Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — №3(203) – 2020.

1-я страница обложки: На серовато-голубом фоне - надпись: СЕРДЦУ ПОРА НА ЗАРЯДКУ.  Ниже, в центре — информационное «окошко» с изображением пяти сердец, три с половиной из которых уже заряжены (красного цвета), а полтора еще нет (белые). Внизу страницы написано: ВЕЛИКИЙ ПОСТ — ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (см. рубрику «Даты месяца: март» /С.4-5/,  в разделе «Вера» - «Дорога к Пасхе» /С.32-33/, Патриарх Кирилл. «Великий пост: опыт возвращения в рай» /С.34-35/и другие материалы номера).

Пролог:

Мариэтта Шагинян. Завязь («Тот трижды лжив, кто тороплив...»).Стихотворение. 1914// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: март// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

15 марта. День «Державной» иконы Божией Матери. [Этот образ был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. В этот же день от престола отрекся царь Николай II. …    Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.   ...она стала предметом          особого почитания среди верующих. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», при участии Патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. В советское время икона хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году икона была возвращена  в Коломенское, в действующую Казанскую церковь]. Ил.: Икона Божией Матери «Державная». - С.4;

2 марта. Начало Великого поста. [Цитата: Паисий Святогорец. «Войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, человек будет радоваться...»]. Фото Наталии Савиной. - С.4;

22 марта. День памяти Сорока Севастийских мучеников. [История подвига 40 Севастийских воинов, которые в 320 году во времена римского императора Лициния не повиновались своему правителю Агриколаю, назвали себя христианами и отказались поклоняться языческим идолам. За что были раздеты донага и поставлены на льду озера. Всю ночь мученики страдали от холода, но молились Христу. Произошло чудо: внезапно свет воссиял в небе и стал согревать их. Правитель, узнав о случившемся, повелел убить воинов и сжечь тела. Их прах развеяли, а кости бросили в реку. Спустя три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания]. Фото Владимира Лобачева. - С.5;

29 марта. День памяти преподобного Иоанна Лествичника. [Преподобный Иоанн, автор книги «Лествица», родился в VI веке в   Константинополе. По достижении совершеннолетия Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Синайской горы. Когда умер его наставник, он продолжил свой подвиг в пещере у подножия Синая. После 40 лет отшельничества Иоанн стал игуменом монастыря Неопалимой Купины горы Синай (сейчас монастырь  св. вмц. Екатерины).         В это время по просьбе иноков обители, расположенной в двух днях пути, составить для них «руководство, как бы твердую лестницу, которая желающих возводит до Небесных врат», он написал свою знаменитую «Лествицу». Книга состоит из 30 глав-ступеней, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Последней ступени у лестницы нет: конец восхождения — любовь, «и мы никогда не перестанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке»]. Ил.: Лествица. Икона, XII век, монастырь святой Екатерины на Синае. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Есть, за что умирать?[«Недавно я беседовал с замечательным кинокритиком Львом Караханом. И он, перефразировав Пастернака, сказал что наше время можно было бы охарактеризовать фразой: «Во всем нам хочется уйти от самой сути». Действительно, можно сколько угодно вещать миру о высоком, о смыслах, только какой в этом толк, если людям до этого смысла нет никакого дела <...> Чем больше вглядываешься в нашу эпоху, тем острее чувство, что она отказывается не от поисков сути, а от представления о сути вообще. <...> Вспоминается, как кто-то, размышляя над известным романом Достоевского, заметил: проблема поколения Алеши Карамазова  в том, что им проще  совершить подвиг самопожертвования, чем ежедневно проживать эту, негероическую, жизнь. А современный человек, мне кажется, вообще не понял бы постановки проблемы: самопожертвование, героизм — к чему все это? Ведь если жизнь человеческая является высшей ценностью, вопрос о жертве неуместен. <...> Само проживание жизни — в силу абсолютной ценности этой жизни — рассматривается исключительно как система получения удовольствий и увеличения  степени комфорта. Когда-то мой первый учитель произнес фразу, которую я запомнил и часто вспоминаю: “Человек тогда человек, когда ему есть за что умирать”. Сегодня мир нам предлагает не умирать — то есть не позволять мысли о смерти создавать помехи нашей “самоценной” повседневной жизни. Вопрос только в том, как долго в такой жизни мы сможем  оставаться людьми»]. Фото Алексея Мякишева// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«Парсуна» - так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. Вот такой получилась «парсуна» Вячеслава Бутусова.*

[*Советский и российский рок-музыкант, лидер и вокалист рок-групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер» и новой группы «Орден Славы», писатель, архитектор, общественный деятель. Заслуженный артист Российской Федерации (2019). Лауреат Премии Ленинского комсомола (1989). Родился 15 октября 1961 года в Красноярске].

Вячеслав Бутусов: «Уныние — это когда ты забываешь, что видел чудеса». [Основные мотивы беседы (в заголовках коротких глав): Представился он так: «Я бы назвал себя человеком идущим, очень надеюсь, в правильном направлении. К Господу»; Он учится держать собак на цепи и аккуратно размахивать руками; И по опыту знает, зачем в духовной жизни гипс; Но ему не хватает определенности; Он ищет свой райский сад; Хотя уныние ему хорошо знакомо; А вот чему его научило падение в горную реку; Творчество для него сродни анестезии; Но ради семьи он учится  «не срывать пробку»; А еще он советует не смотреть в чужую тарелку, чтобы стать Моцартом; Монахи рассказали ему, как отличить терпение от лени; И теперь он за добровольные вериги...; Он уже перестал бояться стремления к совершенству; Он не смог бы описать любовь в экспресс-режиме; А жить мечтает, как у Христа за пазухой; Любовь для него — это семья. Заключает материал: «Последний вопрос ведущего «Парсуны»: Легойда: Может ли художник нарушить пространство сакрального? Где поставить запятую в предложении: «Остановиться нельзя нарушить»?  Бутусов: «Остановиться, нельзя нарушить»...]. Ил.: Вячеслав Бутусов. Фото Владимира Ештокина; Вячеслав Бутусов с Константином Кинчевым. Фото ИТАР-ТАСС; Вячеслав Бутусов на концерте «Нашествие», 2016. Фото Ивана Кобякова; Вячеслав Бутусов с супругой Анжеликой и детьми Софией, Ксенией и Даниилом. Фото из семейного архива; Вячеслав Бутусов и Владимир Легойда в студии телеканала «Спас» во время записи передачи. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.8-15. - (рубрика «Парсуна номера»). На двух врезках к материалу (С.10,12) приводятся цитаты из диалога ведущего «Парсуны» и его гостя. В конце публикации (С.15) читателю предлагается: Смотрите полный выпуск «Парсуны» с участием Вячеслава Бутусова по этой ссылке (QR-код — ссылка на  передачу).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Вопрос номера. Когда у моего хождения в Церковь появится результат?

Когда у моего хождения в Церковь появится результат? Письмо в редакцию /

Ксения, Орел. Отвечает Александр Ткаченко. Фото spbda.ru и фото инокини Ксении (Беловой)// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.16-21. - (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. -   С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Священник Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в Оук-Ридж, штат Теннесси, США. В нас пытаются вырастить сердце менеджера. Священник о ловушке, в которую заманивает верующих прогрессивный мир.  Оригинал статьи: blogs.ancientfaith.com/ glory2godforallthings/2019/09/23/ the-management-of-the-soul/ Перевела с англ. Дарья Прохорова. Фото инокини Ксении (Беловой). Заголовок дан редакцией// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.22-25. - (рубрика «Вопрос номера»).

ВЕРА(раздел). – С.26-41.

Школа «Фомы». Суть вещей:

Как устроен храм. Снаружи и изнутри. [Инфографика]. На примере храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Москва. Информация представлена в трех частях: Первая (С.26-27) - Символизм в устройстве храма: Храм как образ пути человека к Богу.  Храм как образ мира. Крест на куполе. Небо и Земля (Центральная часть храма).  Запад — Восток. Паперть. Притвор. Алтарь. Ил.: Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Москва, фото. План-схема храма (в разрезе) с пояснениями символического значения отдельных его элементов.  Вход в храм, фото; Вторая часть (С.28-29) - Внутреннее устройство храма: Парус. Паникадило (хорос). Иконостас. Царские врата. Свод. Подсвечник. Солея. Аналой. Храмовая икона. Ил.: Вид храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии изнутри, фото. На укрупненных врезках — Парус (треугольный элемент основания купола с изображением льва - символа евангелиста Марка). Главный вход в алтарь — Царские врата. Свод (символ небесного свода, простертого над землей). Храмовая икона; Третья часть (С.30-31) — Внешний вид храма: Купол и крест. Притвор. Пандус. Придел. Храмовая икона. Алтарная апсида и алтарь. Колокольня. Паперть. Ил.: Вход в храм.  Общий вид храмового здания. Икона Веры, Надежды, Любови и материи их Софии над главным входом. Алтарная апсида. Алтарь. Звонница (Колокольня). Паперть храма; Заключает публикацию напечатанная «на правах рекламы» заметка заслуженного архитектора России, действительного члена (академика) Международной Академии архитектуры, главного архитектора Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова «Чем современный храм отличается от традиционного?» (С.31)// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.26-31. - (раздел «Вера», рубрика «Школа Фомы”. Суть вещей»).

Дорога к Пасхе. [Великий пост — время особых возможностей. Возможностей  по особому взглянуть на свою жизнь, свою душу, свои отношения с ближними и Богом. В подборке «Фомы» - лишь некоторые из тех смысловых точек в календаре Великого поста, через которые важно пройти по дороге к Пасхе.  Подробный календарь поста вы можете найти на сайте foma.ru (QR-код -ссылка  указана в публикации). Представленный здесь маршрут движения к Пасхе включает и четко характеризует следующие события и даты: 1 марта. Прощеное воскресенье; 2-5 марта. Читается канон Андрея Критского;  4 марта. Первый раз во время Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров (названы также все даты Великого поста 2020 года, когда будет отслужена такая литургия);  8 марта. Торжество Православия; 14 марта. Первая родительская суббота Великого поста (поминовение умерших совершается так же в третью и четвертую субботы — 21 и 28 марта); 22 марта. Крестопоклонная неделя; 4 апреля. Суббота Акафиста. Накануне, в пятницу (3 апреля) вечером читается Акафист Божией Матери. Согласно Уставу, этот Акафист читают только раз в году; 12 апреля. Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица;  Завершает перечень — 19 апреля. Светлое Христово Воскресение)]. Фото Георгия Федоренко// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.32-33. - (раздел «Вера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Патриарх Кирилл. Великий пост: опыт возвращения в рай. Из слова в Прощеное воскресенье после литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, 26 февраля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Адам и Ева снова в Раю. Графика Елены Черкасовой// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.34-35. - (раздел «Вера»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Преподобномученик Антипа (Кириллов). 3.08.1870-7.03.1938. Ил.: Иеромонах Антипа (Кириллов). Фото сделано в Таганской тюрьме после вынесения смертного приговора; Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон, 1917. Фото французского армейского фотографа; Письмо преподобномученика Антипы на Афон. 1933. Фото с сайта прихода Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево tatarincevo.ortox.ru; На фото во втором ряду — монах русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Антипа (Кириллов). Начало ХХ в. Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.36-39. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Преподобномученик Антипа родился 3 августа 1870 года в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Кириллова и в крещении был наречен Антонием. Будучи человеком глубоко религиозным, он в 1898 году поступил послушником в монастырь на Старом Афоне и подвизался там до 1912 года, когда перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Здесь он был    пострижен в монашество с именем Антипа. После революции 1917 года в связи с закрытием обители уехал на родину в село Братки, и служил псаломщиком в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1929 году монах Антипа был рукоположен во иеромонаха и стал служить в храме Боголюбской иконы Божией Матери в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской губернии, переименованной к тому времени в Центрально-Черноземную область. С 1931 года   отец Антипа стал служить в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Татаринцево Бронницкого района Московской области. За шесть лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцеве прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу, за проповеди, за то, что в любое время к нему можно было обратиться за помощью и за советом. В 1937 году отцу Антипе исполнилось шестьдесят семь лет. Жизнь, казалось          бы, незаметно подходила к концу. Никого из близких родственников не осталось, кроме паствы и своей души уже не о ком было заботиться. Последнюю службу в храме отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня. 16 февраля 1938 года он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Более суток его непрестанно допрашивали, требуя сознаться в антисоветской пропаганде, но отец Антипа не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений. Однако у следователей были в запасе лжесвидетели. Еще до ареста отца Антипы сотрудники НКВД допросили двух священников-осведомителей, один служил в селе Давыдово, другой — в селе Салтыково, они и дали нужные для следствия показания. Тогда же был допрошен житель села Татаринцево, согласившийся оговорить священника. На основании этих показаний 27 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Антипу к расстрелу. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №3(203) – март 2020. - С.40-41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы  на следующие суждения и вопросы:

Говорят, что человек может оправдаться перед Богом своим талантом и творчеством.  На самом деле. - С.40.

Часто спрашивают: почему я оказался виноват в грехе Адама и должен нести за него наказание?  Отвечаем:  Ил.: Изгнание из Рая.          Иконография. - С.40.

Почему в Церкви зависть считается смертным грехом? Потому что. - С.41.

[Ответ священника:]

Почему мы носим кресты и крестимся? Отвечает иерей Роман Посыпкин. Фото Екатерины Стеценко// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.41. – (раздел       «Вера», рубрика «Говорят, что»).

            ЛЮДИ (раздел). – С.42-63.

Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского  просвещения Синодального  отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной  Церкви. «Господи, рули моей жизнью, а я постараюсь Тебе не мешать». Как московский пиарщик  стал священником.* Подготовила Анастасия Спирина. Фото Татьяны Приклонской, Юлии Маковейчук и rostoveparhia.ru// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.42-47. - (раздел «Люди»).

*«Призвание» - так называется проект журнала «Фома» о тех, кто однажды услышал призыв Бога к священству, о людях, чья жизнь когда-то навсегда превратилась в служение.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Департамент образования и науки Кемеровской области.

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.48-49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

Детей можно забирать в семью только вместе!

Ваня, видеопаспорт № 21l0l, родился в мае 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

Марианна, видеопаспорт № 21epl, родилась в ноябре 2007 года. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.48-49.

Куда обращаться будущим родителям Вани и Марианны. – С.49.

Творческие игры для детей

В специальном проекте «Фомы» - пять развивающих игр театральной направленности           для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть во «Время и место».

«Время и место». / Об игре рассказывает Ирэна Кузнецова. Фото ВладимираЕштокина// Фома. - №3(203) - март2020. – С.49. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Творческие игры для детей»).

Александр Рохлин. Как Пузырь, Соломинка и Лапоть помогали отцу Ермогену. Случай в день апостола Фомы. РисункиНаталииКондратовой// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.50-53. - (раздел «Люди»).

Пять любимых фотографий фотографа Олега Варова. [Олег Варов — фотограф Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Фоторедактор. Религиовед по образованию, преподавал философию, религиоведение. Нынешний профессиональный путь начал штатным фотографом Иваново-Вознесенской епархии. «Специфика моей работы не позволяет ждать у моря погоды. Я не могу простоять всю службу у одного подсвечника, ожидая, когда придет вдохновение, появятся правильный свет, эмоции людей, и все это соберется в один кадр. Такова участь репортажного фотографа. Поэтому, если при такой специфике и в таком ритме получаются фотографии, в которых есть выраженное художественное измерение, они становятся для меня по-настоящему ценными...»]. Каждую из публикаций сопровождают и дополняют содержательные пояснения автора// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.54-61. - (раздел «Люди»). Имеется биографическая справка «Олег Варов...» (С.56).   Представлены   фотоработы:

1. Храм Христа Спасителя, Москва, 2019 (помещено на развороте ко всему материалу).  [«...Фото сделано на Пасху, во время крестного хода вокруг Храма Христа Спасителя. Этот крестный ход символизирует шествие Жен-Мироносиц, которые первыми узнали о Воскресшем Христе. И вот они стройным рядом, не выделяясь, идут возвещать миру об этом великом событии. У меня самого на Пасху всегда именно такое настроение, вот такая тихая радость, словно свет лампады на фотографии. А если на эту фотографию смотреть несколько издалека, то создается впечатление, что монахини поднимаются вверх по ступеням»]. - С.54-55 (надпись к фото см. на С.56);

2. Храм святой мученицы Татьяны при МГУ, Москва, 2018 (Патриарх Кирилл служит, совершает молитву, в  алтаре храма).  [«Очень люблю это фото. Многие не видят Патриарха таким, так как не присутствуют в алтаре. Но те, кто имеют такую возможность, видят, как молится наш Предстоятель. Для меня лично такой дар молитвы, которым обладает Патриарх, имеет огромное значение. Часто Святейший молится со слезами на глазах. Во всей пестроте, суете вокруг, информационной перенасыщенности он может концентрироваться - молиться»]. - С.56-57;

3. Троице-Сергиева лавра, 2015. (Священники стоятв зеленых облачениях с березовыми ветками и цветами, а над ними фреска с изображениями совершающих службу святых отцов).[«Я всегда стараюсь хоть немного проиллюстрировать событие, которому посвящено богослужение, или, например, род занятий того или иного  святого, хоть как-то визуализировать внутреннее наполнение службы. Порой, конечно, это непосильная задача. Эта фотография для меня являет всю полноту Церкви: Церковь земную и Церковь небесную. Тем более, что снята она на Троицу»]. - С.58-59;

4. Москва, 2012. [«Это вид с шестнадцатого этажа высотки на окраине Москвы. Мне очень нравятся иносказательные смыслы этой фотографии: это и горящее солнце, и закрывающие его рукотворные «облака», которые символизируют действия человека, затмевающие Солнце правды. Но красное зарево говорит о том, что невозможно погасить этот свет. Выбирая, каким оставить изображение, цветным или черно-белым, предпочтение практически всегда отдаю первому. Однако мне очень нравятся сюжеты с ограниченным количеством цветов. И очень люблю на фотографиях красный цвет»]. - С.59;

