Очерк Елены Зелинской восстанавливает подлинную послереволюционную историю монастыря, описанного в «Беге» Булгакова

«Сейчас, когда персонажи «Бега» вошли в сонм героев литературного и кинематографического Олимпа, трудно представить, что каждый из них имел реального прототипа, а события, вплоть до самых невероятных, происходили в действительности. — предваряет свой очерк в мартовском номере журнала "Фома" Елена Зелинская. — Это касается и места действия. В том числе и монастыря "где-то в Северной Таврии". По исторической хронологии, по тому, что монастырей с пещерами — «хор монахов в подземелье поет глухо», — в этой местности больше не было, понятно, что Булгаков описывает Григорие-Бизюков монастырь, который располагался у переправы через Днепр, на пересечении военных дорог. Михаил Булгаков писал пьесу о русском исходе, сотворяя из впечатлений, воспоминаний, жизненных историй, картину невероятной художественной силы. Любопытно, однако, приподнять занавес и посмотреть, как было на самом деле».

Главным героем очерка является игумен монастыря, коим с 1916 по 1920 был 40-летний отец Варсонофий (Юрченко) (1880 — 1954 гг.), прославленный ныне в лике исповедников Херсонской епархии Украинской православной церкви. На страницах пьесы этот персонаж появляется пять или шесть раз. С помощью нескольких реплик Булгаков рисует образ жалкого, перепуганного, не блещущего умом начетчика. Однако такой взгляд на о. Варсонофия остаётся исключительно на совести автора пьесы, который столь же вольно обошёлся со многими героями своего произведения, имевшими прототипов (например, генералами Улагаем и Слащёвым). Обратясь к историческим фактам, Елена Зелинская возвращает читателям иной, подлинный, подкреплённый изучением документов, свидетельств и жизненных обстоятельств образ святого Варсонофия Херсонского.

Читать очерк на сайте "Фомы"

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.