Где вы ожидаете встретить святого? На иконе? В монастыре? В храме? Безусловно! Но в годы испытаний святые встречаются и в окопах.

редактор, журналист
Греция, 1940-е годы, Гражданская война, бой под Навпактом. Отряд отступает под натиском превосходящих сил противника. Солдат Пантелис Дзекос падает, тяжело ушибленный собственной рацией. Он отстает. Товарищи добегают до резервных окопов и видят: Пантелиса нет. И тут другой молодой солдат, радист Арсений Эзнепидис делает невероятное: «Снимает рацию и бежит обратно… Ему кричат офицеры, солдаты: “Оставь его!.. Он всё — пропал!..” А он... подбежал ко мне, взвалил на плечи себе и потащил к нашим окопам», — вспоминал позже Пантелис (ставший монахом Арсением). Капитан лишь покачал головой: «Тебя, видно, какой-то святой крепко любит, раз он тебе помог, да и этого ты тоже выручил». Этим бесстрашным спасителем был будущий святой, старец Паисий Святогорец.
Немногие знают, что до монашества старец Паисий около трех с половиной лет служил радистом в греческой армии, пройдя через Албанскую кампанию, Вторую мировую и Гражданскую войну в Греции.
Бог сохранил его от необходимости убивать — специальность радиста освобождала от прямого участия в бою, но все тяготы войны будущий святой испытал сполна:

«Однажды, когда закончилось продовольствие, пищей был снег. В другой раз мы остались без еды на тринадцать дней и выжили, питаясь лишь дикими каштанами. Часто мучила жажда — пили воду из лошадиных следов. Холод был страшным врагом. Просыпались под снежными завалами. Однажды утром я мотыгой выкопал из-под снега двадцать шесть обмороженных сослуживцев. В другой раз нас завалило снегом на трое суток, и я, как радист, посылал в штаб сигналы о помощи. Я и сам обморозил ноги, целые куски мяса отделялись, подобно древесной коре. От ампутации спасла только милость Божия».
Даже в этом аду Арсений оставался верен Богу, ведь он мечтал о монашестве с детства: молодой солдат съедал лишь половину порции в столовой, а после отбоя уходил молиться на крышу казармы. Нет, это не история о том, как «трудности закаляют». Он чувствовал и духовный урон, находясь в этих тяжелейших условиях.
Однажды юноша не был на литургии пять месяцев — там, где была его армия, не оказалось ни храмов, ни священников. Проезжая мимо церкви, где читали акафист Богородице, Арсений заплакал: «Перекрестился, приложился к иконам... “Пресвятая моя Богородице, — прошептал я, — во что же это я превратился?”»
«Если бы такую же аскезу, как страдания на войне, я совершил как монах, то стал бы святым», — говорил старец в свои преклонные годы.
Вот несколько уроков из жизни старца Паисия о том, как выжить — телом и душой — на войне.
Бог помогает тем, кто жертвует собой
Арсений стремился брать на себя опасные задания, чтобы у других был шанс уцелеть, часто вызывался на дежурства вместо семейных сослуживцев. А в одном бою был такой случай. Он вырыл окопчик:
«Один солдат подполз и попросился ко мне. Я потеснился, и с трудом мы сидели в тесном этом окопчике. Потом, когда приполз еще один солдат, я выбрался из окопчика и дал ему возможность укрыться. Вдруг — один осколок чиркает меня по голове! Я был без каски — только в капюшоне. Щупаю голову рукой и никакой крови не чувствую. Снова щупаю — ничего! Осколок сбрил на голове волосы, оставив голую полоску шесть сантиметров шириной. Не осталось даже царапины. Уступив ребятам место в окопчике, я сделал это от сердца. “Лучше, — подумал я тогда, — если меня сейчас один раз убьет, чем убьет кого-то еще, а потом и меня всю оставшуюся жизнь будет убивать совесть. Как я вынесу мысль о том, что я мог его спасти и не спас?” Конечно, Бог очень помогает тому, кто жертвует собой ради других».
Держи связь с «Главным Штабом»! Это может решить судьбу сражения
Как-то раз отряд, где служил Арсений, оказался в окружении:
«Однажды наш полубатальон попал в окружение, против нас было тысяча шестьсот мятежников. Мы окопались за скалами, которые представляли собой как бы естественное оборонительное сооружение. Все мои сослуживцы быстро подтаскивали к скалам боеприпасы, и командир приказал мне помогать другим, а рацию бросить. Он даже стал угрожать пистолетом, думая, что я уклоняюсь от этого, потому что якобы хочу спрятаться.
Я присоединился к ребятам, стал носить ящики с боеприпасами, а в промежутках бегал к рации, пытаясь соединиться с главным штабом. После многих попыток я установил связь и сообщил, что мы находимся в опасности. На следующий день, когда мятежники приблизились к нам так близко, что мы уже слышали их брань, — прилетела наша штурмовая авиация и разбила их в пух и прах».
Уже будучи старцем, он говорил:
«Монахи — это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь... Лишний одиночный выстрел погоды не сделал, а вот когда прилетела авиация — это решило судьбу сражения».
Имей доверие Богу, а не самому себе
Уже живя на Афоне в своих проповедях и беседах старец Паисий часто обращался к военному опыту, сравнивая войну физическую и духовную:
«В нашу эпоху отвага является редкостью. Люди замешаны на воде, — говорил старец. — Поэтому если, Боже упаси, начнется война, одни умрут от страха, а у других опустятся руки, потому что они привыкли к хорошей жизни. Страх необходим тогда, когда он помогает человеку обратиться к Богу. Страх же от недостатка веры, недостатка доверия Богу — губителен.
Такой страх изгоняется отвагой. Будем помнить: чем больше человек боится, тем сильнее искушает его враг.
Поэтому я и говорю вам: возделывайте жертвенность, братскую любовь. Пусть каждый из вас достигнет состояния духовного, чтобы, оказавшись в трудной ситуации, вы смогли выбраться из нее. Не находясь в духовном состоянии, человек трусит, потому что любит самого себя. Он может и отречься от Христа, предать Его.
Воин должен радоваться, что умирает ради того, чтобы не умирали другие. Если расположить себя подобным образом, то ничего не страшно. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага. Но сегодня люди и слышать не хотят о смерти. Однако тот, кто не помнит о смерти, живет вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, находятся в духовном застое. Люди же дерзновенные, полагая перед собой смерть и постоянно думая о ней, побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости.
Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе».

