«Специфика моей работы не позволяет ждать у моря погоды. Я не могу простоять всю службу у одного подсвечника, ожидая, когда придет вдохновение, появятся правильный свет, эмоции людей, и все это соберется в один кадр. Такова участь репортажного фотографа. Поэтому, если при такой специфике и в таком ритме получаются фотографии, в которых есть выраженное художественное измерение, они становятся для меня по-настоящему ценными. На съемку я всегда иду как на экзамен, переживаю, как студент. Но при этом здесь зачетка с предыдущими «отлично» не работает»
Олег Варов — фотограф Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Фоторедактор. Религиовед по образованию, преподавал философию, религиоведение. Нынешний профессиональный путь начал штатным фотографом Иваново-Вознесенской епархии
Храм Христа Спасителя, Москва, 2019
Люблю в фотографиях таинственность, образность, иносказательность, люблю привычные вещи, места, сюжеты снимать так, чтобы их трудно было узнать с первого взгляда. Фото сделано на Пасху, во время крестного хода вокруг Храма Христа Спасителя. Этот крестный ход символизирует шествие Жен-Мироносиц, которые первыми узнали о Воскресшем Христе. И вот они стройным рядом, не выделяясь, идут возвещать миру об этом великом событии. У меня самого на Пасху всегда именно такое настроение, вот такая тихая радость, словно свет лампады на фотографии. А если на эту фотографию смотреть несколько издалека, то создается впечатление, что монахини поднимаются вверх по ступеням.
Храм святой мученицы Татьяны при МГУ, Москва, 2018
Очень люблю это фото. Многие не видят Патриарха таким, так как не присутствуют в алтаре. Но те, кто имеют такую возможность, видят, как молится наш Предстоятель. Для меня лично такой дар молитвы, которым обладает Патриарх, имеет огромное значение. Часто Святейший молится со слезами на глазах. Во всей пестроте, суете вокруг, информационной перенасыщенности он может концентрироваться — молиться.
Троице-Сергиева лавра, 2015
Я всегда стараюсь хоть немного проиллюстрировать событие, которому посвящено богослужение, или, например, род занятий того или иного святого, хоть как-то визуализировать внутреннее наполнение службы. Порой, конечно, это непосильная задача. Эта фотография для меня являет всю полноту Церкви: Церковь земную и Церковь небесную. Тем более что снята она на Троицу.
Москва, 2012
Это вид с шестнадцатого этажа высотки на окраине Москвы. Мне очень нравятся иносказательные смыслы этой фотографии: это и горящее солнце, и закрывающие его рукотворные «облака», которые символизируют действия человека, затмевающие Солнце правды. Но красное зарево говорит о том, что невозможно погасить этот свет. Выбирая, каким оставить изображение, цветным или черно-белым, предпочтение практически всегда отдаю первому. Однако мне очень нравятся сюжеты с ограниченным количеством цветов. И очень люблю на фотографиях красный цвет.
Норильск, 2018
А вот эта фотография заключает в себе «решающий момент», который является неотъемлемой частью удачной репортажной фотографии. По окончании Патриаршего визита в Норильск мы мчали в аэропорт, так как опаздывали на самолет. Город находится в зоне вечной мерзлоты, из-за чего все дома, даже многоэтажные, стоят на сваях. При малейшем смещении свай дом признают аварийным, а жильцов выселяют. Так и стоят повсюду эти брошенные пятиэтажки. Кругом дымящие заводы, земля вся черная от угля, легкий смог… И тут я вижу разрисованный «оптимистичный» автобус. Решил его запечатлеть на контрасте с местным пейзажем. И вдруг в кадре появляется табличка с названием населенного пункта. Прочитав его потом на экране фотоаппарата, я понял, что это и есть название фотографии.