Дни особого поминовения умерших – Родительские субботы и Радоница. Почему их особенно выделяют в календаре? Можно ли ходить на кладбище на Пасху? Рассказывает священник Сергий Круглов.

Здравствуйте! Во время Великого поста есть несколько особых дней, их называют Родительскими субботами. Это дни, когда поминают умерших родственников. Есть и специальные дни, когда верующих призывают ходить на кладбище. Их несколько в календаре, но они всегда не на Пасху. Почему так? Что такое Родительская суббота? Что такое Радоница? Об этом мы говорим со священником Сергием Кругловым. Здравствуйте, отец Сергий!

Здравствуйте, дорогие друзья.

Расскажите, пожалуйста, откуда взялись Родительские субботы и почему так особо выделяют в календаре эти дни?

То, что суббота – день сугубого поминовения усопших, – это неудивительно. Начнем с того, что Церковь глубоко почитает день субботний. Это укоренено в Священном Писании, это Библейская заповедь: «Помни день субботний». Кроме того, у христианина есть особый повод, чтобы чтить его. Это тот день, когда после Своего распятия, после смерти на Кресте Господь сошел душой Своей во ад, как говорит нам Предание Церкви, и вывел пребывавших там праведных людей на свободу. По крайней мере, тех, кто хотел выйти. Классический сюжет православной иконы Воскресения Христова – это не тот, где Господь с флагом в руке и белых одеждах. Он более поздний и пришел к нам из западной традиции. А классический сюжет Пасхальной иконы – это изображение Сошествия во ад. Когда Христос в Своем сиянии стоит на сломанных вратах ада.

На этих иконах Господь подает праведникам руку и выводит их на свободу.

Да. И все это происходит накануне воскресного дня. Причем суббота – это тоже праздничный день. Великим постом и по субботам, и по воскресеньям всегда служится Божественная литургия, что само по себе означает праздник, торжество. В пост в будние дни обычная Литургия не служится, если нет большого праздника. Но суббота – другое дело. В этот день каждый имеет возможность быть на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургий. Не просто попросить кого-то помолиться за своих родных. Но есть возможность лично принять участие в молитве.

И это очень важный момент.

Почему мы поминаем своих усопших?

Любой человек сталкивается с тайной смерти и горюет об уходе близких. Поэтому представление о том, что есть какая-то жизнь после смерти, или надежда на такую жизнь встречается в самых разных культурах и религиях. Есть она даже и у людей внешне не религиозных.

В чем же тогда особенность именно православного поминовения?

Особенность православного, христианского поминовения именно в том, что Церковь едина. Жизнь вечна, Церковь едина.

То есть нет живых и мертвых?

Да, и когда мы поминаем на Литургии наших усопших, мы не просто их поминаем, мы молимся вместе с ними. Они здесь, рядом с нами, они живые. Для чего иконы в храмах представлены? Казалось бы, можно было и без них обойтись, не расписывать стены и иконостас. Но иконы – символ того, что святые, ангелы, все, кто представлен на иконах, - они тоже здесь. И они составляют с нами единую Церковь. Господь создал именно такую Церковь. Смерти нет – есть жизнь вечная, которая совсем скоро, во Втором пришествии Христовом полностью разрешится и будет жительствовать. Очень важно, что во время Божественной литургии мы не просто поминаем усопших, мы чем-то делимся с ними, молимся вместе с ними.

Почему же тогда на Пасху не поминают усопших?

Пасха – это Праздник праздников, Торжество из торжеств, которое говорит о самом главном: жизнь победила, смерти нет. Парадокс: она пока еще есть, но ее на самом деле уже нет. Христос уже победил смерть. И каждый из нас, кто хочет идти за Ним, уже имеет эту жизнь вечную. Поэтому в самый главный Праздник мы просто не вспоминаем смерти, для нас все живы. Поэтому в Церкви на Пасху не принято заупокойных служб. И уж тем более – служб в том роде, как это укоренилось в последние десятилетия: с печалью, скорбью, трагизмом. Мы знаем, что в более древних православных культурах, например, в греческой, эфиопской, заупокойные песнопения более оптимистичны. Человека провожают молитвой: наконец-то его душа сможет отдохнуть. У нас же в результате обмирщения прощание стало совсем скорбным, сентиментальным, марш Шопена заунывный стал звучать... На самом же деле заупокойная молитва – скорбная, но при этом бодрая, радостная. Это пасхальная молитва, ведь человек провожается в жизнь вечную.

Когда же в таком случае нужно идти на кладбище? После Пасхи?

Да, после Пасхальной недели. Понятно, что даже если человек – христианин, и хорошо осознает все, о чем мы говорили, ему все равно хочется как-то особенно помянуть усопших близких. Ведь в земной жизни этого человека уже нет с нами рядом. Поэтому хочется сходить на кладбище. Для этого выделен особый день, родительский день – Радоница. Когда проходит Пасхальная неделя, следующий за ней ближайший вторник – это Радоница. В этот день и приходят на кладбище. Хотя, конечно, христиане понимают, что самое главное место встречи с нашими усопшими – это храм Божий, это наша молитва. Но тем не менее, земля – это тоже святыня. И наша память, наше теплое человеческое отношение – все это тоже освящено Христом.

Любовь к отеческим гробам, как у Пушкина сказано.

Да, и это хорошо. Конечно, на кладбище тоже все должно быть в меру. Нельзя устраивать на могилке пикник или попойку. Самое главное – прийти туда помолиться. Предаться теплым воспоминаниям об усопшем, поговорить о нем, если вы пришли вместе с семьей. Есть очень хороший обычай в этот день – приглашать священника на могилку. Он приходит, служит заупокойную литию. Все песнопения этой литии – они тоже пасхальные. Все начинается с тропаря «Христос воскресе из мертвых…». Это бодрое, радостное поминовение.

Спасибо большое за разговор. Надеюсь, он поможет нам разобраться, когда и как поминать наших умерших родных, а когда все же в первую очередь помнить о том, что у Бога все живы. До новых встреч в эфире!

3
0
Сохранить
Поделиться: