В книге Бытия описывается заключение вечного завета Бога с Авраамом. В чем его смысл? Какое развитие этот эпизод нашел в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».
Что за завет?
Когда Авраму было девяносто девять лет, ему явился Бог и установил с ним и его потомками завет: …ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будут тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; …завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя(Быт 17:4–7).
Что происходило перед заключением завета?
За 24 года до заключения завета, когда Авраму исполнилось 75 лет, Бог призвал его переселиться вместе с женой Сарой и племянником Лотом из Харрана, где был погребен отец Аврама, в Ханаан (в Палестину): пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе(Быт 12:1). Аврам не был кочевником, переходившим с места на место, поэтому бросить привычное место и уйти ему было, наверное, не легче, чем любому из нас. Но он повиновался, потому что поверил.
Уже тогда Бог пообещал Авраму: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:2–3). Также Господь сказал, что от наследника Аврама будет столько потомства, сколько звезд на небе.
Однако когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, наследник у них еще не родился. Тогда Господь снова обратился к Авраму и еще раз подтвердил свое обещание: …Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; ипоставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя (Быт 17:1–2). В Писании сказано, что Аврам с благоговением пал ниц, и Господь подробно раскрыл ему Свой завет.
Что было обещано Аврааму Богом?
Бог благословил Аврама сделаться родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих. В соответствии с этим обстоятельством Господь дал Авраму, что переводится как «отец высок» имя Авраам, которое означает «отец множества народов». Бог завещал ему и его потомкам в вечное владение ханаанскую землю и наказал назвать Исааком сына Сары, на потомков которого должен был распространиться завет. Сару, что в переводе значит «госпожа моя», Бог переименовал в Сарру — «госпожа множества».
Также Господь пообещал Аврааму быть его Богом, то есть иметь о нем особое попечение: Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя (Быт 17:7). Это указывает на особую честь и одновременно особую ответственность нового богоизбранного народа.
В ответ на обещанные блага Господь требует от Авраама одного: ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). Выражение «ходить пред Богом» в Ветхом Завете означает веру, благочестивую жизнь, доверие Богу и преданность Ему. До истории с Авраамом оно употребляется в Библии по отношению к таким библейским праведникам, как Енох и Ной.
Также от Авраама и его потомков требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, печатью, свидетельствующей о заключении завета с Богом. Таким знаком по повелению Господа стало обрезание крайней плоти. Его необходимо было совершать над мальчиками в восьмой день от рождения. Это касалось и детей слуг и рабов, которые также принимали участие в завете, будучи частью народа Авраама.
Как завет с Авраамом отразился в Новом Завете?
Завет с Авраамом отличается от завета с Ноем, о котором мы писали ранее, тем, что он заключается уже не со всем человечеством, а только с Авраамом и его потомками. Однако его глубинный смысл не связан с конкретной национальностью. Ты будешь отцом множества народов… (Быт 17:4) — говорит Бог Аврааму, и речь здесь идет, как отмечает апостол Павел, не столько о потомках Авраама по плоти, сколько о тех, кто разделит веру Авраама: Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:8–9). Народы, о которых говорится в завете, это все верующие в Божии обетования, которые во всей полноте будут явлены миру в Иисусе Христе.
Обещание передать потомкам Авраама во владение ханаанскую землю также не стоит рассматривать только в привязке к определенной территории. В своем буквальном смысле это обетование исполнилось еще до пришествия Спасителя. Эта обещанная, или, иначе, обетованная земля, по мнению отцов Церкви, — прообраз Царствия Небесного. Другими словами, в завете Бога с Авраамом речь идет о возвращении человечеству, принявшему истинную веру, потерянного рая и близости с Богом.
Предзнаменовательный характер имеет и обрезание, которое получает свое духовное раскрытие в Новом Завете. Апостол Павел в Послании к Колоссянам указывал, что плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем (во Христе. — Прим. ред) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11), а в Послании к Римлянам он подчеркивает новый смысл обрезания как то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве (Рим 2:29). Обряд обрезания, бывший символическим знаком завета с Авраамом, указывает на таинство Крещения, которое вводит человека в новый завет с Богом.
В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?
Завет Бога с Авраамом продолжил осуществление Божественного обетования о спасении людей, данного еще в раю. Господь производит от Авраама новый народ, в котором позже родится Мессия и Спаситель человечества.
Но, как и все библейские события, Завет с Авраамом имеет не только конкретно-историческое, но и духовное, богословское измерение. Он распространяется не только на древний Израиль, но и на всех истинно верующих, напоминает о важности крепкой веры в Бога и доверия Ему. Именно тема веры Авраама, которая вменилась ему в праведность (ср. Быт 15:6) настойчиво звучит в апостольских посланиях. …Не вотношении кнему одному написано, что вменилось ему, — пишет о вере Авраама апостол Павел, — но ивотношении кнам; вменится инам, верующим вТого, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши ивоскрес для оправдания нашего (Рим 4:23–25).
Вера Авраама, ставшая основанием для заключения завета, не просто теоретическое признание существования Бога. Не пресловутая «вера в душе». Эта практическая, беззаветная вера, которая определяла всю его жизнь, полную испытаний, и подтверждалась делами. Апостол Иаков, подчеркивая, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак 2:17), приводит в пример именно Авраама, вера которого уже после рождения сына Исаака выдержала еще одно тяжелейшее испытание: Господь потребовал принести Исаака в жертву. Доверие Авраама Богу было настолько велико, что он ни минуты не колебался исполнить это повеление. Конечно, Господь не допустил этого. В последнюю секунду Ангел отвел от связанного Исаака занесенную над ним руку Авраама. Зачем это было нужно? Чтобы, по словам апостола, вера Авраама достигла совершенства: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; ибесы веруют, итрепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его иделами вера достигла совершенства? Иисполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, иэто вменилось ему вправедность, ион наречен другом Божиим”. Видите ли, что человек оправдывается делами, ане верою только? (Иак 2:19–24). По примеру Авраама — нашего отца по вере — должны поступать и мы, подтверждая нашу веру делами.