О том, что известный музыкант и исполнитель, лидер группы «Кино» Виктор Цой был еще и художником, сегодня знают если не все, то многие из тех, кого вообще интересует его творчество. Однако в большинстве своем, представление о Цое – художнике складывается по его небольшим рисункам-юморескам, которые уже давно разошлись по Интернету.
Тем интереснее стало знакомство с более серьезными художественными работами лидера «Кино», которые показали на выставке-байопике «Виктор Цой. Путь героя» в столичном «Манеже».
Однако прежде чем рассказать о картинах Цоя, отметим, что в отличие от своей музыкальной деятельности, которая, по сути, никогда не была оформлена официально, в других сферах мастером он бы вполне легальным: учился на художника-оформителя в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова, а также получил специальность резчика по дереву в СПТУ-61.
В тоже время, как отметили организаторы выставки, Цой «никогда не стремился к получению статуса художника, не пытался попасть в Союз художников, чтобы получить мастерскую или талоны на краску».
«Его стремление созидать – во всех возможных формах – было естественным порывом, который существовал вопреки обстоятельствам», – подчеркнули организаторы экспозиции.
И вот, на фоне большого количества юмористических зарисовок, в художественном творчестве Цоя выделяется несколько работ, объединенных одной темой – жизнь как путь.
Впервые тема дороги появилась в его творчестве в 1988 году на картинах «Колхозница» и «Фантом». При этом на второй из них изображен либо сам Виктор, либо призрак. А за окном, как и в других полотнах на эту тему, – абстрактный пейзаж.
Чуть позже Цой создает полотно «Мегаполис», в котором хотя и нет темы конкретного водителя, но снова есть тема дороги. Эту картину Виктор написал по мотивам популярного в 1980-х документального фильма «Коянискацци».
Ну а уже в конце 1989-го Цой создает две версии «Дороги»: одну из них на холсте, а вот другую, и это очень оригинально, на обычной кухонной клеенке.
Считается, что на обеих картинах Цой поместил в водительское кресло самого себя. Во многом пророчески, если вспомнить как он погибнул спустя всего несколько месяцев после этого.
Кстати, создание оригинальных работ на практически любом материале, было для Цоя делом довольно простым. Так, к примеру, чуть ранее – в 1988-м, буквально из ничего, на обычном целлофане Виктор создал еще две интересные работы, также во многом связынные с темой пути, – «Улица» и «Лабиринт».
И где-то там, в этом лабиринте, вероятно, заблудился сам Виктор. По крайней мере, созданный им образ очень похож на него самого.
Интересным является и тот факт, что средства для работы, в частности акриловые краски и фломастеры, Виктор привозил из зарубежных поездок, т.к. достать их тогда в СССР было практически невозможно…
И все-таки, возвращаясь к теме дороги/пути, нельзя не заметить определенной любви к ней со стороны Цоя. Как утверждают организаторы выставки, даже последней написанной Виктором работой стала именно «Дорога».
Куда шел и ехал в своих работах по этой дороге Цой, сказать сейчас трудно, возможно в вечность, т.к. в этом плане на его полотнах не видно конкретики, но всегда присутствует загадочная абстракция. И если это, хотя бы в какой-то мере именно так, то это очень близко христианству, которое настаивает, что наша теперешняя, земная жизнь – совсем не конец, а такая же дорога. Жизнь как путь в вечность.