В своих притчах Христос нередко строит сюжет вокруг темы денег. Одна из таких притч — короткая история о потерянной драхме. В ней рассказывается, как женщина, имеющая десять драхм, потеряла одну и начала тщательно искать ее по дому, для этого она зажгла свечи и начала мести пол. Когда же она нашла потерянную монету, то созвала подруг, чтобы они вместе с ней порадовались находке. Почему же женщина так обрадовалась найденной пропаже? Неужели она настолько нуждалась в деньгах?
Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 8–10).
Драхма — серебряная монета с портретом правителя — была мелкой денежной единицей. Один талант, фигурирующий в других евангельских притчах, был равен шести тысячам драхм. Потерять такую мелкую монету было легко, тем более что в домах простых иудеев было довольно темно (единственным источником света было небольшое окно ), а глинобитный пол был устлан сухим камышом или тростником. Именно поэтому женщина в притче зажгла свечи и начала мести пол — так она могла заметить поблескивание монеты или услышать ее звон.
Очевидно, найти такую мелкую монету было непростой задачей. Зачем тогда так упорно ее искать? На это есть несколько возможных причин. Самая очевидная — крайняя нужда женщины, имеющей только десять драхм. Однако некоторые исследователи выдвигают и другую гипотезу.
Дело в том, что в Древней Иудее драхму использовали не только как способ оплаты, но и как традиционное украшение. Замужние женщины носили головной убор, на котором были пришиты десять или более серебряных монет. А невеста выходила в таком виде к жениху, и это было чем-то вроде приданого. По закону эти монеты были неприкосновенны, их нельзя было отдавать в залог даже кредитору.
Потерять такую монету грозило женщине большими проблемами: муж мог подумать, что она их использовала не по назначению, наперекор его воле. И возможно, что именно о такой драхме идет речь в притче. Поэтому ее героиня так обрадовалась, найдя в полумраке, среди покрывающей пол сухой травы, маленькую драхму.
Давая своим слушателям оценить радость женщины, Христос сравнивает это чувство с той радостью, что испытывает Бог и Его ангелы «об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10). Христос обличает в этой притче книжников и фарисеев, обвиняющих Его в том, что Он общается и трапезничает с изгоями иудейского общества — мытарями и грешниками.
Размышляя над этой притчей Христа, святитель Иоанн Златоуст в своем толковании сравнивает потерянную драхму с Адамом после грехопадения, а женщину — с Самим Христом, искупившим грехи человечества: «Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам. Эту драхму, Адама, отторгнутую диавольской злобой, увлеченную в эту бездну жизни и погруженную в различные греховные удовольствия, пришедшая мудрость Божия обрела. Как обрела, возлюбленные? Она, придя с неба, берет скудельный светильник тела, зажигает светом божества, поставляет на подсвечнике креста, ищет драхму, вводит ее во двор и пастбище ангелов».