Жены-мироносицы — идеал святости

Кем были жены-мироносицы? Что они увидели во гробе, к которому шли помазать Господа? И почему именно они первыми услышали весть о воскресении Христа?

На эти и другие вопросы в гостях у Аллы Митрофановой отвечал преподаватель Московской Духовной Академии протоиерей Андрей Рахновский.

Расшифровка программы:

Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире программа «Фома», передача для тех, кто хочет верить. Я — Алла Митрофанова. В начале программы хочу поздравить всех наших слушательниц с интересным праздником. Дело в том, что в светском календаре есть международный, как его называют, женский день — 8 марта. Но чем выгодно отличается календарь церковный? Там целая неделя как 8 марта. Такая неделя называется неделя о женах-мироносицах, она посвящена конкретным женщинам. О том, кто это такие, мы сегодня и поговорим. Дорогие слушательницы, еще раз всех поздравляю с праздником нас всех и представляю нашего гостя. В программе «Фома» — протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель Московской духовной академии. Добрый вечер, отец Андрей!

Добрый вечер.

Я думаю, вы присоединитесь к поздравлению?

Поздравляю всех женщин, поскольку неделя жен-мироносиц посвящена не только чествованию женщин, а именно женской святости. Высшему проявлению женской добродетели, которая выражается в святости.

Спасибо, отец Андрей, но давайте мы сначала разберемся, кто же это такие жены-мироносицы. И почему они так называются. Они, что следует из названия, носили миро. В таком случае, что такое миро?

Название очень простое. Миро — это благовонное масло, составленное из разных сложных компонентов, благодаря чему оно в то время обладало большой стоимостью и по своему классу, если брать современные аналогии, принадлежало к очень дорогим духам. Вот, что такое было миро в то время. Оно стоило очень дорого, целое состояние. И эти женщины при жизни Христа были Его ученицами, ходили за Ним во время Его земной проповеди. И они Его не оставили после смерти. По иудейскому обычаю покойника нужно было помазывать благовониями: в этом выражалось благоговейное отношение к тайне смерти и к тому человеку, который лежал во гробе. Но гроб, сразу оговорюсь, в Палестине представлял собой пещеру. Это была выдолбленная в скале пещера, вход в которую заваливался камнем. И женщины отправляются ко гробу Христа, чтобы по обычаю помазать его тело. Их поступок чем необычен. Что в то же самое время об апостолах сказано, что они сидели взаперти, боялись иудеев. Апостолы испугались, боялись нос высунуть на улицу, а женщины, преодолевая страх, осуждение, возможные репрессии в их отношении, они не испугались и пошли. Поэтому они не только святые, они очень храбрые.

Вместе с тем, вы говорите, что они храбрые, мы сейчас почитаем этих женщин как святых, но что касается того времени. Римская империя, ведь Иудея времен Христа относилась к Римской империи, была ее провинцией. Там каково было отношение к женщине? И жены-мироносицы, и многие другие, которые были их современницами, какие они имели права, были ли они равны с мужчинами? Как на них смотрели?

То на чем мы можем основываться, это данные Священного Писания — Ветхого завета. Если брать учение Талмуда, это уже позже того времени, которое описывает Евангелие.

В Евангелии есть очень интересные формулировки. «Пять тысяч человек, кроме женщин и детей».

И Ветхий завет мужчине разрешал писать разводное письмо.

В одностороннем порядке?

Да. Хотя Христос сам сказал, что Моисей по жестокосердию дал вам этот закон. Тем не менее ситуация такова: у мужчин в данном случае было больше прав. То же самое в предписании Ветхого завета относительно клятвенной грамоты. В этой грамоте женщина клялась, что она не совершала измены своему супругу. Эта грамота омывалась водой. И эту воду предлагалось женщине испивать. Если она остается жива, то она не виновна в грехе, в котором ее обвиняют. Относительно мужчин такого предписания не было.

Дискриминация. Выражаясь современным языком и исходя из норм современного права. Вместе с тем, если мы посмотрим на евангельские события, Воскресший Христос является сначала Марии Магдалине, женщине. Притом, что апостолы тоже его оплакивали. Они сидели, затворившись страха ради иудейского, в горнице и боялись. Но ведь и плакали. И Господь является не им сначала, а той женщине, которую не вполне считают человеком.

Здесь очень интересная ситуация, жены-мироносицы стали апостолами для апостолов. Апостолы должны были идти в мир и пропове-довать, что Христос Воскрес. А апостолам проповедовали, что Христос Воскрес, жены-мироносицы. Поэтому они апостолы для апостолов. Это не я придумал, это выражение в житиях святых жен-мироносиц присутствует. И богословский смысл в этом. Первая пала женщина, прельстившись клеветой змея, и женщина же должна была первой услышать весть об избавлении человечества и спасении.

Адам и Ева. Ева, та которая соблазнилась.

И она первая должна была услышать, что она прощена и она спасена. Поэтому жены-мироносицы, а в частности, Мария Магдалина была первой, кто услышал от Христа весть о Воскресении.

А Пресвятая Богородица знала о том, что Ее Сын Воскреснет?

В Евангелии говорится, что все, что Мария слышала о Христе, она слагала в сердце своем. Что-то она понимала, что-то она знала больше, чем остальные, но не все. И это видно в Евангелии. Она приходила со своими родственниками ко Христу, и народ говорил: смотри, мать Твоя пришла. У нее было некоторое недоумение относительно того, что происходит. И богослужение Страстной недели показывает в молитвах скорбь Богоматери. Раз у нее была скорбь, и даже она, как мы читаем в богослужебных текстах, которые раскрывают ее внутренний мир, она просила: и я хочу быть погребена вместе с Тобой, так она переживала эту скорбь, значит, тайна Воскресения стала для нее совершенно ясной только после Воскресения самого Христа. Хотя вне всякого сомнения она знала больше, чем остальные апостолы, динамика в развитии, познании тайны спасения была у Богородицы.

Тоже женщина, тоже интересный момент.

Очень интересный, поскольку все вопросы о дискриминации женщины в христианстве снимаются личностью Богородицы. Поскольку мы в молитвах называем Честнейшая Херувим, Славнейшая без сравнения Серафим, то есть она по чинам своей святости превзошла чины ангелов. Богородица, которая принадлежит к женскому полу. И тут всякий вопрос о неравенстве мужчины и женщины перед Богом снимается. Потому что ни один мужчина никогда не достигнет той святости, которой имела Богородица. Можно говорить о Богородице не только как об исключении, подобные случаи мы и в истории Церкви можем видеть. В житии Марии Египетской есть интересные детали. Многие знают, что она вела жизнь чрезвычайно неблагочестивую.

Надо пояснить, что ее жизнь разделилась на две части. Сначала она жила в миру и была блудницей. А потом у нее случился переворот в сознании, и она ушла в пустыню.

После многих духовных подвигов и борьбы в пустыне ее встретил старец Зосима. И он преклонился перед ней, не вставал с колен и просил ее благословения: благослови меня, Мать. Хотя он был мужчина, монах и священник. Есть духовный уровень, на котором эти различия становятся неважными, и остается только одно — насколько ты близок к Богу. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола и женского. Есть уровень, на котором эти различия теряют значение.

Интересный момент. Особенно для тех, кто возмущается, почему у нас не разрешено женское священство. Оно, в принципе, и не надо. Я лично не представляю себе, как можно понести всю тяжесть этого служения. Мне кажется, для женского сознания, женской психики это просто недоступно. Но вместе с тем есть прекрасные примеры для подражания. И история, которую вы сейчас, отец Андрей, рассказали, доказывает, что женщины могут превзойти в своем служении священническое служение.

Священство — это не степень святости.

И не степень привилегированности. Это крест, который еще надо понести. Возвращаясь к нашей основной теме. Мы говорим сегодня о женах-мироносицах. А расскажите, что они увидели, когда подошли ко гробу. Что они увидели у этого гроба, что там произошло?

Их не остановила не только опасность быть схваченными, а ведь они знали, что стража приставлена ко гробу по просьбе фарисеев...

Которые боялись, что Христа украдут.

И с согласия Пилата. Евангелие передает еще одну тревогу мироносиц: кто отвалит нам камень. Они идут, зная, что есть стража, их могут схватить, привален камень, который они женскими силами не смогут отвалить. И все равно идут. И когда они приходят, они видят, что камень отвален, стражи нет — она разбежалась в страхе из-за тех событий, которые произошли, может, часом раньше.

То есть никто не видел, как стража разбежалась, поэтому мы не знаем из-за чего. Но факт есть факт.

В Евангелии сказано, что они лежали в изумлении, как мертвые, сначала. А потом очевидно они убежали, потому что не говорится о встрече мироносиц со стражей. Об этом Евангелие не упоминает. Стража уже ушла докладывать: «Извините, мы ничего не можем понять, тела нет во гробе, камень отвален...» И страхи, которые у женщин были, они постепенно рассеиваются. Даже камень кто-то отвалил.

Ведь он был огромный...

Не знаю, огромный ли, но достаточный, чтобы завалить вход в пещеру, куда вносили человека и куда самому можно было войти. И от ангела мироносицы слышат весть о воскресении Христа.

Про символику этого камня хочу вас спросить. Правда ли, что есть на Пасху традиционное блюдо, которое называется Пасха. Это пирамидка из творога, красиво украшенная. Я когда спрашивала, почему именно в такой форме это должно быть. Это символизирует камень, который отвален от гроба Христова. Это правда?

Век живи — век учись. Я от вас сейчас услышал новость. Ни разу до этого не слышал.

Вы допускаете, что это может быть?

Человек не может существовать в бессмысленном, пустом пространстве. Человек все пытается наделить смыслом. Даже ту праздничную еду, которую он вкушает на Пасху, он пытается придать ей духовное значение. Как мы решим, так и будет. Если человек решит, что это символизирует для меня камень, хорошо. Пускай он живет, окружая себя этими смыслами, переживаниями, пускай еда не только вызывает выделение желудочного сока, но и напоминает ему о Христе. Тут нужно сказать, что в церковном уставе есть специальное примечание, где говорится, что куличи, яйца и прочие яства нельзя называть пасхой, наша Пасха — Христос и причащение Святых Даров на Литургии и есть вкушение Пасхи, вкушение Христа. А куличи, яйца — это всего лишь праздничная еда.

И это творожное блюдо тоже?

То же самое.

То есть мы его неправильно называем пасхой?

Нет. И церковный устав это специально оговаривает. Мы уже с вами здесь об этом говорили, что есть соотношение — вкушение пасхального агнца иудеями, этот агнец служил символом, прообразом Христа, как агнца, который за спасение мира был принесен в жертву. Как иудеи вкушали агнца, там мы вкушаем агнца, причащаясь на Литургии тех даров, которые Христос назвал «се есть Тело Мое, се есть Кровь Моя».

Возвращаясь к основной теме нашего разговора — женам-мироносицам, хочу спросить, если рассматривать Священное Писание, Евангелие как первоисточник, знаем мы о них очень немного. Самая известная из этих женщин, имя которой на слуху, святая Мария Магдалина. Что доподлинно о ней известно? Есть та жизнь, которую она прожила, и есть масса легенд, трактовок вокруг этой замечательной, изумительной личности.

Из Евангелия известно, что она ходила вместе со Христом, с женами, что была исцелена Христом, в Евангелии написано, что Господь изгнал из нее 7 бесов.

А что это значит?

Семь — это очень много, как символ полноты. Она была духовно больным человеком.

Психическая болезнь и духовная болезнь — это разные вещи?

Разные. Но человек — это целостное существо, так не бывает, что затронуто что-то одно, а другое не затронуто. Но факт, что Христос исцелил ее от тяжкого духовного недуга, может быть, это был и какой-то психический недуг, мы не знаем. Евангелие нам об этом говорит очень кратко, лаконично и немного. Что еще известно. Известно, что она первая, кто увидел Христа после Воскресения.

И подумала, что это садовник.

Да. А потом, когда Христос обратился к ней, сказал ей «Мария», что-то в этой интонации подсказало ей, что это Христос. Кинулась ко Христу, хотела обнять Его ноги, но Он сказал ей: не прикасайся ко Мне, потому что Я еще не взошел ко Отцу Моему. Тоже такой загадочный эпизод евангельский, почему Христос не разрешил ей прикоснуться?

А Фоме-то потом разрешил?

Да. И ученикам сказал: дотроньтесь до меня, убедитесь, что я воскрес. Как правило, объясняют это состоянием самой Марии. Она любила бесконечно своего Учителя, переживала Его смерть. Но переживание это было человеческим, и была опасность, что увидев Христа Воскресшего, она скажет: как же хорошо, что Ты все-таки жив. И она так бы и осталась на понимании человеческом этого события. И поэтому Христос не запрещает, а он как бы её останавливает: подожди, задумайся, что произошло, ты же видела, что Я умер на кресте, что Меня погребли, Он напоминает, что Я сейчас жив, Я не взошел еще к Отцу Моему. Вместо человеческой радости, Он её ум переводит к богословским размышлениям: задумайся, что сейчас произошло, почему Я Воскрес.

Человеческий ум тогда в состоянии был вместить это событие?

Может быть, не в состоянии, но Христос попытался сделать так, чтобы она не просто обрадовалась, что Он жив, чтобы она вспомнила о том, что то, что произошло — это часть великой истории спасения.

А что увидели во гробе эти женщины, когда шли помазать Тело Господа ранним утром, когда увидели отваленный камень, стражников разбежавшихся?

Ангела, который сидел во гробе, который и сказал им, чтобы они шли и проповедовали апостолам, что Христос воскрес и что Он встретит учеников в Галилее и что ризы, пелена, в которую был обернут Христос в момент погребения, она осталась во гробе. А тот плат, который покрывал лицо, он положен отдельно, причем свит особым образом. Не просто брошен, а сложен, как бы мы сейчас сказали. Эта деталь должна была подчеркнуть, если Христа кто-то украл, то они, конечно, не оставили бы там пелены, и никто бы не стал особым образом свивать и складывать плат, который был на лице Христа. Вещи были оставлены так, чтобы было видно, что их нахождение во гробе, результат некой сознательной деятельности. Христос это свил или ангел, мы не знаем, но это такие детали, которые те, кто толкуют Евангелие, замечают.

Читая Евангелие, можно каждую деталь для себя выделять и узнавать потрясающие вещи.

Не каждая деталь, конечно, имеет значение. Мы во всем пытаемся увидеть смысл, хотя дело иногда обстоит гораздо проще, но эти детали, на мой взгляд, очень важные.

Я пытаюсь представить. Человек идет помазать тело своего умершего близкого человека, учителя и видит во гробе ангела. Что можно испытать в этот момент, состояние шока, наверное? Испугаться можно. Не сразу поймешь, что к чему.

Евангелие передает состояние жен-мироносиц. Сказано, что они никому сначала ничего не сказали, потому что испугались. Их объял трепет и ужас. Потом апостол Петр говорит, что и некоторые женщины, которые были с нами, они пришли и рассказали, что Христос Воскрес. А про самих мироносиц сказано, что они никому ничего не сказали. Наверное, они испугались, недоумевали, и им самим требовалось время, чтобы как-то осознать, что произошло, просто собраться с мыслями.

В таком случае, апостолы узнают о Воскресении Господа от кого?

От мироносиц. Прежде всего, от Марии Магдалины.

Вот женщина, пришла, что-то ей там показалось.

Они не поверили. Отнеслись с долей сомнения. Единственные Петр и Иоанн все-таки побежали ко гробу проверить, так ли оно или нет. Но остальные апостолы находились в недоумении, не сразу поверили. В Евангелии прямо говорится, что они восприняли их слова как ложь. Там даже слово это есть.

Такие вещи не придумаешь.

Для сочинения, тем более, древнего, очень сложная психологическая картина разворачивается в строках Евангелия. Не представлено все в розовом идеальном свете, все сомнения, все страхи, человеческие слабости, может, не в греховном смысле этого слова, а свойственные человеку нерешительность, страх, все это раскрыто в Евангелии, все это показано в той гамме чувств, которые переживаются и апостолами, и мироносицами. Прямо говорится, что они недоумевают, и апостолы сначала не верят, Христу приходится являться им и доказывать, что Он Воскрес.

Нелинейная драматургия. Человек уровня Гомера с этим бы не справился. И тем более, не придумал бы, что Воскресший Господь является, прежде всего, женщине. Зачем?

Очень странно, да. Тем более, что первое Евангелие, Евангелие от Матфея, изначально ориентировано на иудейскую среду, именно поэтому сначала родословие приводится, это было важно для иудеев.

Из какого рода, из какого колена...

Да, иначе это самозванец. И в этом Евангелии, ориентированном на иудейскую, консервативную среду говорится о том, что мироносицы первые услышали эту весть. Это не просто так.

Сколько там всего интересного!

(перерыв)

Мы сегодня разговариваем о женах-мироносицах. Хотелось бы разобраться, кто они такие, чьи имена мы носим, если нас зовут Мариями, Сусаннами, Саломеями. Марий у нас, наверное, больше. В первой части программы мы начали говорить о Марии Магдалине. Самая известная, самая любимая среди художников. Вообще, наверное, самый распространенной в искусстве библейский женский образ, после Пресвятой Богородицы, конечно. Вы сказали, что доподлинно о ней известно только одно: Господь изгнал из нее семь бесов. Если посмотреть на живописные полотна мы увидим там столько всего. Это бывшая блудница, которая пришла ко Христу с покаянием, омыла его ноги своими слезами, отерла волосами, миром омыла. Мария — это женщина, у которой были брат и сестра — Марфа и Лазарь и много еще чего. Насколько все это правда?

Евангельское повествование здесь довольно определенное, оно не смешивает Марий. Есть Мария Клеопова — это сестра Марии Богородицы...

Тетя Христа по земной родословной?

Да. Потом Мария, мать Иакова и Иосии.

Мать учеников Христа.

Да. Потом Мария сестра Лазаря и Марфы. Вот три Марии помимо Марии Магдалины. Имени той женщины, которая пришла и помазала ноги Христа, не упоминается. Только сказано что, где бы Евангелие не было проповедано, обязательно будет упомянуто о ней. А о Марии Магдалине есть определенное сообщение — «из которой изгнал семь бесов». Для людей первого века, тех, кто был приближен к апостолам, которые так или иначе знали жизнь Христа, это было достаточным указанием, чтобы понимать, о ком идет речь. Мы сейчас не понимаем, нам хочется больше информации. Но тогда это было достаточным, многие ее знали. В толковании Иоанна Златоуста на послание к Римлянам есть интересная деталь. Мария, о которой упоминается в 16 главе послания к Римлянам, которую хвалит Павел за ее добродетель, думают, что, возможно, это Мария Магдалина, которая еще при жизни апостолов, прославилась своими трудами, благотворением и делом проповеди.

В Риме она действительно была?

Да. Несмотря на разнобой в сказаниях, Рим всегда упоминается как место проповеди Марии Магдалины. Это гипотеза, это уже наше предположение. Так это или не так? На суть христианской веры — это никак не влияет. Мы можем свободно рассуждать, предполагать различные варианты.

Но ошибочно считать, что Мария Магдалина — это та, которая омыла ноги миром, отерла волосами, и что она сестра Марфы и Лазаря?

Это момент психологический. Это же все средневековые сказания. Человек рассуждал: изгнал семь бесов, а как же они в нее вселились? Наверное, она была очень грешная. Это много говорит не о Марии, а о тех людях, которые сочиняли эти сказания. Или пытались восполнить лакуны в ее биографии.

И еще есть такой факт ее биографии. Речь идет об ее римском периоде жизни. Я читала, что она была на приеме у императора Тиберия, пыталась ему проповедовать. И пришла к нему с подарком. С пустыми руками к императору было нельзя, а денег у нее не было. И она взяла с собой куриное яйцо беленькое. Хотела императору подарить. Она проповедовала, Тиберий послушал и сказал: «Все это прекрасно, но это ерунда, потому что никогда не сможет воскреснуть из мертвых тот, кого уже погребли. И это так же невозможно, как то, что это яйцо сейчас из белого станет красным». И оно стало из белого красным.

В самом житии Марии Магдалины не говорится о превращении яйца из белого в красное. Я имею в виду самое известное житие в редакции святителя Димитрия Ростовского. Просто она подарила яйцо, выкрашенное в красный цвет. Император изумился бедности ее подарка, и она стала проповедовать ему о Христе. Якобы эта история получила продолжение, он внимательно ее выслушал, наказал Пилата, который все это сделал, якобы он писал Пилату письма и Пилат ему писал. Даже есть письма, подложные или подлинные, на них ссылаются писатели церковные древности — Тертулиан, допустим, Иустин Философ.

А что там в этой переписке?

Пилат извиняется, что он допустил такую казнь и старается представить Христа в выгодном свете, но Тиберий все равно Пилата наказывает. Но я не знаю, насколько это является историей. Здесь нужно серьезно изучать этот вопрос. Ничего удивительного в этом нет. Но и твердых исторических данных о подлинности этой переписки мы тоже не имеем. История требует фактов, источников.

Спросим тогда в следующий раз специалиста по церковной археологии.

Отец Андрей, а возможно, чтобы Мария Магдалина со своей проповедью пришла к императору, будучи женщиной, притом, что речь идет о Римской империи.

В Римской империи женщина зависела от власти отца, потом от власти мужа целиком. Там не было отдельного закона об отношении мужа и жены, применялись законы об отношениях отца с дочерью. Она в подчинении находилась. Но реальная жизнь всегда вносит коррективы. Мы читаем историю Рима, мы видим, что там женщины иногда очень активное занимали положение. И не такие уж были забитые. Аналогии можно с современностью провести. Как у нас сейчас правитель, руководитель выходит в народ, люди подходят, задают вопросы, та же ситуация могла быть и в Римской империи, они тоже заботились о своем имидже. Тем более, считалось, что эта власть народная.

Поэтому странствующую проповедницу вполне могли пригласить ко дворцу Тиберия?

Если о Клавдии говорится, что его народ чуть не растерзал во время голода, когда он вышел к народу и стал что-то им объяснять. Значит, императоры выходили к народу? Я думаю, это могло быть на улице. Она подошла к нему.

И это благочестивое предание о яйце является для нас основанием для того, чтобы красить яйца на Пасху. Это красивый обычай, не надо от него отказываться.

Если яйцо не исчезнет, не умрет, не родится птица. Символ замечательный. Верим мы в эту историю, нет, это вопрос научный. К сути веры отношения не имеет.

Что касается других жен-мироносиц. Вы упомянули о Марфе и Марии, сестрах Лазаря. Это семейство, которое стало свидетелем воскрешения Лазаря, который четыре дня находился во гробе?

Да.

У них были особые отношения со Христом.

Евангелие говорит так об этом: Христос любил Марфу, Марию и брата их Лазаря. Он плакал, когда узнал о смерти Лазаря. Какие-то особые отношения дружбы, любви связывали этих людей. Это очень интересно. В свете того, что мы утверждаем, что Христос Бог и Человек, видно, что с кем-то он более близок в душевном смысле, в отношении кого-то более отстранен. Не в смысле пренебрежения, а именно дружбы. Мы вроде бы всех людей любим, но у нас определенный круг друзей. Не всегда эти отношения складываются. Это зависело, скорее всего, от самих Лазаря, Марфы и Марии. Потому что Христос, наверное, со всеми был готов дружить. Но они особым образом откликнулись на его любовь.

Графика Елены Черкасовой

Были сердечно расположены. Что мы знаем о них? После Воскресения Христова, когда апостолы пошли проповедовать, Мария Магдалина и Богородица тоже. А какой путь достался им?

В дальнейшем о женщинах в апостольской общине упоминается не так часто. Когда апостолы молились вместе уже после Вознесения Христа, в начале Книги Деяний, упоминается, что они были с Марией и некоторыми женщинами. Очевидно, что это та же группа мироносиц, но там были женщины, имена которых мы не знаем. Как сложилась их судьба, мы не знаем, опираясь на Священное Писание, на христианскую литературу второй половины первого века. Нет упоминаний об их судьбе. Но если мы прочитаем послания апостола Павла в той части, где содержится приветствие различным людям, мы найдем большое количество женских имен. Возможно, что жены-мироносицы, войдя в жизнь Церкви также служили апостолам и Христу, как и те женщины, которые упоминаются в посланиях. Можно при желании найти местные традиции, предания, но я считаю, что мы должны основываться на Священном Писании и христианской литературе, соответствующей тому периоду. Можно почитать «Церковную историю» Евсевия Кесарийского. Это больше касается дальнейшей жизни самих апостолов. Может, я не могу удовлетворить любопытство, но так оно обстоит с точки зрения церковной истории.

Практически половину жен-мироносиц зовут Мариями. А почему это имя было так распространено?

Мариам — госпожа, одно из значений этого слова. В Священном Писании не так часто оно встречается. Мы знаем Мариам пророчицу из Ветхого завета. Но нельзя сказать, что оно распространенное. В Евангелии да, много сошлось. Но если мы будем брать соотношение имен во всем Священном Писании, мы не можем сказать, что это будет имя преобладающее.

Есть именины, когда празднуется память святой имя которой вы носите. А есть еще малые именины, когда любая Мария, имя которой есть в церковном календаре, это малые именины для тех, кто носит то же самое имя.

Когда апостолы и жены-мироносицы пошли проповедовать, ведь для проповеди нужны определенные человеческие качества. Нужно обладать харизмой, нужно иметь хорошо поставленную речь, нужно иметь элементарные знания в области философии, если ты идешь проповедовать в светское общество, античное. Язык этого общества — это язык античной философии. И нужно опираться на понятные тому сознанию вещи для того, чтобы попытаться их переключить на христианские понятия. Откуда все эти знания могли быть у апостолов, которые рыбаки, люди зачастую и необразованные, наверное, у женщин, которые я не знаю, имели ли они право на образование.

Мария Магдалина, равноапостольная, по крайней мере, житие так объясняет, называется именно потому, что она проповедовала апостолам. И, конечно, основная доля проповеди приходится на мужчин-апостолов, это надо прямо сказать. И для женщины опасно было передвигаться на большие расстояния одной. Она могла проповедовать, только путешествуя вместе с кем-то, с группой апостолов. Апостол Павел, у которого ареал проповеди был очень большой, почему он так мог проповедовать, он — гражданин Римской империи. Помимо интеллектуальных знаний, человек должен был обладать социальным статусом, чтобы свободно передвигаться.

Римское гражданство давало карт-бланш на действия на территории Римской империи.

Да. Поэтому о проповеди жен-мироносиц именно в апостольском служении я бы говорил сдержанно. Это была проповедь, прежде всего, в той среде, в которой они выросли, среди родственников, той христианской общины, в которой они находились. Даже апостолы шли сначала к иудеям. То есть тем, кто был близок к ним духовно, интеллектуально, с кем у них был общий язык. Только апостол Павел первый эту границу переходит, проповедует язычникам, и мы видим, что он демонстрирует знание их культуры. Та же беседа в афинском ареопаге. Жены-мироносицы могли в другие города пойти. Но, я так думаю, что их проповедь могла быть успешна, если там уже есть христианская община, они туда приходили и уже в рамках этой общины действовали, проповедовали, совершали дела милосердия.

Я слышала, что в Провансе, во Франции особо почитают жен-мироносиц, Марфу и Марию. Считается, что с ними на корабле туда приплыл святой Трофим, могу ошибаться. И если речь идет о таком всенародном почитании и считается, что они туда христианство принесли, то речь идет о перемещении группы лиц. Мы можем это предположить?

Предположить мы можем.

Вы к этому аккуратно относитесь, потому что понимаете, что нет четких доказательств.

Считается, что в Париже был Дионисий Ареопагит. Апостол Андрей — покровитель Шотландии. Большой вопрос. Это ничего не меняет в вере. Если они считают Марию Магдалину и жен-мироносиц своими покровителями, это ничего не меняет. Неужели святые о них не молятся? Конечно, молятся. Даже сомнение в историческом факте никак не влияет на возможность людей, которые там живут, им молиться и получать от них помощь. Апостолы имели не только конкретные регионы проповеди, это было целое направление. Они, может быть, не дошли, но в этом направлении проповедовали. Апостол Андрей дошел он до киевских гор, не дошел, но это был ареал его проповеди. Поэтому мы можем считать его своим покровителем.

О женах-мироносицах напоследок задам вам один вопрос. Сейчас мы, имея их своими покровительницами, носящие их имена, какое служение сейчас, наиболее близкое к тому, что было тогда у жен-мироносиц.

Мироносицы служили Христу, Ему они несли это миро. Христос сказал, что то, что вы сделали одному из братьев наших меньших, сделали Мне. Если мы хотим подражать женам-мироносицам, то мы должны делать дела милосердия ближним. Христос их перечисляет: голодного накормил, в темнице и больного посетил. И мы уверены, что все, что мы сделали этим людям, мы сделали самому Христу. Конечно, это служение милосердия, прежде всего. Проповедь да. Но если мы будем оставаться на базе Священного Писания, мы увидим, что апостолы, прежде всего апостол Петр, за то, чтобы женщина проповедовала своей жизнью и поступками, а не словами. Апостол Павел говорит, что жена в церкви да молчит.

Как мне тогда быть, я тут у микрофона сижу?

В церкви. Имеется в виду церковная проповедь. Апостол Петр говорит, что жены без слова могут приобретать своих мужей для веры, если будут иметь чистое, богобоязненное житие. Вы знаете, я в своей священнической практике в этом постоянно убеждаюсь. Если муж не верующий, а жена — верующая. Если она начинает проповедовать супругу, то это, как правило, ничем хорошим не заканчивается. Если начинает проповедовать житием, заканчивается. Один раз пришел мужчина, сказал, что хочет исповедоваться. Я его спрашиваю, почему вы хотите исповедоваться? Он говорит: две недели назад исповедовалась моя жена, она так изменилась... Я хочу тоже.

Я так понимаю, что ко всему нужно относиться с разумением. Жена в храме да молчит, это относится к храму.

К церковной проповеди.

Не надо закрывать рот на замок. Если речь идет о поругании веры, то нужно вступаться, и женщинам, и всем.

Тем более, что у нас есть примеры женщин богословов, святая царица Феодора, великомученица Елисавета Федоровна, которая совершала дела милосердия и проповедовала не в церкви, но она просветительской деятельностью занималась. Это не единственные примеры. Церковная жизнь сама показывает, как нужно действовать.

Если будем стараться подражать делами милосердия, жизнью, есть хоть какой-то шанс нам испытать такую радость, которая была у жен-мироносиц, когда... Как сказано в пасхальном песнопении глубоким утром, когда рассвет и трудно встать, они все равно поднимаются, идут ко гробу, чтобы помазать мертвое тело. И вдруг выясняется, что вообще все не так. Что смерти нет, что дальше все будет совсем по другому. Переворачивается ход мировой истории. Дух захватывает от этой радости, но есть ли у нас шанс хоть что-то подобное пережить?

Я приведу конкретный жизненный пример. У нас на приходе есть группа женщин, которые ежедневно ходят в больницу ухаживать за больными, они разбиваются на смены, конечно, но ходят ежедневно. И на основании их рассказов я знаю. Они говорят: иду в больницу, там же и неприятно пахнет, и человеческие страдания и душа волей-неволей съеживается, страшно, неприятно, а когда сделаешь дело милосердия, поухаживаешь за больным, душа наполняется радостью, откуда она берется? Вокруг грязь, страдание, нечистота, откуда берется эта радость? Так же мироносицы шли, боялись, а потом получили радость. И если мы совершаем дела милосердия, не останавливаясь перед человеческими моментами, которые нас могут пугать или неприятно как-то на нас влиять, мы обязательно получаем духовную радость. Это факт духовной жизни.

Большое вам спасибо за этот разговор. Я напомню, что в программе «Фома» сегодня был протоиерей Андрей Рахновский и мы говорили о женах-мироносицах, потому что сейчас идет неделя о жен-мироносицах.

И я хочу еще раз поздравить. И самое главное сказано в Евангелии. У нас нет отдельно мужского служения, женского служения. И то, что было обязательно для мироносиц, обязательно для нас всех. Хотя мы отмечаем особо их святость, поскольку на фоне женской немощи она еще ярче сияет, но нет святости отдельно женской, отдельно мужской. Есть Христос, который один является идеалом. Когда мы как Христос, неважно мужчина мы, или женщина, мы приближаемся ко спасению. Я желаю спасения и радости пасхальной нашим слушательницам. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! Не бойтесь ваших сомнений.

На заставке фрагмент картины Елены Черкасовой "Жены-мироносицы"

1
1
Сохранить
Поделиться: