— Владыка, в Русской Православной Церкви столетие прославления Серафима Саровского по праву считается главным событием текущего года. А как объяснить значение это праздника людям нецерковным или малоцерковным? Почему именно преподобному Серафиму уделяется такое внимание?

— Безусловно, столетие прославления Серафима Саровского — самый важный для Церкви праздник в 2003 году. Но не только для Церкви. Мне кажется, что он имеет огромное значение для всей полноты нашей земли, для всего нашего Отечества. Почему? Фактически в каждом доме православного христианина на Руси есть икона преподобного Серафима Саровского. С этим святым у многих людей связано очень многое. Именно его житие, его наставления, его молитвы и молитвенное обращение к нему нравственно очищают, помогают обрести внутреннюю силу, внутреннюю крепость для нашей непростой жизни. Мы до сих пор переживаем смутное время. Десятки миллионов людей были сорваны с насиженных мест, многие лишились работы и возможности реализовывать себя в полученной профессии и проч. — практически во всех сферах жизни произошли очень резкие изменения. Конечно, на этом переломном моменте людям не просто. Всем нам — и тем, кто ощущает потребность в христианской церковной жизни, и тем, кто пока делает лишь первые неуверенные шаги к Богу — необходима духовная поддержка, духовные силы. И такая сила есть в святых, такая сила безусловно есть в житии преподобного Серафима.

Епископ Георгий (Данилов) родился 14 августа 1964 года в г. Жлобин Гомельской области, республики Беларусь. С мая 1984 по июнь 1986 года проходил срочную службу в Вооруженных Силах. В 1986 году поступил в Московскую Духовную Семинарию. В ноябре 1988 года — был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.22 декабря 1989 года пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца). В июне 1990 года закончил Московскую Духовную Семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. 9 апреля 1991 года рукоположен в сан иеромонаха. В январе 1993 года назначен экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В июне 1995 года закончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Церкви, тема кандидатской диссертации «Житие и Патриаршее служение Святителя Тихона (Белавина)». С августа 1995 года читал курс византологии в Московской Духовной Семинарии. 31 мая 2002 года назначен экономом объединенного хозяйства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года архимандрит Георгий, эконом Троице-Сергиевой Лавры, назначен на Нижегородскую кафедру. Наречение и хиротония (рукоположение) состоялись в Москве. Архиерейская хиротония совершена во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя 2 февраля 2003 года под руководством Святейшего Патриарха Алексия II.

— И все-таки это тоже больше относится к людям церковным...

— А где та граница, которая сегодня отделяет церковных людей от малоцерковных? Или малоцерковных от тех, кто делает самые первые шаги к Богу? Не создаем ли мы такие искусственные деления и разделения? Ведь на самом деле сейчас уже мало кто остался на резко антицерковных позициях...

Если все же говорить о значимости праздника для всех наших соотечественников, то она, безусловно, ощущается не только в собственно церковной среде: в преддверии торжеств вышло постановление правительства о создании организационного комитета по оказанию содействия Русской Православной Церкви в праздновании столетия канонизации. Сопредседателями этого комитета являются митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх в Белоруссии и Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Владиленович Кириенко. Это, как сейчас принято говорить в прессе, факт беспрецедентный. И свидетельствует, на мой взгляд, о том, что столетие канонизации воспринимается не только как внутрицерковное событие, но имеет огромное значение для общества в целом.

Празднование будет сопровождаться не только церковными богослужениями и крестными ходами, но и конференциями, выставками, открытыми уроками в учебных заведениях. Посвященные этой годовщине мероприятия пройдут в разных областях России и в Украине, где также будут очень широко отмечать день памяти Серафима Саровского.

Поэтому, как мне кажется, называть празднование столетия прославления Серафима Саровского чисто церковным праздником неверно. В Дивеево собираются прибыть многие иностранные знатные гости: как официальные представители различных Церквей и государств, так и простые паломники.

— Известно, что в традициях русского старчества — духовное руководство не только монахами, но и мирянами. К преподобному Серафиму Саровскому приходили сотни, тысячи простых людей. Как Вы думаете, почему такая традиция сложилась?

— Традиция русского старчества складывалась на протяжении столетий. Истоками этой традиции стали как дух пустынножительного монашества, так и стремление к служению всем людям. Отсюда и та уникальность русской монашеской традиции, о которой вы сказали. Думаю, причин здесь множество и кратко на этот вопрос ответить не получится. Поэтому я бы сейчас хотел подчеркнуть вот что. Во-первых, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский являются типичным проявлением святости и подвижничества первых веков христианства — той силы духа, силы молитвы, которая была присуща раннехристианской общине. Во-вторых, они являются воплощением того внутреннего мира русского человека, того потерянного «града Китежа», о котором мы все сегодня тоскуем. Преподобный Серафим — это мы, только очищенные от грязи, от греха, от беззакония. Он такой же добрый, милосердный, сострадательный, неунывающий... Хотя по житию мы знаем, сколько всего ему пришлось перенести. Это и есть сила русского духа...

— Владыка, Вы общаетесь со многими людьми, разными и по духовному развитию, и по социальному положению. Как Вы думаете, насколько все они — мы — действительно понимают важность происходящих сейчас событий, связанных с этим замечательным празднованием?

— Конечно, не стоит ни впадать в эйфорию и рисовать все в таком розовом свете всеобщего глубокого понимания и радости, ни жаловаться на то, что все плохо и никто ничего не понимает. Мне приходится встречать разное отношение к празднованию столетия канонизации Серафима Саровского, разные мотивации участия людей в этом грандиозном событии. Думаю, что это тоже естественный процесс, если угодно, становления жизни — у многих людей идет внутренняя борьба: куда пойти, зачем это нужно и т. д. Приходится много трудиться, чтобы разъяснить, показать, а самое главное, дать людям почувствовать, что это им нужно, что наше возрождение возможно — через преподобного Серафима, через возрождение храмов в Сарове, через воссоздание обители в Дивеево, восстановление Богородичной канавки. И кроме пользы, кроме блага, кроме чистоты и радости это ничего не принесет. Нам очень нужно, чтобы преподобный Серафим был с нами, чтобы он обратился бы к нам со словами пасхального приветствия «Христос Воскресе, радость моя!» В наше жесткое, а порой и жестокое время, очень важно, чтобы кто-то мог сказать человеку именно эти слова.

— Но ведь не все готовы сразу почувствовать, понять и принять даже эту любовь.

— Любовь вообще бывает сложно понять... Конечно, не всегда встречается чувство приверженности корням, традициям, древности. Семидесятилетний пожар оставил свой след. Но и здесь тоже важно не осуждать наших родителей, близких. Хотя и принимать все их поступки тоже не следует. И все же главное понимать, что грустные страницы нашего прошлого — это наша общая беда.

Как лечить эти раны? Мне кажется, что подчас стоит даже не говорить и убеждать — словесно, интеллектуально, — а просто дать возможность человеку пережить какие-то чувства, познакомиться со святыми местами, хранящими память о преподобном. От многословия не бывает пользы. Лучше просто приехать сюда, в Дивеево, помолиться, побыть, поучаствовать в Таинстве. И сама атмосфера, само присутствие преподобного Серафима, которое, на мой взгляд, живо ощущается и переживается здесь, — все это гораздо убедительнее и действеннее любых дискуссий.

— Образ преподобного Серафима действительно чрезвычайно привлекателен для людей. Может быть, поэтому существует множество рассказов, передающихся из уст в уста, кочующих из одного издания в другое, при этом их источник не всегда понятен, часто попросту неизвестен. Как относиться к таким текстам?

— Всему верить нельзя. Сегодня нередко от имени Церкви выступают люди, не имеющие к ней никакого отношения. Иной раз можно встретить просто психически неуравновешенных людей, которые начинают что то вещать от имени монастыря и т. д. Даже здесь, в Дивеево, кто-то издает книги, которые не благословлены ни Святейшим Патриархом, ни епископом, ни монастырем. В таких книжках всегда много невероятных чудес и всевозможных пророчеств, которые, кроме смущения или недоверия, никаких иных чувств вызвать не могут. Поэтому, как мне кажется, нужно быть очень осторожным, очень внимательным. Многие хотят «пристроиться» к имени преподобного Серафима, к Дивеевскому монастырю. Мы, конечно, выступаем против этого и очень надеемся на взвешенность и трезвость нашего народа.

— Владыка, даже сегодня еще многие считают, что православие — удел людей пожилого и старшего возраста...

— ... И это тоже некий миф, который, я надеюсь, будет развеян — и не без участия преподобного Серафима. С самого начала подготовки к встрече столетия прославления в епархию обращаются различные организации, которые хотят провести свои мероприятия, связанные, с празднованием. В числе этих организаций много молодежных. Кто-то хочет потрудиться в монастыре, кто-то — часовенку поставить, кто-то просто приехать и участвовать в торжествах. Многие просят помочь в организации школьных конкурсов, связанных с празднованием. Я мог бы привести еще множество подобных примеров. Но все они свидетельствуют об очень активном участии именно молодежи в православной жизни современной России.

— Мне бы еще очень хотелось — если позволите — задать Вам личный вопрос: Вы провели много лет в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а теперь оказались на святой саровской земле. Какие чувства вызвал подобный «переезд»?

— Знаете, когда я узнал о решении Святейшего Патриарха, о решении Синода, сначала мое сердце посетила такая легкая грусть. Чисто по-человечески это вызывало некоторое смущение: в молодом возрасте я переступил порог Сергиевой Лавры, и сердце мое навсегда в ней осталось. Но есть церковные традиции, церковное благословение, то есть благословение Божие. И сегодня в моем сердце нет грусти, нет печали, я по-прежнему люблю Сергиеву обитель, она мне как мать, как родина. Но нижегородская земля — это земля со своими древними традициями, богатейшим духовным и культурным наследием. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский, на мой взгляд, чрезвычайно духовно близки. Поэтому я не чувствую себя оторванным от корней, не ощущаю потери. Наоборот, здесь я очень многое приобрел. И верю, что получу здесь силы жить, трудиться, радоваться.

— Владыка, конечно, на торжества приедут многие. Но далеко не все желающие. С какими словами Вы бы обратились к тем, кто по разным причинам не сможет оказаться здесь этим летом?

— Дорогие братья и сестры! Праздник столетия прославления Серафима Саровского является лишь одной из вех нашего духовного возрождения. У кого не будет возможности в этом году прибыть в обитель помолиться, обратитесь с молитвой к преподобному Серафиму. И он обязательно вас услышит и вам поможет. Христос Воскресе, дорогие мои!

Дивеево, апрель 2003 года

1
0
Сохранить
Поделиться: