
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Илия — один из самых почитаемых в Русской Церкви пророков. А ведь, в отличие от Исаии, Иеремии или Даниила, он не оставил нам ни книг, ни даже ярких пророчеств! На чем тогда основан его авторитет?
Еще в домонгольские времена на Руси было несколько храмов в честь Илии пророка. С именем этого ветхозаветного святого связаны многочисленные народные поговорки и присловья вроде известных «Илья пророк два часа уволок» или «С Ильина дня вода стынет». Все это свидетельствует: русский народ очень почитал Илию.
Конечно, приходится учитывать, что на Руси долго доживали свой век и языческие традиции, и Илию, вознесшегося на небо в огненной колеснице, часто сближали с образом громовержца Перуна. До сих пор нет-нет да и услышишь: «Илья пророк по небу на колеснице проехал», когда грохочет гром.
Такие формы «почитания» этого святого, конечно, очень далеки от христианства… Особенно если вспомнить, как непримиримо реальный пророк Илия относился к идолопоклонству и разным суевериям, захватившим израильтян в ту эпоху (IX век до Р. Х.).
Впрочем, любовь к пророку Илии не какая-то особенность Русской Церкви, его почитают христиане всего мира. Ведь имя этого пламенного проповедника Единого Истинного Бога упоминается в Новом Завете не реже, чем имя Моисея, передавшего людям Закон Божий. Более того, оба они — и Илия, и Моисей — лично участвовали в одном из событий евангельской истории: явились на горе Фавор и беседовали с преобразившимся Господом об ожидающей Его крестной смерти (Мф 17:1–6, Мк 9:1–8, Лк 9:28–36).

Из всех ветхозаветных праведников Господь удостоил беседы на Фаворе только двух — Моисея и Илию.
Почему Моисея — вроде бы понятно. Моисей единственный из всех израильтян говорил с Богом лицом к лицу; он вывел израильтян из Египта, где они были рабами, в землю обетованную; он написал первые пять библейских книг… Писание называет его кротчайшим из всех людей на земле (Чис 12:3).
Нрав Илии был гораздо более крутой. Выиграв состязание с языческими жрецами на горе Кармил и наглядно показав народу, что уповать следует на Одного-Единственного Бога, он лично расправился со всеми своими оппонентами (3 Цар 18:20–40). В другой раз — свел с неба огонь на стражу, явившуюся доставить его в царский дворец (4 Цар 1:5–15). Не очень похоже на то, что мы называем кротостью и милосердием…
Почему же тогда он оказался собеседником Господа на Фаворе? Кто-то, внимательно читавший Библию, даже мог бы сказать: понятно, если бы таким собеседником стал, к примеру, пророк Исаия, которого принято называть «ветхозаветным евангелистом» — так много в его книге пророчеств о Христе. Страдания Господа на Голгофе Исаия описал так подробно, словно сам стоял подле Креста (при том, что жил за 700 с лишним лет до этих событий). Или им мог бы стать пророк Даниил: тому были открыты и время явления в мир Сына Человеческого, и даже Его внешний облик…
А пророк Илия? От него не сохранилось никаких писаний, непонятно даже, что за пророчества он изрекал!

Тут нужно вспомнить, что пророк вовсе не обязательно предсказатель или создатель каких-то текстов: не оставил нам писаний, например, и Иоанн Предтеча, а Господь назвал его величайшим из пророков, рожденных женами (ср.: Лк 7:28). Библейский пророк — это человек, говорящий с народом от лица Бога, возвещающий Его волю. Именно это и делал пророк Илия.
Он обращался к своим современникам с настойчивым призывом: прекратите делать вид, что поклоняетесь Богу, раз одновременно вы приносите жертвы ВаалуВаал — языческий бог плодородия. — Прим. ред.: Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3 Цар 18:21).
Из книги пророка Малахии и от четырех апостолов-евангелистов мы знаем, что именно Илия вернется в мир накануне Второго Пришествия Господа Иисуса Христа и обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (Мал 4:6). Это значит, объясняет профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин, что Илие предстоит проповедью «выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа».
А в книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем, что в последние времена, когда весь мир подчинится власти антихриста, в Иерусалим явятся «два свидетеля», которые будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней и имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откр 11:3–6). Иоанн Богослов не назвал этих пророков, которые возвестят миру о Христе в дни всеобщего отступления от Него. Но один из них — точно пророк Илия, единодушно утверждают авторитетные толкователи книги Откровения. Ведь это он некогда затворил небо, чтобы не шел дождь на землю, а три с половиной года спустя помолился — и засохшая земля вновь приняла живительную влагу (3 Цар 17:1–7, 18:1–45).
Пророк Илия, возносящийся на небо в огненной колеснице и возвращающийся на землю с огненной проповедью в дни завершения мировой истории, — одна из ключевых фигур, связывающих Ветхий и Новый Завет воедино.
Почему таким «связующим звеном» оказался именно Илия?
Может быть, потому, что в этом пророке соединились две важные черты.
Во-первых, беззаветная преданность Богу и стремление ревностно проповедовать Его. И во-вторых, особенная чуткость к слову Божию. В Третьей книге Царств рассказывается, как, скрываясь от гнева царицы Иезавели, Илия искал встречи с Богом на горе Хорив. Явление Господа сопровождалось разными природными знамениями — сильным ветром, землетрясением, огнем, но Илия знал: ничто из этого не было явлением Самого Бога. Вместе с тем пророк уловил и нечто другое, подобное веянию тихого ветра (в церковнославянском варианте — глас хлада тонка). И то был Господь (3 Цар 19:11–12).
Для всякого постороннего Богу человека глас хлада тонка остался бы просто незамеченным. Но Илия узнал Господа и говорил с Ним. И эта способность слышать Бога сквозь шум и грохот мира — может быть, то главное, за что пророка Илию так ценит христианство.
Вы действительно не понимаете!? Разве Господу не верите!? Если Господь указал, что Иоанн креститель, это и есть Илия, то что вы противетесь слову Его!? Илия уже приходил и возвестил день Господень, но его казнили, отрубив голову. После этого, он предстал перед Господом в прежнем образе, ибо Иоанн креститель, это не отдельная личность, а Илия пророк, перерождённый в другом теле. Если бы церковь не противилась Богу, придумывая свои правила и догматы на вселенских соборах, то вы бы не усомнились бы в словах Сына Божьего, а так, вы сами себе анафемствуете признавая вселенские соборы, волей Божьей, ибо на последних 3 вы объявили анафему самому Отцу и Сыну Божьему!
Скорее всего вы не пропустите мой комментарий, тем самым, вы уподобитесь израильтянам, убивающим и затыкающим рот пророкам Божьим. Пусть Бог осудит вас если вы это сделаете, ибо Бог свидетель, я пытался возвать к голосу вашего разума и призвать верить словам Сына Божьего.
Вообще пророк, говоря о пришествии Илии, называет его фесвитянином (Мал. 4:5–6), а Иоанн Предтеча считается уроженцем Эйн-Карема. Уже здесь можно увидеть, что это разные люди. И принимая во внимание пророчества о втором пришествии (и конце времени), и другие слова Христа, которые Он говорит об Илие и об Иоанне логично считать, что Иоанн не сам Илия, а подобный Илие. Подобный в том смысле, что Илия подготовит людей ко второму пришествию, а Иоанн подготовил первое.
интересно как Илья и его друг будут пророчествовать,даже если Антихрист прийдет через 10лет,или 20ть,в Фэйсбуке,или Инстаграмме?Думаю в ближ.50лет все станет цифровое,под полн.контролем ,счета,права,паспорт,место жительство,твои траты,зарплаты.Их появление сразу заметят,у них не будет банковск.карт ,чтобы сделать покупку чипирован.товаров.Ну может Иисус Христос им документы оформит.Илья Фаерман.шучу☺,но если серьезно ,то любое их действие вызовет интерес тогдашней гос.машины.
Потому что в рай до воскрешения Христа Спасителя были взяты только Моисей Илия, остальные были в пду или в лоне Авраама. Неужели автор думает что с Господом встречался кто то из ада?
Цитирую автора :"Выиграв состязание с языческими жрецами на горе Кармил и наглядно показав народу, что уповать следует на Одного-Единственного Бога"
Отсюда вопрос?
Упование современных россиян и мольбы их к различным христианским святым, включая упование на различные Образы Богородицы, не являются ли проявлением многобожия и язычества?
Если обратить внимание на тексты молитв святым, то в них, как правило, содержится просьба помолиться Богу вместе с нами или за нас. Если проводить аналогию, это вроде как попросить маму поддержать твою просьбу папе. Короче говоря, христиане обращаются к святым не как к богам, а как к старшим товарищам.
С иконами примерно та же ситуация. Можно также провести аналогию: у Вас есть жена, и среди фотографий жены есть тот снимок, который нравится Вам больше всего. Когда Вы смотрите на него с любовью, или, возможно, даже целуете, разве Вы тем самым изменяете своей жене с фотографией (не берем сейчас в рассчет различные психо-сексуальные отклонения)? С иконами примерно то же - Вы можете найти то изображение Богородицы, которое по разным причинам кажется Вам наиболее интересным, но молитвы будут обращены все равно Богородице.
Люди часто выдают желаемое за реальное. Кого узрели апостолы можно только предполагать, так как они не представились и бейджиков на одежде не носили.
Относитесь критически к любой информации, даже если она кажется из весьма "достоверных" и "уважаемых" источников.
Примерно об этом речь идет в сюжете с апостолом Фомой.
Из Евангелий мы видим, что апостолы называют тех, кого они увидели. Если бы они ошиблись, неужели Христос не исправил бы их?
Михаил, сам ответь на вопрос:
-Есть ли дело Наставнику до учеников спустя годы, после того как он их покинул?
В момент Преображения Наставник не покинул своих учеников не то что на года, но даже на секунды. Более того, это скорее часть учеников покинула своего Наставника, заснув у горы.