Заниматься только тем, что нравится: как нас жестоко обманывает эта установка - Православный журнал «Фома»
Заниматься только тем, что нравится: как нас жестоко обманывает эта установка

Заниматься только тем, что нравится: как нас жестоко обманывает эта установка

5 мин.
iframe
Код скопирован

Я бы такой заголовок дала всей парадигме современной «глянцевой» психологии. Утрирую, упрощаю — но, кажется, не вру. Это прекрасное новое знание мы подхватили и понесли с восторгом в собственную жизнь и в воспитание детей.

Не хотите делать уроки с детьми? Не делайте! Пусть обретают самостоятельность. Не хотите читать книжку? Не читайте! Лучше мама счастливая, чем озверевшая от нудной «Курочки Рябы»! Лучше пусть ребенок с увлечением лепит пельмени, чем таблицу умножения зубрит — есть и без математики много профессий, что уж.

Собственно, что здесь не так? Со многим я и сама согласна... Но. Проблема в том, что это одновременно и восхитительно полезная правда — и чудовищно вредная ложь. Зависит от того, в каком случае применить. И грань настолько тонка, что применяем мы этот принцип ну очень часто — не к месту и себе во вред. Нет, ладно, не «мы» — просто про себя расскажу.

Вот, например, в детстве мне нравилось рисовать. Я училась в художественной школе и иногда задумывалась, не пойти ли мне «в художники». Но ближе к концу обучения преподаватели сказали, что идти на ближайший худграф бессмысленно, а для поступления в Строгановку или Суриковку стоит все-таки еще попахать — почти год усердно заниматься дополнительно. И как-то вот при слове «пахать» мне сразу разонравилось и рисовать, и быть художником... На энное число лет.

Но лета прошли, а то, что не было реализовано от банальной лени, дает о себе знать. Я периодически рвусь «раздраконить» квартиру акриловой краской (к ужасу домашних), разрисовать фасад (многоквартирного дома) или хотя бы сельский туалет (в цвета «дизайнер поймет, а остальным станет дурно»). Может, оно и неплохо, но чуть более уверенные художественные навыки не помешали бы. Пригодились бы они и в работе: я часто как редактор мучаюсь от того, что вдруг точно понимаю, какая картинка мне нужна, но отрисовать ее на нужном уровне не удается, а заказывать в последний момент уже не у кого.

Примерно об этом мне недавно хорошо сказала учительница по музыке, когда я хотела забирать из музыкальной школы дочь под предлогом, что ей уже не очень нравится.

Заниматься только тем, что нравится: как нас жестоко обманывает эта установка

— Правильно, Елена Константиновна, разумеется, ей не нравится! Занимается-то она мало, уровень еще слабый, а слух и способности хорошие. Конечно, ей ее музыка не нравится! А еще как всякому ребенку не нравятся неудачи — но чтобы были удачи, надо просто заниматься регулярно.

— Но если призвания...

— Призвания! Чтобы точно понять, есть ли призвание к музыке, ей надо выйти на уровень музыки. А не трень-брень. Вот научится лучше играть, послушает себя — тогда поймет, надо ей это, или нет.

В итоге мы забрали ребенка на полтора месяца — подумать. Вернулась она сама, и пока бросать не рвется — разумеется, кроме случаев, когда выпадает разбирать какой-нибудь сложный такт.

Согласитесь, в этом что-то есть. Одно дело, ребенок изначально равнодушен к музыке. Другое — он увлеченно занимается год-другой, а с усложнением программы «сдувается». Родитель думает: «Ну, ему не нравится, поищем что-то другое» — а ребенку не разонравилось само дело, просто пугают трудности, которые нужно помочь преодолеть. Ведь под «лень» и «не хочу» очень часто маскируется страх неудачи.

А часто мама, как человек современный думает: «Да не нравится мне сидеть над его учебниками! Просто у меня такой ребенок — в конце концов, от троек не умирают!» Но там, возможно, «умирает» внутри музыкант, математик или филолог, которому просто вовремя не помогли.

Нам говорят, что правильная мотивация убирает проблему лени. Мол, будет мотивация — и все пойдет само. А если нужно преодоление — значит, вы просто не на том пути. Но знаете, как человек тщеславный я в художественной школе имела достаточно и внешней мотивации — выставки — и внутренней: мне действительно нравилось творить, я использовала под графику каждый лишний клочок бумаги. Правда в том, что преодоление и постоянство — залог любого развития. И, собственно, залог мотивации — устойчивой, а не «Может, попробовать вот это? Ой, как-то сложно...»

Талант — это первоначальный толчок, он дает движение по инерции, а инерция со временем гаснет. Если талант толкнул человека в спорт или искусство, ему все равно потребуются двигатели — усердие, постоянство, новые навыки.

Вероятно, среди современных родителей слишком много тех, кого насильно заставляли восемь классов играть на скрипочке, и потому у них так велик страх «передавить», они готовы бросать вместе с ребенком все занятия при первой сложности — «пропала мотивация». Конечно, это очень полезный опыт и правильное стремление: дать ребенку свободу выбора и самоопределения. Проблема лишь в том, что иногда без некоторых усилий невозможно точно понять: между чем и чем ты выбираешь. Особенно если ты еще юн, самонадеян и беспечен. Здорово, что родители научились давать детям свободу в выборе дорог. Но совсем бросать чадо одного на дороге — рано.

И как человек, который бросал и начинал множество увлечений вполне свободно и без давления взрослых я вижу, что это, конечно, очень многое дает. Но и навык доводить начатое до конца — вещь все-таки очень полезная. А обучаться ей только в тридцать с хвостиком — немного непросто.

И да: проблема для нас, взрослых, как раз в том, что мы часто вообще не хотим обучаться. Это касается не только профессии или нового хобби — здесь как раз еще куда ни шло. Мы не хотим учиться тому, что доставляет малейший дискомфорт и требует хотя бы минимальных усилий: терпению в общении с ближним, самоограничению, самоорганизации, молитве... Мы согласны на «веру в душе» и вместо аскетики «не есть ближних», живущих где-нибудь в Уругвае. Но в том, что касается реальной жизни, все чаще с восторгом применяем бодрые лозунги отдельных популярных психологов с явно непроработанными детскими травмами, которые кричат: «Сложно? А разводись! Не нравится? Да не делай!».

И мы не делаем — не разобравшись, кто же диктует это «не нравится» — действительно «Я» или, по апостолу, «живущий во мне грех»?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (184 голосов, средняя: 4,84 из 5)
Загрузка...
6 мая 2022
Поделиться:

  • Марина
    Марина1 год назадОтветить

    Ольга:

    " Занимаемся музыкой для того, чтобы не только развивать интеллект, но и учиться познавать красоту богослужения "(с)
    ---------------------------
    Очень хорошо слушать музыку всей семьёй за лепкой пельменей, например.
    Тогда не возникнет внутреннего конфликта. Кстати, и таблицу умножения можно в процессе повторять. Для тренировки памяти.

  • Ольга
    Ольга1 год назадОтветить

    Уважаемая Елена! Очень благодарна вам за статью! Обязательно прочитаю её своим старшим детям, которые иногда не понимают, почему я настаиваю на продолжении обучения в доп образовании. Моя мотивация для них такова: занимаемся спортом мы не ради достижений, а ради здоровья и заниматься им мы будем всю жизнь. Занимаемся музыкой для того, чтобы не только развивать интеллект, но и учиться познавать красоту богослужения и, как приятный немаловажный бонус, иметь в руках ещё одно дополнительное ремесло, возможность заработать деньги, пусть небольшие, но для женщины с маленькими детьми на руках это будет очень актуально.
    Вы, Елена, словами коротко и просто описали то, что я пытаюсь донести детям, а они не всегда могут понять в силу возраста, возможно... Огромное вам спасибо!

  • Марина
    Марина1 год назадОтветить

    " Талант - это первоначальный толчок, он даёт движение по инерции, а движение со временем гаснет ". Автор.

    Уважаемая Елена! " Талант - это врождённые качества, особые природные способности "(с) А " толчок - резкий, короткий толкающий удар "(с) в прямом значении (1)
    Или: " То, что вызывает что-н., побуждает к чему-н." ( в переносном значении )

    Талант не всегда даёт импульс к его развитию. Можно, например, и " зарыть талант в землю ".
    Что касается лозунгов, то в советское время их было, наверное, больше, чем у современных " глянцевых " психологов. Что-то мне подсказывает, что они хорошо " сплагиатили " уже отработанную методику, подкорректировав её под современные реалии.))
    Должен ли ребёнок пробовать свои силы в разных направлениях? Думаю, что да.
    Это было и в 60-х - 70-х годах даже в нашем Союзе. И, кстати, дети очень тонко чувствуют, к чему у них интерес ( в хорошем смысле, конечно же! ).
    Мне очень хотелось, чтобы моя дочь научилась играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Когда стали перебирать различные варианты, она вдруг заявила: " Хочу играть на арфе! " Ну... " Арфы нет - возьмите бубен! "(с)))
    Варианты с " бубном " не прошли, поэтому затею с музыкой оставили. Но открылись другие способности, что очень приветствовалось. И главное - это оказалось и к душе и не во вред учёбе, несмотря на то, что любое хобби занимает массу времени. Но, " счастливые часов не наблюдают ".
    А если бы я сумела её убедить играть на каком-нибудь " ненавистном " ей пианино? Ой, сколько бы мне потом всего пришлось выслушать!))

    Другой вопрос ( не менее важный ): перейдёт ли увлечение, например, спортом или музыкой в профессию и стоит ли на него тратить время, жертвуя синусами, логарифмами и т.д. Здесь всё зависит от физического ресурса ребёнка, поскольку в сутках всего 24 часа, и отдыхать он должен не менее восьми часов.
    Но если и спорт и музыка ( да пусть хоть коллекционирование фантиков от конфет! ))) - те увлечения, которые ребёнок, став взрослым, будет вспоминать как лучшее время
    своего детства, то пусть занимается тем, что ему нравится, а не сидит с тусклым взглядом и не вспоминает с горечью, что вот он собаку хотел, а ему хомячка навязали ( ну это я так, образно... )

  • Елена
    Елена1 год назадОтветить

    Вы описали мою ситуацию! Отучилась 2 года в художественной школе, и при переезде в другой город "категорически" отказалась учиться дальше... А всё из-за того, что мой рисунок несколько раскритиковала преподаватель новой школы. Я испугалась неудачи, но родителям сказала что просто сама не хочу. Родители не настояли... Сейчас мне 36 и я жалею, что в то время не получила пинка. Рисовать до сих пор тянет, но вот времени учиться уже нет

  • Лили
    Лили4 года назадОтветить

    Отличная статья , спасибо автору.

  • Маргарита
    Маргарита4 года назадОтветить

    Слава Богу! Нашёлся человек,который выразил то,что я давно-давно хотела сказать,но боялась! Спасибо автору!!!

  • Владимир
    Владимир4 года назадОтветить

    С возрастом понимаешь больше, чем в другие времена жизни. Вначале, когда стараемся отдать ребенка в какой-то кружок или секцию, мы отталкиваемся от природы ребенка: что ему больше нравиться. А дальше нужно просто работать и достигать высот, результатов. И объяснять ребёнку - в любом деле, которым он будет заниматься в жизни, нужно доводить его до конца, до успеха. Иначе в любом его занятии будут плохие результаты. А не счастливый "Хеппи энд".

  • Влад
    Влад4 года назадОтветить

    Огромное спасибо за то что вы написали данную статью, она очень полезна!

  • Ольга
    Ольга4 года назадОтветить

    Спасибо,Елена за искренние и мудрые слова. Просмотрела весь перечень Ваших статей в Фоме и огорчилась: к сожалению у нас слишком разная судьба, чтобы были интересны одни и те же темы. А жаль. Читать то приходится в основном " популярных психологов с не проработанными детскими травмами".

  • ирина
    ирина4 года назадОтветить

    Спасибо!очень полезно!

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь