Андрей ЛОГИНОВ, полномочный представитель правительства РФ в Государственной Думе
На сознание современного ребенка действует миллион впечатлений, вызывающих калейдоскоп ощущений. Компьютерные игры, телевидение, огромные киноэкраны “с эффектом присутствия” — все это ярко, завораживающе, цепко держит воображение ребенка. От этого трудно уйти, поскольку таковы реалии современной цивилизации. А поколения наших предков ходили на церковные службы. В их жизни это было, возможно, главное духовное впечатление. Церковные обряды влияли на их психологию, церковный календарь — на физиологические ритмы. Все это веками впечатывалось в сознание. И, я сильно подозреваю, в нашу генетическую память. А в первые годы жизни ребенка, как мне кажется, эта генетическая память работает наиболее эффективно (в дальнейшем она вытеснится памятью социальной.) В это время ребенок естественным образом, без подсказки, не задумываясь, учится ходить, говорить, реагировать, перенимает основные правила поведения. И так же естественно через чувства, вне логики и сознания им будут восприниматься храм и церковная служба.
В более старшем возрасте приобщение к Церкви будет проходить сложнее. Мы начинаем смотреть на мир с точки зрения практической пользы, мыслим критически, а для веры нередко ищем серьезную доказательную базу. Для многих храм становится настоящим откровением, но часто мы видим, как человек, считая себя православным христианином, не очень понимает, зачем нужно ходить на церковную службу. Или идет на нее, переламывая себя. Остро сказывается недостаток опыта, навыка, привычки (в хорошем смысле этого слова) — быть внутри храма. Взрослому человеку и перекреститься-то в первый раз трудно, именно потому, что он раньше никогда этого не делал, и само движение кажется ему неестественным.
Если ребенок почувствует высокую поэтику церковной службы, проникнется этим, то его душа, несомненно, будет богаче. Это не то же самое, что посещение картинной галереи или концерта классической музыки. Приводя ребенка в церковь, взрослые показывают ему дорогу к спасению — ведь в этом смысл Церкви для христианина. Принуждать к этому, если вы почувствовали внутреннее сопротивление маленького человечка, недопустимо. Гораздо важнее попытаться разобраться во внутренних причинах, спросить духовного совета.
Галина ГОРЕНКО, доцент кафедры испанского языка МГИМО (У) МИД России
Детей в храм водить надо, причем обязательно. Это необходимо и детям, и родителям.
Для несмышленого малыша храм становится родным: он привыкает и не пугается бородатого дяденьки в черном, его не смущает ни множество народу, ни громкое пение — ему там хорошо. И это замечательное “домашнее” ощущение любви и защищенности, я уверена, не исчезнет бесследно, не оставит ребенка в будущем и поможет справиться с жизненными трудностями во взрослой жизни, как сейчас мы помогаем ему справляться с его детскими страхами. Моя двухлетняя Варя спрашивает: “Мамочка, в хъям пойдем к батюшке?” — “Ой, нет, Варюша, не успеваю” — “Нет, пойдем”. Она к этому тянется — стоит, молится как может, крестится. А глядя на своих малышей в храме, и мы научаемся верить в Бога по-детски, просто, свободно и открыто.
Душа у детей не маленькая, а такая же, как у нас. И она тоже трудится в храме, напитывается тем соком, который ей просто необходим. Если мы с ранних месяцев не будем внутреннее естество детей наполнять божественной благодатью, то души их заполнятся иным. Правду говорят, что свято место пусто не бывает. Есть враг человеческий, который не побрезгует ничем, не станет спрашивать, хотим ли мы его “помощи” или нет — выбить потом его оттуда будет куда сложнее.
Часто приходится слышать от родителей: “Зачем мы будем решать за ребенка, во что и в кого ему верить, зачем мы будем ограничивать его свободу выбора. Вот вырастет, пусть тогда сам и решает”. Это тривиальная боязнь ответственности. И это очень опасно — мы таким образом лишаем ребенка того искреннего сердечного чувства, которое во взрослом состоянии достигается только большими трудами и испытаниями.
Рождением малыша, которое мы, по недомыслию, приписываем только себе, и его “постановкой на ноги” не исчерпывается наша родительская миссия. После крещения мы не сдаем ребенка “на поруки Господу Богу”, а должны всячески культивировать и поддерживать искру Божию в ребенке. Ведь у нас же не возникает сомнений, лечить ребенка или нет, мы же не спрашиваем: “Делать ли тебе, Ванечка, эту прививку?” Так почему же подобные вопросы возникают в отношении его духовного здоровья? Задача родителей — приложить все усилия, чтобы, став взрослым, их ребенок сделал правильный выбор.
Надия СОЛИМАН АЛИ САЛЕМ, сотрудник журнала "Фома"
Я думаю, что совсем маленьких детей не стоит водить в храм на многочасовые службы. Я не раз видела, что для них это серьезное испытание — быстро устают, начинают плакать... Это отвлекает других верующих от молитвы и мешает священнику вести богослужение. Родителям тоже непросто столько времени стоять на службе с маленьким ребенком — и морально, и физически. Наверное, лучше приводить ребенка к Причастию, как это делают многие родители.
Мы не брали нашу дочку в церковь именно по этим причинам, пока ей не исполнилось три года. Могу сказать, что посещение храма благотворно влияет на нее, на ее отношение к окружающим. В храме открываются лучшие стороны человека, и малышка видит, что взрослые могут улыбаться, быть добрее и терпимее... В каком-то смысле в церкви открывается детское лицо взрослых и все встает на свои места. Думаю, для детей это важно — они начинают видеть, какими они могут стать или не стать.
Священники говорят, что дети в своей душевной чистоте лучше чувствуют Бога, чем мы, взрослые. Думаю, именно это имел в виду Христос, когда говорил: “Будьте как дети”. И поэтому мы не должны лишать своих детей присутствия в доме Божьем, даже если сами не вполне утвердились в своей вере. Образно выражаясь, если ты сам не любишь прогулки, не станешь же препятствовать своему ребенку бывать на свежем воздухе...
Моя дочь сделает свой выбор сама. И я уверена, что независимо от пути, который она изберет, посещения православного храма дадут ей много хорошего. А если она, повзрослев, станет верующей, перед ней не возникнет “неофитской” проблемы: незнание церковного этикета, чувство неловкости в храме... Она придет туда, как домой.
Дмитрий ЗАЙЦЕВ, председатель совета директоров управляющей компании "М.И.Р."
Знаете, есть удивительные примеры, как ребенка меняет храм. Маленький сын одной моей коллеги — большой непоседа, не может усидеть на месте. Когда приходит к нам в офис — начинает бегать, скакать, что-то раскидывать. А в храме он, наоборот, тихо стоит пару часов на службе. Думаю, сама атмосфера там особая, ведь храм — это дом Божий. А дети это очень чувствуют и воспринимают, поскольку они более открытые и чистые душой, чем взрослые. Поэтому для них очень важно, чтобы их водили в храм и причащали с самого маленького возраста.
Я уверен, что нужно водить детей в храм как можно чаще, будь они несмышленые или уже постарше. Ведь там на них нисходит Божия благодать — а это не зависит от возраста. Конечно, все должно быть логично и рационально, и не стоит заставлять ребенка выстаивать несколько часов без движения — любое насилие вызывает отторжение. Можно водить его не на всю службу целиком, выйти с ним на улицу на некоторое время, если он устал.
Юлия МЕНЬШОВА, актриса, телеведущая
То, что детей нужно водить в храм, для меня не вопрос. Вопрос в том, как сделать так, чтобы это не превратилось для них в рутину, в повинность. Лично мне очень помогла книга о детской исповеди, где на эту тему рассуждают священники.
Понятно, что родители, которые сами ходят в храм, стремятся чаще водить и своих детей на службу, причащать их. Но несмышленым детям (подчеркиваю, речь идет именно о маленьких детях, а не о более старшем возрасте) это часто дается очень нелегко. Они многого еще не понимают, устают на долгой службе, перестают относиться к ней серьезно, начинают плохо вести себя в храме — и порой никакие уговоры родителей на них не действуют. Храм перестает быть для этих детей местом, где живет Сам Господь. И родителям будет очень нелегко это преодолеть, если их дети, став старше, наотрез откажутся ходить в храм.
В упомянутой книге есть такой пример: одна многодетная мама приводит своих маленьких детей не на всю службу, а ближе к Причастию и нечасто, чтобы для них сохранилась таинственность. Они выстраиваются гуськом к Чаше, благоговейно подходят, причащаются и так же тихо выходят из храма.
То, что сказано в этой книге, очень убедительно ответило на мой вопрос, и я с этим согласилась: маленькому ребенку не стоит силой навязывать частое хождение в храм и многочасовые службы. Приучать ребенка к храму следует постепенно. Сначала это может быть раз в несколько месяцев. Но чем старше становится ребенок — тем чаще. А самое главное — это сохранить в нем ощущение храма как священного, особого места.
Татьяна БАРАНОВИЧ, профессор МИЭМ
“Навязывать ребенку собственные взгляды не нужно, он сам себе выберет путь, когда вырастет”, — такое мнение можно услышать часто. Лично я решительно против этого. Давайте тогда вообще не будем ничему учить детей. Пусть они и в школу не ходят — а вдруг им там будут что-то навязывать? Нет, ребенка необходимо воспитать, объяснить, что хорошо, а что плохо. А если, когда он вырастет, ему вдруг что-то не понравится, — вот тогда он сам и решит.
Наших дочерей мы, к сожалению, крестили поздно — одной было четыре года, другой семь, но с тех пор они всегда в храме. Наша внучка тоже регулярно причащается.
Приводить в храм детей, безусловно, нужно. Вера — это основа воспитания, без нее нельзя никак. Если мы хотим сформировать православное мировоззрение, то надо с самых малых лет приучать ребенка ходить в церковь, пытаться научить терпению, смирению... Правда, при этом важно соблюдать меру. Настоятель нашего храма отец Максим, например, рекомендует приводить маленьких детей только к Причастию — чтобы они не уставали и долгая служба не казалась им очень тяжелой.
Наталия АСТАХОВА, главный редактор издательства "Белый город"
Я не понимаю: что значит “несмышленых”? Что мы в этом понимаем? Пути Господни неисповедимы. Пусть даже это мой ребеночек, про которого уж, кажется, знаю все — но что я знаю? Ведь неизвестно даже, кто ближе ко Христу — его ли детская душа, не успевшая накопить багаж грехов, или моя...
Так что вести надо. Но только нужно, чтобы ребенок не оставался всегда “несмышленым”. Надо ему стараться показать, объяснить устройство храма, темы росписей, суть того или иного обряда. Надо рассказать евангельскую историю или житие святого, смотрящего с иконы. Пусть храм станет для него родным домом, где знаком каждый уголок.
Не надо бояться ставить перед ребенком “взрослые” проблемы — о смысле жизни, о добре и зле. Он может дать на них неожиданный и гениально простой ответ. Не забуду случай, как однажды вечером на семейном совете обсуждалась какая-то сложная ситуация. Пробегавший мимо пятилетний сынишка, услышав какой-то очередной печальный довод, остановился и сказал: “Деда, почему ты так переживаешь? Ты что, в Бога не веришь?..”
Нужно не только в храм вести, объяснять, рассказывать, но и, конечно, надо постараться найти чуткого, доброго батюшку. Чтобы малыша понимали, относились серьезно к его вопросам и проблемам. Вообще удивительно, как мы, заботясь о своем теле, не думаем о душе. Если заболели, сразу вызываем врача. Но как хорошо было бы, чтоб у каждой семьи был и свой “душевный семейный доктор”!..
Священник Андрей БЛИЗНЮК, преподаватель православной гимназии
В Евангелии есть прямая заповедь Божия о детях. Причем Господь не просто сказал, чтобы детям не препятствовали приходить к Нему, но что им принадлежит Царство Небесное (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).
Естественное свойство малыша — верить своим родителям, поэтому они легко могут объяснить даже несмышленым детям, что такое церковные Таинства и почему в них надо участвовать. И слова здесь не нужны. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что все это значимо и важно для его папы и мамы. Поэтому, прежде чем приводить несмышленых детей в Церковь, надо осознанно прийти туда самим родителям, впустить Христа в жизнь своей семьи.
Главное — избегать духовного насилия над детьми. Иногда приходится наблюдать, как родители заставляют малышей выстаивать богослужение от начала и до конца. Первые десять- пятнадцать минут проходят спокойно: ребенок очарован красотой храма, он смотрит на свечи, иконы и действительно искренне пытается молиться. А затем он устает, начинает бегать по храму, шуметь, играть и т. д. Сосредоточенно стоять и молиться в течение двух часов трудно даже взрослому, что уж тут говорить о малыше! Для него достаточно десяти минут, которые он проводит в храме перед Таинством Причастия.
Бывает и другой, более тонкий способ духовного насилия над ребенком. Его опасность в том, что это насилие осуществляется под благим лозунгом защиты прав и свободы ребенка. Парадокс в том, что защитники этих прав и свобод на самом деле отказывают детям в какой бы то ни было свободе и все решают за него: сейчас он маленький, ничего не понимает, а вот, мол, подрастет и сам сделает свой выбор. Здесь не учитывается только одно: вера, церковная жизнь — это не интеллектуальное упражнение для совершеннолетних, и начинается она не после получения паспорта. Оторвав малыша от мистической жизни Церкви, от Таинств, а значит, от богообщения, его могут лишить главной свободы — свободы стать самостоятельным человеком, свободы в сознательном возрасте противостоять греху.