбинская ГЭС, которая давала электричество военной Москве, шлюзы и Рыбинское водохранилище: их можно увидеть с реки, с борта теплоходика (фото Alexxx1979/WC/CC BY-SA 4.0). Вывески: в историческом центре Рыбинска — удивительные рекламные вывески с ерами и ятями. За ними — настоящие магазины и конторки. Вывески сделаны вручную с применением исторически точных материалов, красок и шрифтов (фото vk.com/rybinskievyveski). Старая Красная площадь — историческое место на пересечении главных городских улиц, центр торговли. В праздники здесь проводятся ярмарки с самоварными рядами и каруселями. В здании биржи — Рыбинский музей-заповедник (фото rybinsk.ru). Музей «Нобели и нобелевское движение» — узнайте о жизни братьев Нобелей: рядом с Рыбинском у них были склады нефти и керосина и верфи для ремонта судов (фото visitrybinsk.ru). Спасо-Преображенский кафедральный собор (фото Ильи Бесхлебного с пояснениями): Пятиярусная колокольня в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Центральный сферический купол стоит на арках, перекинутых между четырьмя столбами. Спасо-Преображенский собор - холодный летний пятиглавый храм в стиле русского классицизма. Галерея соединяет новый собор со старой колокольней; 52 колонны зрительно «облегчают» высокое сооружение и создают ощущение движения вверх. Куранты (фото Галины Лесковой): Нынешние куранты — уже вторые часы, установленные на колокольне. В 1895 году их изготовили мастера петербургской фирмы Ф. Винтера. Интересно, что даже в годы советской власти на колокольне оставили колокол для боя часов. Раз в три дня куранты заводят вручную. В перезвоне участвуют три колокола. О полном часе сообщает большой — благовестник. История собора: На месте современного Спасо-Преображенского собора в начале XVII в. стояли две деревянные церкви — Петропавловская и Преображенская. В середине столетия был выстроен каменный пятиглавый Преображенский храм. А через пару десятков лет рядом возвели колокольню. Рыбинск рос и богател, и к началу XIX века старый собор перестал вмещать всех верующих. Прежний храм разобрали и на его месте возвели новый. А стоявшую отдельно колокольню с курантами соединили с новым собором галереей. Росписи и иконостас собора выполнила артель палехских мастеров. К сожалению, и фрески, и иконостас до нашего времени не сохранились. 26 июня 1851 года собор был освящен. При советской власти церковь закрыли. А в конце 1930-х годов был разработан первый проект моста через Волгу. По плану собор предполагалось снести. Но помешала война. Проект Рыбинского моста 1963 года уже предполагал не только сохранение собора, но и воссоздание его исторического облика. Храму вернули снесенные купола, отреставрировали механизм курантов. А в 1999 году собор передали Русской Православной церкви. Ил.: Купец Миклютин, один из главных ктиторов Преображенского собора. Середина XIX века; Икона Богородицы «Недремлющее Око» — чтимая святыня собора (фото rybeparhia.ru)// Фома. - №5(253) - май 2024. - С.42-45. - (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).

ЛЮДИ (раздел). – С.46-67.

5 пасхальных историй. Подготовила Сабина Кухарчук. Рисунки Анны Тененбаум// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.46-57. - (раздел «Люди»). В материале представлены следующие истории:

Святой и ворон. [Эта история случилась с преподобным Кукшей Одесским (1875–1964). Служение святого нашей Церкви проходило в известных обителях, в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, и выпало на самые тяжелые для верующих годы XX века. В 1938 году преподобный был арестован, отправлен в лагерь. Там-то и произошел этот случай]. - С.48-49;

Пасха в темноте. [Эта поразительная история — о Пасхе... в темноте! О празднике в страшные годы войны. Она приводится в книге «Правда о религии в России» — сборнике документов и статей, связанных с Русской Православной Церковью, изданном в 1942 году]. - С.50-51;

Боль сына. [Эта история связана с чувством огромной утраты. И        одновременно — с дающим надежду чувством Пасхи. Герой ее сейчас известен на весь мир. Но прежде, чем раскрыть его имя, перенесемся в тот трагический день — 28 марта 1922 года]. - С.52-53;

Молитва в ледяной воде. [Это поразительное свидетельство о силе веры простых женщин приводит в книге своих мемуаров о годах репрессий «Крутой маршрут» журналистка, писательница, историк Евгения Гинзбург. Случилось все на Пасху 1940 года в селе Эльген, в исправительно-трудовом лагере подсобных хозяйств Дальстрой]. - С.54-55.

Неожиданное доказательство. [Эта история связана с одним из самых громких скандалов в американской политике — Уотергейтским делом. Администрацию президента Никсона заподозрили в прослушке штаба его конкурента на выборах]. - С.56-57.

У вас будет ребенок:

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержать это полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга. Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. - №5(253) –  май 2024. – С.58-59. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:          

Алёна, Ангелина, Кирилл, Максим, Саша. [Алёне 13 лет, Ангелине — 11 лет. Они старшие, ответственные сестры в большой семье. «Мы люди богатые, — говорит Алёна. — Наше богатство друг в друге. Нас пятеро: мы с Ангелиной и наши три брата». Три брата — это восьмилетний Кирилл, шестилетний Максим и Саша, которому четыре годика. О них...]. Узнать больше об Алёне, Ангелине, Кирилле, Максиме и Саше: На сайте videopasport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Алёна, Ангелина, Кирилл, Максим, Саша. Орловская область. Эфир 18.02.2024». Для будущих родителей Алёны, Ангелины, Кирилла, Максима и Саши: 8 (4862) 63-33-11 доб. 260 — региональный оператор Орловской области по вопросам опеки и приемной семьи. Фото. - С.58-59.

Полезные рассказы (Для детей 9-12 лет)

Чтобы дети полюбили чтение, с ними надо читать. Но что именно? Какие книги увлекут ребенка? Какие книги он не сочтет нудными? Мы предлагаем произведения, рекомендованные книжными экспертами «Фомы» - литературоведами, писателями, учеными. И конечно, опытными родителями.

Кристина Стрельникова. Памятник Кормящему птиц / Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка книги// Фома. - №5(253) - май 2024. – С.59. – (раздел «Люди»,  рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).

Кому из нас не встречались такие сердобольные старички и старушки, собирающие вокруг себя тучи голубей и стаи бездомных кошек и собак? Ежедневно в любую погоду они делятся скудными припасами с пернатыми и четверолапыми бедолагами и часто вызывают раздражение соседей и прохожих: «Разводят тут грязь!» Герой этого рассказа — как раз такой старичок. Тихий, безобидный, в старом обвисшем пальтишке, он вызывает у юной соседки, рассказывающей эту историю, насмешливое презрение. Вполне благополучная современная девчонка, она вместе с приятелями обсуждает исполнителей модных композиций, горланит песни, насмехается над соседом. Но однажды старик в положенный час не выходит во двор. И девчонке становится не по себе. Подростковый нигилизм и цинизм — это ведь дело наносное. И как ни убеждает себя героиня, что ей нет дела до нелепого старика и что гораздо приятнее в морозный день посидеть дома с интересной книжкой и вкусняшками, она выходит во двор и начинает кормить птиц. А когда старичок умирает и, словно провожая его, у дома кружатся стаи птиц, рассказчица вдруг замечает, что ответвление у дерева, у которого сосед изо дня в день кормил птиц, похоже на фигуру старика с раскрытой ладонью — памятник Кормящему птиц.

Дмитрий Злодорев. «И тогда священник сказал: а ты у Бога об этом просил?». Непридуманная история. Рисунок Ксении Вязовой. Фото// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.60-61. - (раздел «Люди»).

Наталья Харпалёва. Разведчики укрылись в пещерах, и к ним стал приходить какой-то монах. Случай в Псково-Печерском монастыре во время Великой Отечественной войны. Фото: Владимира Ходакова; Преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский; Наместник монастыря игумен Павел (Горшков) с офицерами Красной Армии. Осень 1944// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.62-65. - (раздел «Люди»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев//Фома. - №5(253) — май 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»).

Три дела месяца:

3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.66-67. - (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). - Содержание рубрики:

1. Поможем Владу обрести самостоятельность. Владу Смолякову из Челябинской области 14 лет. Он не может ходить, свободно двигать руками и говорить. Виной тому детский церебральный паралич (ДЦП). Тем не менее Влад очень увлеченный и умный парень. У него есть ай-трекер — специальный прибор, который позволяет ему печатать слова на компьютере при помощи глаз. Благодаря такому чуду техники подросток общается с друзьями, учится, изучает «Фотошоп», а еще создает видеоклипы и даже пытается этим подрабатывать, чтобы помогать маме. Ведь она воспитывает Влада и его младшую сестру одна. Женщина регулярно возит сына на курсы реабилитации. На занятиях со специалистами парень разрабатывает и укрепляет мышцы тела, осваивает важные навыки, учится говорить. Мама Влада мечтает, что однажды он сможет стать более самостоятельным и независимым от других. Реабилитация играет важную роль в жизни детей с ДЦП. Ведь благодаря занятиям со специалистами ребята учатся выполнять простые,  но очень важные действия. Например, говорить, ухаживать за собой, стоять на ногах, держать чашку и ложку, есть. Для человека, который раньше не мог произнести ни слова или что-то взять, сказать «я хочу пить», а затем поднять чашку и сделать несколько глотков, — настоящее счастье. Владу тоже хочется многому научиться и чувствовать себя гораздо свободнее, чем сейчас, давайте ему поможем. Мальчику нужен новый курс реабилитации в медицинском центре, но мама не в силах его оплатить. Как помочь:  Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать перевод на сайте фонда «Мои друзья»: https://my-friends.ru/ campaign/vladislav-smoljakov/, QR-код. Фото. - С.66.

Спасибо: Люди получили горячие обеды и теплую одежду.В декабре мы рассказывали вам о благотворительном проекте «Еда днесь». Он действует в Москве с 2015 года и помогает тем, кто лишился работы, денег и жилья. Его участники — волонтеры — ежедневно раздают людям еду рядом со станцией метро Белорусская. Кроме того, они выясняют, что еще необходимо нуждающимся, помимо продуктов, и стараются в этом помочь. За январь и февраль волонтеры раздали 4048 обедов, купили билеты домой для 7 человек, нашли и оплатили временное жилье для 18 подопечных, раздали гигиенические наборы и теплую одежду. Это лишь часть большой работы, которой бы не было без поддержки добрых людей. Спасибо!Фото. - С.66.

2. Поможем Полине и другим людям в беде. Фонд «Подари подарок» проводит ежегодную весеннюю благотворительную акцию, чтобы помочь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. На сайте podaripodarok.org представлены истории людей, которым нужна поддержка. Среди них — 14-летняя Полина и ее семья. Они живут в Москве, больше года назад приехали сюда из Горловки Донецкой области, спасаясь от боевых действий. В родном городе Полина лишилась ноги и руки… В Москве ей установили удобные современные протезы, благодаря которым она может не только ходить, но и танцевать. Девушка смогла вернуться к любимому хобби, которым увлекалась раньше. Это для нее настоящая отдушина. Полина и ее родные живут в съемной квартире. Глава семьи пока не может найти стабильную работу, поэтому хватается за любую возможность подзаработать. Доход очень скромный, лишних денег нет даже на то, чтобы купить отдельную кровать для Полины. И в этом семье нужна наша помощь. На сайте фонда «Подари подарок» представлены истории людей из 28 регионов России. Им всем очень важна поддержка. Присоединяйтесь к благотворительной акции и наполняйте весну добрыми делами.  Как помочь: Зайдите на сайт podaripodarok.org, прочитайте истории семей и выберите тех, кого вы готовы поддержать. Далее — купите свой подарок и передайте его через сотрудников фонда. Также вы можете сделать денежный перевод, рассказать об акции своим близким и друзьям, либо стать волонтером. https://podaripodarok.org/, QR-код. Фото. - С.67.

3. Подарим Руслану и другим детям с инвалидностью возможность развиваться. Руслану восемь лет, и у него тяжелые нарушения развития. Мальчик не ходит, плохо видит и не может полноценно говорить. Несколько раз в неделю он вместе с мамой приезжает в Елизаветинский детский сад, который находится в Москве, в Марфо-Мариинской обители. Там под присмотром специалистов дети с инвалидностью учатся общаться, осваивают разные навыки и весело проводят время. В Елизаветинском детском саду Руслан научился ездить на инвалидной коляске. Теперь это его основное средство передвижения. А еще он впервые заговорил! Раньше мальчик постоянно молчал и не реагировал на вопросы близких. Но родители всё равно были уверены, что сын их понимает, и не ошиблись. После занятий с педагогами Руслан научился отвечать — пока односложно и не всегда разборчиво. Зато теперь он может пообщаться с родными и сказать о том, что ему нужно. «Недавно я напевала песню, и вдруг он подхватил строчку! — с восторгом вспоминает мама Руслана. — Со стороны сложно представить, какое это достижение, но для таких детей это действительно прорыв». Елизаветинский детский сад — проект благотворительный. Все занятия, которые там проходят, для семей бесплатные. Поэтому проекту и его подопечным очень важна поддержка. Вместе мы сможем подарить Руслану и другим ребятам возможность развиваться. Как помочь: Номер с текстом для отправления СМС. Также можно сделать перевод на сайте Елизаветинского детского сада: https://www.elizsad.ru/ elizavetinskij-sad/#oplata, QR-код. Фото. - С.67.

КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-97.

5 любимых фото фотографа Александра Петросяна. [Из вошедшей в публикацию автобиографической справки «Александр Петросян» (С.70): Работает в жанрах стрит-фото, репортаж. Работы опубликованы в крупных мировых СМИ, таких, как Newsweek, National Geographic, GEO, «Коммерсантъ», «Русский репортёр», «Огонёк» и других. Неоднократный победитель Первой открытой национальной премии «Лучший фотограф», лауреат множества конкурсов, обладатель Гран-при премии Фонда развития фотожурналистики, автор трех фотокниг]// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.68-75. - (раздел «Культура»). В материале представлены и прокомментированы следующие фотографии:

1. «Вербное воскресенье. В начале все было как всегда: богослужение, очередь к иконам и освящению вербы — то есть в визуальном плане для меня, нередко снимающего службы, привычно. Я уже собирался завершать съемку, как вдруг один маленький мальчик, выйдя из строя верующих на середину храма, начал с удивлением и даже восхищением глядеть вокруг себя, явно замечая то, что не видно остальным. Интуитивно я успел сделать несколько кадров, а потом уже, разглядывая снимок, думал: может, и вправду чистым детским душам доступно созерцание невидимого мира светлых ангелов?». [Посреди храма на фоне людей с вербами в руках стоит маленький радостный ребенок в голубом комбинезоне и держит горящую свечу]. - С.68-70;

2. «Радость Пасхи. Это была моя первая Пасха с того времени, как я стал ходить в церковь, и, конечно, самая незабываемая. Запомнилось, как в конце богослужения отец Анатолий с нескрываемой радостью поздравлял всех присутствующих в храме, и это было настолько искренне и неожиданно, что оставило самые яркие впечатления на всю жизнь. Особенно на фоне того, что уже несколькими часами позже мне пришлось снимать на первомайской демонстрации, где полные взаимной ненависти протестующие и те, кто им противостоял, осыпали друг друга проклятиями и колотили древками флагов по головам. Этот ярко выраженный контраст между двумя событиями одного дня окончательно повлиял на мое воцерковление». [Радостный отец Анатолий спешит обняться с прихожанами]. - С.70-71;

3. «Очередь к святыне. Делая репортаж о привезенных в Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге «Дарах волхвов», я перепробовал все, что только мог: снял длиннющую очередь паломников и портреты верующих и священнослужителей во время службы, но нужного кадра все еще не было. Наконец мне пришла в голову идея закрепить фотоаппарат на штативе и выставить выдержку так, чтобы на снимке все движущиеся объекты «размазывались». Главная проблема была в том, что монах возле святыни не стоял неподвижно, да и очередь двигалась с разной скоростью, меняя траекторию, но после многих неудачных дублей все же удалось осуществить задуманное». [среди “расплывчатой” очереди около святыни стоит монах]. - С.72-73;

4. «Владимирский собор в Санкт-Петербурге. Однажды серым и хмурым ноябрьским днем я бродил по промозглому городу, охваченный осенней хандрой. Все вокруг казалось унылым и погасшим, причем настолько, что в какой-то момент на душе стало совсем пасмурно. И чтобы хоть как-то отвлечься, я решил вылезти на крышу и посидеть там, любуясь на храм. Однако стоило мне только очутиться на кровле, как, словно по чьей-то команде, небеса пришли в движение и казавшаяся несокрушимой стена свинцовых облаков вдруг разошлась, словно открывая портал в мир света и радости. Причем так символично — как раз над куполами храма. Разве можно было остаться равнодушным к такому показательному подарку свыше и не возблагодарить его Создателя?». [Появившееся в небе над Петербургом солнце освещает Владимирский собор]. - С.74-75.

5. «У креста. Этот кадр сделан в нынешнем году, во время праздничного богослужения на Рождество Христово. Конечно, я снимал и священнослужителей, и прихожан, но, как это нередко бывает, лучший кадр удалось сделать уже после окончания службы, когда после напутственного слова батюшки прихожане подходили к нему, целуя с благодарностью крест. Взгляд девочки, устремленный на распятие, оказался самым искренним и ярким воплощением ощущения от этого праздника!». [В храме маленькая девочка в сером шарфе завороженно смотрит на крест]. - С.75.

Реклама РЖД: С.76-77.

Виталий Каплан. «...Понимала ль ты, что сын твой распят будет скоро?». Пронзительное стихотворение Семена Липкина о Богородице. [Трудно поверить, но эти проникновенные стихи о Пресвятой Богородице написал человек, который не называл себя христианином. Имя Семена Липкина многим сейчас неизвестно, меж тем это поэт огромной силы. Анна Ахматова так надписала ему книжку своих стихов: «С. Липкину, чьи стихи я всегда слышу, а один раз плакала. Ахматова. 6 июля 1961. Ордынка». А годом позже она говорила, что суть русской поэзии 60-х годов составляют пять имен: Тарковский, Корнилов, Самойлов, Липкин и Бродский]. В начале публикации представлен текст стихотворения Семена Липкина «Когда мне в городе родном... Ил.: Пьета. Анатолий Шумкин. 2016; Богоматерь «Умиление» Подкубенская. Икона XIV в. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; 1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна). Кузьма Петров-Водкин. 1920. Государственная Третьяковская галерея; Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти. 1512–1513. Галерея старых мастеров, Дрезден. Фото: Семен Израилевич Липкин; Семен Липкин с супругой, поэтессой Инной Лиснянской// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.78-84. - (раздел «Культура»).

Реклама: С.85-87.

Семейное чтение:

Наталья Харпалёва. Пасха, которую справлял Христос. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.88-94. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Реклама Радио «Вера»: С.95.

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома»,  «Новый мир».

Вадим Муратханов. На чистом листе. Подборка стихотворений («Мой старый дом, заросший сад...»; «А если вдруг с небес Посол...»; «Конечный миг рисуется с трудом...»; Душа /«Что же ты всё больше о телесном...»/; На берегу /«По пуговицам, петлям и погонам...»/; «Мелькают поэты под сенью косматых деревьев...»; «Осенние кораблики земли...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Анны Доронкиной. Фото Катерины Скабардиной// Фома. - №5(253) – май 2024. – С.96-97. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев. Фото// Фома. - №5(253) — май 2024. - С.98-99. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Более всего мне запомнилась история иеросхимонаха Симеона из Псково-Печерского монастыря (с. 62).

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Пожалуй, я бы посоветовал им ознакомиться с ответом священника Евгения Мурзина на вопрос читателя об отличии Бога от персонажей мифов и легенд (с. 20).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Мне кажется необходимым поднять на страницах «Фомы» две темы. Во-первых, внимания заслуживает вопрос о рисках и угрозах, которые несет в себе гипертрофированная форма светского гуманизма, ставящая человека со всеми его недостатками едва ли не на пьедестал божественности. Во-вторых, следует помнить о том, что дискуссия о Церкви и ее роли в нашем обществе все больше переносится в сетевое пространство.

На 4-й стр. обложки — обращение к читателям:  Поддержите журнал «Фома». Ежемесячно 5 миллионов человек узнают о Христе и Евангелии благодаря бесплатным проектам журнала «Фома»: текстам и видео на сайте и в соцсетях,  газете, благотворительной подписке на журнал. Всё это возможно только благодаря пожертвованиям читателей и спонсоров.  Количество наших проектов постоянно растет, и сегодня нам очень нужна помощь. Пожалуйста, поддержите журнал «Фома» любым посильным пожертвованием. Благодаря вашей помощи мы сможем продолжать наше дело! Сделать пожертвование на работу «Фомы»: foma.ru/donate, QR-код.

0
0
Сохранить
Поделиться: