Крест или не крест?

Михаил Зеленый об испытаниях и следовании за Христом

После прочтения колонки Виталия Каплана «Сколько весит крест?» я решил не то что бы поспорить с ней, но слегка ее дополнить.

Думаю, не стоит рассматривать Крест как средство своего рода «духовной тренировки», посылаемое нам Господом. Да, разумеется, Господь может посылать нам скорби и испытания как для нашего испытания, так в качестве стимула для нашего духовного развития («ибо кого любит Господь, того наказывает» — Притчи 3:12), но, на мой взгляд, все-таки необходимо разделять их — и собственно Крест.

Каков евангельский контекст слов Христовых о крестоношении? За ними следуют (во всяком случае, у евангелистов Марка и Луки) слова о том, что кто постыдится Христа и Его слов, того и Он постыдится, когда придет во славе Своей. Суть в том, что с пришествием Христовым изменяется критерий принадлежности к избранному Народу Божию, которому, по словам апостола Павла (Рим.9:4) «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования»: теперь это уже не принадлежность к потомству Авраама по плоти, а вера Иисуса как в Мессию, следование за Ним: кто следует за Христом — тот наследует обетования и обретает спасение, а кто не следует за Ним — тот их утрачивает (это то, что впоследствии у апостола Павла называлось «спасением не делами закона, а верой в Иисуса Христа», поскольку такие «дела закона», как обрезание, соблюдение законов ритуальной чистоты или субботы выражали исповедание принадлежности к избранному народу).

Так происходит потому, что служение Христа — это «новый Исход». Подобно тому, как тот, кто не последовал за Моисеем, с неизбежностью оставался в рабстве египетском, так и тот, кто не следует за Христом, остается в рабстве греху и смерти.

Но так как иудейская элита (и старейшины храмового священства, и книжники, и «независимые» ревнители благочестия — фарисеи) Иисуса как Мессию не принимает, а языческим властям никакой независимый от них Царь Израилев, разумеется, не нужен, Его служение неизбежно приводит ко Кресту. Соответственно, и тот, кто решится последовать за Ним, должен быть готов к тому, что и его будут гнать и преследовать («Если Меня гнали — и вас будут гнать»: Ин.15:20), может быть, даже до смерти — поэтому Христос и призывает их быть готовыми к несению своего Креста, то есть к верности Ему «даже до смерти».

Итак, в прямом смысле Крест — это гонения, страдания поношения, скорби и тому подобное, которые человек должен быть готов перенести, если решился пойти за Христом.

Но ограничивается ли всё только страданиями «за само имя Христово»? Как быть, если за веру во Христа уже давно никого не гонят? Думаю, что нет, не ограничивается. Можно сказать, что Крест — это все скорби, являющиеся прямым следствием исполнения заповедей Господних.

Рассмотрим такой пример: беременной женщине после УЗИ говорят, что дитя, которое она носит, имеет тяжелые дефекты, и предлагают сделать аборт (для определенности будем говорить не о сомнительных случаях, а о тех, когда все ясно — скажем, УЗИ показало отсутствие конечностей). Но аборт — это нарушение заповеди «не убий», и потому для верующей женщины тут нет выбора, рожать ей или нет. Она рожает тяжелобольного ребенка и растит его, испытывая немалые трудности, а зачастую и перенося многочисленные скорби. Что это — Крест или нет? Думаю, что Крест: следовать за Христом означает исполнять Его заповеди, а нарушить их, совершив тяжкий грех, по сути дела означает отречься от Него.

Если выбор стоит между грехом и страданием (например, поступить по правде и получить массу проблем либо смириться с неправдой, но облегчить себе тем самым жизнь), то в широком смысле можно считать это Крестом.

Но как быть тогда, когда нет прямой причинно-следственной связи между страданиями и следованием Заповедям Господним? Мне думается, что в таких случаях скорее применимы другие слова Священного Писания — не о несении Креста, а «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» из послания апостола Иакова (1:2-4). Такого рода искушения и испытания действительно могут восприниматься как то, с помощью чего Бог нас учит, как стимул для духовного роста, средство для движения вперед. Однако в строгом смысле слова это не Крест.

Кроме того, не следует отождествлять прохождение пути спасения со своего рода «духовной тренировкой»: мы спасаемся не за свои заслуги или подвиги, не за то, что стали «духовными гигантами», а лишь по милости и любви Божией. Спасение — это дар свыше, а нашими подвигами, нашими делами, нашим стремлением исполнять заповеди — мы выражаем Богу нашу благодарность и верность. И бояться следует не того, что мы «не потянем» тот груз, который Бог вручил нам нести (и тем самым не понесем данного нам Креста), а исключительно одного — неверности Богу, измены Ему, проявляющейся в том, что мы не следуем Его заповедям. Но даже если, впав в тяжкий грех, изменим Ему (а то и впрямую отречемся) — не надо отчаиваться: всегда остается открытой возможность деятельного покаяния, ибо «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2-е Тимофею 2:13)

Бывают страдания и скорби, являющиеся следствием того, что мы идем путем Господним, бывают такие, что посылаются нам как испытания для нашего духовного возрастания (и при этом мы чаще всего не видим причинно-следственную связь между ними и нашим праведным либо неправедным поведением), а бывают и такие, что являются горьким плодом греховных дел. Перенесение первых является несением Креста, вторые надо стараться перенести так, чтобы получить от этого духовную пользу, а в последнем случае правильным отношением будет только одно — сказать Богу «праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны» (Дан. 3:27), то есть, иными словами, воспринять их как призыв к покаянию, ибо Господь для того их нам и попускает.

Итак, не всякая скорбь — Крест, хотя и не всякая есть наказание за грехи. Но думается мне, что правильнее всего воспринимать каждую скорбь как посланную нам Богом (не стоит забывать, что и волос с головы без Его воли не упадет). Что это: Крест или не Крест, для «научения» та или иная скорбь послана либо как наказание за грех —  такими вопросами не стоит и задаваться. Важнее другое: переносить их надо в хождении пред Богом, будучи сердцем своим открытым Ему. Поэтому необходимо внимательно относиться к любой ситуации, которую создает тебе Бог: возможно, в ней ответ на то, что ты спрашивал у Него в молитве (скажем, если просишь смирения, понимай, что ответ может быть такими, что тебя оболгут, оплюют, оклевещут, высмеют и обольют грязью).

И даже если человек грешит и не видит возможности прервать греховную зависимость, он может вопиять: «Господи, потерпи на мне и вся Ти воздам». Главное — и в падении не отворачиваться от Бога, не бежать от Него в кусты, как Адам. Тогда и Бог не отвернется от нас…

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.