Икона великомученика Георгия со сценами жития

Суть вещей

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим об иконе великомученика Георгия со сценами жития.

Двусторонняя резная икона XIII века.

Материалы: дерево, темпера (краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов).

Икона подобного вида сохранилась в единственном экземпляре.

Икона

В центре иконы — раскрашенный горельеф с образом великомученика Георгия Победоносца в окружении писаных сюжетов из его жития. Из двенадцати сюжетов-клейм сохранились девять.

Оборот иконы

Фото Юлии Маковейчук

На обороте иконы изображены великомученица Марина (слева) и святая Ирина (предположительно).

Зачастую двусторонние иконы использовались в крестных ходах, чтобы люди могли видеть образ Христа, Богородицы или святого с обеих сторон. Такие иконы называются выносными или процессионными.

Житийная икона —

иконописное произведение, в среднике (центре) которого изображен святой, а по периметру в отдельных клеймах (композициях) находятся сюжеты его жития (жизни). У ног святого изображен портрет женщины-ктитора — жертвователя, на чьи деньги была изготовлена икона. Ее имя не сохранилось. Предположительно, это портрет Ирины Комниной Дукены, супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня.

Ирина Комнина Дукена —

Фото Юлии Маковейчук

болгарская царица, супруга царя Ивана II Асеня (1218–1241), дочь фессалоникийского императора Феодора Дуки Комнина (1224–1230). Вышла замуж за овдовевшего болгарского царя в 1237 г. в обмен на освобождение из болгарского плена отца и братьев. Родила сына Михаила и дочерей Феодору и Марию. После смерти мужа некоторое время управляла Болгарией как регентша своего малолетнего сына Михаила II Асеня (1246–1257). В 1241 г. вернулась в Фессалоники к своему брату Иоанну, приняла монашеский постриг с именем Ксения.

Иконографическая программа:

Заказчица иконы молится святому Георгию, который в свою очередь передает ее молитвы ко Христу. Получается цепочка: человек — святой — Бог.
В византийской традиции ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой.

Икона в России:

Фото Юлии Маковейчук

В 2017 году с 8 февраля по 9 апреля в рамках культурного обмена икону Георгия Победоносца привезли в Третьяковскую галерею в составе выставки «Шедевры Византии».

Где и кем изготовлена:

Икона изготовлена в XIII веке в одной из мастерских крестоносцев. Это мастерские, в которых работали одновременно византийские и западные мастера. Они соединяли в себе черты европейского и византийского искусства.

Где хранится:

Фото Dimitris Kamaras/Wikimedia Commons/CC BY 2.0

Икона хранится в Византийском и Христианском музее в Афинах. Музей основан в 1914 году и насчитывает более 25 тысяч экспонатов византийского и христианского искусства.

Образ великомученика Георгия в геральдике

На Руси почитание святого с самого начало было велико и ассоциировалось с воинским подвигом и ратной славой. Князь Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий в честь великомученика. Изображение святого становится символическим и нарицательным — оно встречается на печатях, монетах и гербах.

Первое официальное описание Московского герба 1781 года гласит:

«Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием черного змия».

Вы можете скачать и распечатать:

 

Читайте также:

3 главных экспоната выставки «Шедевры Византии» + фотогалерея всех экспонатов выставки

Для коллажа на заставке использованы фотографии Юлии Маковейчук

Май 2017 (169) №5
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.