  • Норильск, 2018. (Яркое плакатное изображение провожающей, или встречающей, гостей города молодой семьи, и рядом табличка с названием местности: «Надежда»).   [«А вот эта фотография заключает в себе «решающий момент», который является неотъемлемой частью удачной репортажной фотографии. По окончании Патриаршего визита в Норильск мы мчали в аэропорт, так как опаздывали на самолет. Город находится в зоне вечной мерзлоты, из-за чего все дома многоэтажные стоят на сваях. При малейшем смещении свай дом признают аварийным, а жильцов выселяют. Так и стоят повсюду эти брошенные пятиэтажки. Кругом дымящиеся заводы, земля вся черная от угля, легкий смог...  И тут я вижу разрисованный «оптимистичный» автобус. Решил его запечатлеть на контрасте с местным пейзажем. И вдруг табличка с названием населенного пункта. Прочитав его потом на экране фотоаппарата, я понял, что это и есть название фотографии»]. - С.60-61.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

«Шанс выжить был 5%, и владыка начал молиться». История из жизни митрополита Сурожского  Антония. / Автор текста — Елена Садовникова, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» [В начале 1990-х годов она, ученый-иммунолог, работала в Англии. Входила в группу ученых, которые изучали связь вируса папилломы человека с раковыми заболеваниями. Однажды узнала, что в Лондоне есть собор, где проводит беседы «на великолепном русском языке девятнадцатого века» пожилой священник. В то время она не была верующим человеком, но успела соскучится по русскоязычному кругу общения и однажды пришла в собор Успения Божией Матери и всех святых. Пришла и поняла: здесь то, чего она искала всю свою жизнь. Встречи Елены Юрьевны с митрополитом Антонием не прекратились и после того, как она она вернулась в Россию. Она продолжала регулярно ездить в Англию и обязательно бывала у владыки]. Подготовил Игорь Цуканов. Ил.: Митрополит Антоний беседует с прихожанкой. 1985. Фото// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.62-63. - (раздел «Вера»).

КУЛЬТУРА (раздел). – С.64-89.

Так и было. 1996-й. [Проект «Так и было» - взгляд «Фомы» на путь, пройденный  страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться  там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Ил.: Восстановление Храма Христа Спасителя, 1996. Фото ИТАР-ТАСС; Кадр из фильма «Кавказский пленник», режиссер Сергей Бодров-старший; XXVI Олимпийские игры, Соединенные Штаты Америки. Атланта, 1996. Фото ИТАР-ТАСС// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.64-72. - (раздел «Культура»). Три раздела проекта «Так и было» и содержание, представленных в них материалов:

Чем запомнился этот год (С.66-68):

«Голосуй или проиграешь»: политтехнологи правят бал. Ил.: Б. Ельцин на предвыборном митинге. Фото РИА Новости; Плакат «Голосуй или проиграешь»;

Коровье бешенство:  всемирная паника. Фото samara-news.net;

Лучшие фильмы года: «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего (по версии «Кинотавра»); «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина и «Мусульманин» Владимира Хотиненко (по версии «Ники»); «Храброе сердце» Мэла Гибсона (по версии Американской киноакадемии - «Оскар»). Ил.: Кадры из этих фильмов;

Одной строкой: Вышла «Игра престолов» (Джорджа Р.Р. Мартина — первая книга из серии «Песнь льда и огня»); Последняя смертная    казнь (последний смертный приговор в стране приведен исполнение в       первых числах сентября 1996 года); Умер Иосиф Бродский (28 января, в Нью-Йорке, 55-ти лет, от инфаркта). Фото;

Первая чеченская: попытка остановить пролитие крови. (Война в Чечне была признана ошибкой. Ельцин сдержал свое обещание ее остановить. 31 декабря вывод российских войск из Чечни был завершен). Фото РИА Новости;

Теракты: страна в состоянии страха. (1996 год. Захват заложников в городе Кизляр в Дагестане, взрывы в подъездах жилых домов, в московском метро и троллейбусах, на автовокзале в Нальчике, на железнодорожном вокзале в Воронеже, в вагонах пассажирских поездов. В ноябре взорвали жилой дом в Каспийске (70 погибших, из них 20 - дети). 10 ноября взрыв на Котляковском кладбище в Москве. Погибли 14 человек, 30 ранены);

Церковная жизнь в Эстонии: вмешательство Константинополя. Ил.: Крестный ход в защиту Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Таллин, 1996 год. Фото предоставлено информационным отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

О чем говорили в Церкви (С.68):

Патриарх Алексий II. Из доклада на Архиерейском Соборе 1997     года.    Ил.: Возвращение мощей преп. Саввы Сторожевского в ставропигиальный Саввино-Сторожевский монастырь. 23 августа 1998 года. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.

О чем писал «Фома» (С.69-72):

Владимир Гурболиков. Эра недоверия, или Место встречи изменить нельзя. [Фома. - №1. - 1996. - С.8-10. - (рубрика «Торжество          православия»)].  Ил.: Фома № 1 за 1996 год и разворот статьи «Эра недоверия...». Фото; Автор статьи. Фото 1992 года; Кадр из фильма «Сталкер», реж. Андрей Тарковский;  Олег Янковский на съемках фильма «Ностальгия». Статья впервые опубликована в профсоюзной газете «Солидарность» летом 1994 года.

Реклама: С.73.

Семейное чтение:

Александр Ткаченко.  Чудо на Галилейском море: как простые рыбаки встретили Бога. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.74-79. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:

*В новой литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

  Томас Манн  и  А.Чехов  «Скучная история»

Томас Манн [об А. Чехове. Цитата]: «Около пятисот рассказов написано им, но если уж приводить примеры и хвалить, то непременно следует назвать «Скучную историю», рассказ, которым я дорожу у Чехова больше всего. Это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, - такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя “скучной”, а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию старости, тем, что она вложена в уста старика молодым человеком, которому не было еще и тридцати лет. Ее герой, ученый с мировым именем и генеральским чином <…> хотя он и стоит куда как высоко на иерархической  лестнице, он не утратил способности к критике и самокритике, не оскудел духовно настолько, чтобы не видеть всю смехотворность своей славы и того почтения, которое ему оказывают, и не отчаяться в глубинах души, обнаружив, что в его жизни, при всех его заслугах, не было духовного центра, “общей идеи”,  что по существу он прожил бессмысленную жизнь, жизнь пропащего человека. <...> Творчество Чехова очень полюбилось мне. Его ироническое отношение к славе, его сомнение в ценности и смысле своего труда, неверие в свое величие уже сами по себе полны тихого, скромного величия.  “Недовольство собой , - говорил он, - основа всякого подлинного таланта”. Здесь скромность все же оборачивается самоутверждением. Это означает — будь доволен своим недовольством; тем самым ты докажешь, что ты выше самодовольных и, быть может, даже велик». Рисунок Анастасии Бабич// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.80-81. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

[Информация о книге]. Автор: Антон Чехов (1860-1904) русский писатель, прозаик, драматург. Автор нескольких сотен произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы и были переведены более чем на 100 языков; Содержание: Повесть «Скучная история» имеет подзаголовок «Из записок старого человека» и представляет собой ряд размышлений и воспоминаний главного героя - всемирно известного ученого Николая Степановича. Пытаясь осмыслить свой жизненный путь, он, опытный и мудрый человек, вдруг понимает, что, несмотря на все достижения, признание и почет, в его жизни нет радости и каждый день — это повторение предыдущего дня;  История создания: Повесть была написана в селе Лука (Сумской уезд, Харьковская губерния), где жили братья и сестра писателя. Чехов провел там три лета — 1888, 1889 и 1894 годов. Здесь, помимо «Скучной истории», были написаны рассказы «Неприятность», «Именины», здесь же Чехов работал над «Рассказом неизвестного человека». В селе писатель также занимался врачебным делом: безвозмездно принимал больных в своем кабинете. Летом 1889 года умер брат Чехова Николай — его смерть поразила писателя. «Скучная история» была закончена в сентябре 1889 года и вошла в сборник Чехова «Хмурые люди» (1890). Повесть получила много разнообразных откликов в печати. Одни критики называли ее «беллетристически-паталогическим этюдом», попыткой писателя-медика проследить за умиранием старческой души, другие же считали повесть «лучшим и значительнейшим из всего, что до сих пор написал господин Чехов». У читателей повесть имела огромный успех; «Смысл произведения»: Мы видим ситуацию, в которой врач сам оказывается  в положении больного. По собственному признанию Николая Степановича, смысл его жизни — в деятельности: «Меня интересует только наука... это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека». Поглощенный наукой, он не обращал внимания на то, что происходит в душах самых близких ему людей и тех, кому он действительно нужен. Рассуждая о своих семейных отношениях, он отмечает: «Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Каждое утро одно и то же». Он стал равнодушен ко всему, и когда близкий человек — воспитанница Катя — просит у него совета, спрашивает, как ей жить дальше, он искренне отвечает: «Я не знаю». Этот неопределенный, расплывчатый ответ — следствие уныния и равнодушия, которое герой впустил в свое сердце. Именно равнодушие, по Чехову, - причина губительной скуки и бед; Екклесиаст и «Скучная история»: Исследователи творчества Чехова отмечают близость «Скучной истории» к библейской книге Екклесиаста, где человек также решает взглянуть на пройденный путь в конце жизни. Близость  смерти заставляет и героя Екклесиаста, и пожилого профессора из «Скучной истории», испытать «томление духа», оценить собственную жизнь. В финале Николай Степанович желает, «чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не форму и не ярлык, а обыкновенных людей». Однако для того, чтобы это осуществилось, в жизни героя не находится места главному: любви, вниманию к самой жизни, своей и чужой. В конце повести герой бессильно пытается прорваться из своего всеохватного одиночества к людям, от предчувствия смерти — к жизни, от жалости к самому себе — к жалости к другим. Это стремление и оказывается проявлением той самой мудрости, «в которой много печали»;  Манн и Чехов: Немецкий писатель-романист, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года Томас Манн (1875-1955) был большим любителем и внимательным исследователем русской литературы. Среди всех русских писателей автор романов «Будденброки», «Иосиф и его братья» и «Признания авантюриста Феликса Круля» выделял Антона Чехова, отмечая что его повествовательное искусство «принадлежит ко всему самому сильному и самому лучшему в европейской литературе»; Интересные факты.  /  Подготовила Ася Занегина;Ил.: Портрет А. П. Чехова. И. Браз, 1898; А. П. Чехов в кругу семьи. Лука, Сумский уезд, 1889 (здесь была написана повесть «Скучная история»). Фото; Автограф Чехова; Кадр из фильма «Скучная история», 1968; Кадр из фильма «Дневник одного старика», 2015// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.82-83 (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

«Я утопаю, бегу к тебе, прошу помощи!» Отрывок из повести Антона Чехова «Скучная история». Заголовок дан редакцией// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.84-85. - (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Андрей Анпилов. Терпение и радость. Подборка стихотворений («Святая душа изумлённо тиха…»; «Целомудрие и правда...»; «Когда, говорю, перед сном с ног валюсь...»; «Не оставь меня, сила терпения...»; «Почти опоздал на праздник, хоть плачь...»; «И снилось, душа — это маленький шар...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»). 

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Е. Бурмистрова, М. Бурмистров. Математика семейной жизни. Два взгляда на счастливый брак. - М.: Никея, 2019. - 240 с. / Представляет Владислав Сурков// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

          Книга написана супругами Екатериной и Михаилом Бурмистровыми, родителями одиннадцати детей, обладающими обширным опытом в семейной психологии. Екатерина — психотерапевт, основатель онлайн-школы для родителей, автор   множества книг по семейной психологии, проводит консультации в течение 15 лет. Михаил преподает философию в ПСТГУ, руководит Клубом многодетных семей, Семейным клубом на Покровке и онлайн-школой. Авторы книги метафорически      представляют семейную жизнь как путь и разбирают разные этапы и аспекты этого      пути, отвечают  на волнующие многих вопросы. Как сохранить счастливый брак на      протяжении долгих лет? В чем отличие отношений между двумя людьми в начале их знакомства и после свадьбы? Что такое однокарьерная семья и какие трудности она       проходит? Как настроить ритм жизни, чтобы уделять время супругу/супруге, ребенку и работе? Отдельно рассматриваются особенности многодетных семей. Затрагивается       и такая важная тема, как брак между представителями разных конфессий или разных традиций внутри христианства. В каждой главе книги Екатерина и Михаил высказывают свои идеи отдельно. Они представляют две точки зрения, которые не противоречат друг другу, а, напротив, дополняют друг друга, потому что имеют одну        точку отсчета, единую цель — поиск «математической» формулы поддержания          счастливых семейных отношений.

Серия «Детям о Православии». - М.: Никея, 2017-2019. - 32 с: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

          Никеевская серия книг «Детям о Православии» поможет родителям начать с ребенком   разговор о сути христианской веры.  Да и для многих взрослых эти книги — хороший ликбез, ликвидация духовной безграмотности. О литургии  пишет Владимир          Лучанинов, пишет просто и пронзительно, так что и взрослый читатель задумается: а        ведь действительно, Евхаристия в переводе с греческого - «благодарение», и мы          приходим в храм прежде всего, чтобы поблагодарить Бога за жизнь. Ну и обратиться к Нему с просьбой, ведь «литургия — лучшее время для чуда». Лучанинов же находит слова для разговора о самом трудном и важном — о Боге.  В этой книге серии доступно, кратко, емко рассказано и важнейших библейских событиях (создание Богом мира, первородный грех, искупительная жертва Христа), и о том, что путь к Богу - в любви, в добрых делах, в борьбе со злыми мыслями. Священник Антоний  Борисов рассказывает о том, для чего нужно поститься (пост — не диета, а средство совершенствования души) и как исповедоваться так, чтобы Бог услышал эту исповедь. Он же автор книги «О молитве», в которой захватывающие притчи и истории из жизни самого священника дают убедительный ответ на вопросы, зачем, как и где молиться. Книга Александра Моисеенкова посвящена двунадесятым праздникам и          сопровождающим их обычаям.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков). Поп на мерсе. - М.: Эксмо, 2020. - 192 с. / Представляет Владислав Сурков// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

          Рассказы, статьи и эссе иеромонаха Феодорита, в миру известного как Сергей Валентинович Сеньчуков, можно увидеть на странице автора в Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) или в «Живом журнале». В конце 2019 года  его истории были изданы  в книжном формате и составили сборник рассказов под выразительным заглавием «Поп на мерсе». К автомобильной марке, разговорное наименование которой попало на обложку книги, истории отца Феодорита относятся лишь косвенно. Дело в том, что автор сочетает в себе два призвания — служителя Церкви и врача-реаниматолога, выезжая к больным на автомобиле марки «мерседес». Все сюжеты сняты с натуры, большая часть — из           медицинской практики священника. Одни из описываемых событий достойны внимания благодаря своей исключительности. Есть среди них и чудеса, притом совершенно реальные. Другие истории, более «типовые», носят поучительный характер. Однако в этой книге священник намеренно отказывается от морализаторства: «Я не буду вас учить жить, не буду навязывать истины. Моя задача — просто показать вам мир таким, каким увидел его я: ярким, смешным, красивым, иногда жестоким, но всегда восхитительно интересным. Мир, в котором есть место обыденности, но есть место и чуду».  Помимо «записок врача», в книге есть рассказы из церковной жизни иеромонаха Феодорита, отдельный цикл о животных и отдельный — о взаимоотношениях между представителями разных национальностей. Заметим, что большинство историй написаны с юмором, и юмор этот тонкий, ненавязчивый. Казалось бы, речь о вещах печальных, а то и трагических, какой уж тут юмор? Но именно авторский юмор  не позволяет читателю впасть в уныние. А кроме того, эта книга дает понять, что пропасти между священником и мирянином не существует. Священник не только посредник между людьми и Господом, но и сам — человек, к тому же обладающий богатым жизненным опытом.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Кого изображают на иконах в числе 12-ти апостолов? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Сошествие Святого Духа. Икона,  XV в.// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Почему изображения животных на иконах такие необычные? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Герасим Иорданский. Икона, конец XVII в.// Фома. - №3(203) – март 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова. Фото  Александра Голуба// Фома. - №3(203) — март 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Пожалуй, это «Парсуна номера» с Вячеславом Бутусовым (с.8). Не могу оставить без внимания рубрику «Пять любимых фотографий»(с.54), которые предоставил фотограф Олег Варов.

2. Какой материал  Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Несомненно, историю иеромонаха Геннадия (Войтишко)    (с.42) — московского пиарщика, ставшего священником; Очень доступный материал Александра Ткаченко о евангельской истории призвания апостолов (с.74); Стоит обратить внимание на рубрику «Вопрос номера» (с.16): здесь не только советы о том, как оценивать свой опыт «хождения в Церковь», но и продолжена тема преодоления уныния; Очень полезной для читателя считаю инфографику о пути Великого поста (с.32). 

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Я бы с удовольствием прочитала  рецензии и вдумчивый разбор современных фильмов и сериалов, которые затрагивают вопросы религиозного поиска, пути обретения и утверждения личной веры, осмысления духовных кризисов.

4-я страница обложки: Реклама: Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: ДЕТСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ АУДИОЭНЦИКЛОПЕДИЯ. «ВОПРОСЫ ВЕРЫ И ФОМЫ, ИЛИ ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ». Программы: «Почему в Церкви поют?»; «40 мучеников Севастийских»; «7 недель Великого поста» (дается краткая аннотация и QR-код - ссылка на каждую из этих программ). Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте  DETI.RADIOVERA.RU

0
0
Сохранить
Поделиться: