В канонических Евангелиях этот человек, который играл ключевую роль в Иерусалимской общине первые три десятилетия ее существования, почти не упоминается. Зато в апокрифическом «Евангелии от евреев», которое цитирует преподобный Иероним Стридонский, есть рассказ, как воскресший Христос явился своему брату Иакову и преломил с ним хлеб. Кстати, об этом свидетельствует и апостол Павел в Первом послании Коринфянам (1 Кор 15:7). Он вообще считал Иакова «столпом» ранней Церкви (Гал 2:9) Что еще нам все же известно о жизни этого апостола?

Старший брат Христа

Загадка «братьев Господних», неоднократно упоминаемых евангелистами, веками занимала богословов. По замечанию Фредерика Фаррара, по этому вопросу уже в XIX веке были написаны целые тома; при этом «доказательства так равносильны, затруднения каждого мнения так очевидны, что настаивать догматически на каком-либо положительном решении этого вопроса было бы противно интересам добросовестного исследования».

Из Евангелия известно лишь, что братья сопровождали Христа во многих путешествиях, но в мессианское достоинство Его не верили до самого Воскресения. Они с Девой Марией были одной семьей, но Иисус на кресте поручил Ее не им, а апостолу Иоанну. Поэтому и евангелистов они мало интересуют до их последующего превращения в мужей апостольских и быстрого возвышения в Церкви одного из них — Иакова, которого апостол Павел ставит вровень с апостолами Иоанном и Петром (Гал 2:9). Ему же принадлежит и первое соборное послание.

Христианский епископ и иудейский цаддик

Согласно наиболее распространенной версии (о другой версии читайте здесь), Иаков, как и другие братья Господни, был сыном Иосифа от первого брака — до обручения его с Девой Марией и, по свидетельству древних писателей (Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия), стал первым епископом Иерусалима.

У Иисуса Христа был старший брат: что с ним стало?

Как глава Иерусалимской Церкви он в 51 году председательствовал на Апостольском Соборе, и голос его был решающим: сделанное им предложение стало резолюцией Апостольского Собора (Деян 15) — только после его слов, несмотря на все уважение к выступавшим до него апостолам Петру и Павлу, было признано, что отныне не одни иудеи, но и язычники призваны составить народ Божий. Ведь Иакова в Иерусалиме считали праведником (по-еврейски — цаддиком) и защитником еврейского народа, и его истолкованию воли Божией без ропота покорилась вся Церковь евреев-христиан.

Ему достался тяжелый крест — 30 лет созидать христианскую общину среди ярых идейных врагов христианства. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил Иерусалим, пришедшие повидаться с ним пресвитеры говорили: Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона (Деян 21:20).

Но после многих лет мудрого и сравнительно спокойного руководства Иерусалимской Церковью апостолу Иакову пришлось на себе испытать, что отпавшим от благодати вождям иудеев невыносим истинный праведник, даже поступавший по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

Свой? Чужой?

Вообще-то разногласия в вопросах веры между своими — притом существенные (например, разногласия саддукеев и фарисеев) — у иудеев допускались. И к христианству они относились, в принципе, спокойно, пока дело не касалось отношения к язычникам и соблюдения закона.

А так как иерусалимские христиане-евреи как раз строго соблюдали закон и обряды, то их в течение тридцати лет спокойно допускали в Иерусалимский храм, который иудеи ревниво оберегали от всякого, чуждого их вере. И глава иерусалимских христиан апостол Иаков даже пользовался почетным правом молитвы в Святилище Храма — «входить во Святая». Быть может, именно уважение и любовь народа побуждали священников закрывать глаза на христианскую веру этого, в общем-то, по-иудейски праведного и «правильного» еврея.

Но влияние христианства среди евреев, благодаря народному доверию к личности апостола Иакова, росло, и синедрион решил положить этому конец.

«Се, оставляется вам дом ваш пуст»

Историк Егизипп, сам по рождению еврей, описывает это так:

«Пришедши к Иакову, они сказали ему: “Просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении и Иисуса признает Христом (Мессией). Вот теперь все сошлись на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами, вместе с народом, свидетельствуем о твоей праведности и нелицеприятии; так убеди же людей не ошибаться в рассуждении Иисуса. Тебя все послушают, и мы — со всеми. Стань на крыле Храма, чтобы сверху ты был видим и чтобы слова твои были слышны целому собранию…” А на Пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников».

У Иисуса Христа был старший брат: что с ним стало?

То, что за этим последовало, совершенно вывело из себя старейшин: поставленный на крыле храма апостол Иаков не только не отрекся от Христа, но всенародно и громогласно засвидетельствовал свою христианскую веру. И это свидетельство на многих так подействовало, что они тотчас начали «славословить Иисуса, восклицая: Осанна Сыну Давидову!»

Старейшины в бешенстве решили для примера тотчас наказать отступника.

«Они взошли, сбросили праведного и сказали друг другу: убьем его камнями, и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колени и говорил: “Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти, они не знают, что делают”. Между тем как на него летели камни, некто, священник, один из сынов Рихава, сына Рихаимова… вскричал: “Стойте, что вы делаете? Праведник за нас молится”».

Но тут один из них, суконщик, схватил скалку, на которую накатываются сукна, ударил ею праведника по голове, и тот скончался. На том месте его и погребли. «Над его могилою, подле Храма, и доселе стоит памятник», — прибавляет Егизипп, живший менее чем через сто лет после случившегося. А вскоре последовало нашествие Веспасиана на Иудею. Пал храм — последняя духовная опора и защита Израиля.

Каждый сам выбирает свою судьбу

По версии Иосифа Флавия, современника случившегося, смерти апостола Иакова (около 62 года) предшествовал суд синедриона, где решающее значение имел первосвященник Анан. Вероятно, апостолу было предложено: или почет и всенародное отречение от Христа, или смерть, которую и описал Егизипп. Иосиф Флавий, выражая, по-видимому, народное мнение, также связывает бедствия евреев со смертью праведника.

Падение храма и пленение народа было как бы отсрочено на одно поколение (около 40 лет) после распятия Спасителя: народу было дано время на покаяние. Но он не захотел этого понять. Хотя ему так прямо и было сказано:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:29–32, 37–38).

А свободы воли Господь не лишает ни каждого человека, ни целые народы.

2
28
Сохранить
Поделиться: