Это произошло почти 1700 лет назад. Тогда майским днем жители Иерусалима стали свидетелями появления в небе огромного креста, сиявшего ярче солнца. Люди были поражены увиденным. По следам чудесного явления святитель Кирилл Иерусалимский написал императору Констанцию письмо, в котором объяснил его смысл.

Римская империя, весна 351 года. Уже ушел из жизни Константин Великий — человек, который сделал очень много для укрепления Римской империи и стабилизации экономики, провел важные реформы, положил начало новой христианской эпохе. На римский престол взошел его сын Констанций. Он тоже считал себя христианином, но в полном смысле слова таковым не был. Констанций исповедовал арианство — еретическое учение, осужденное на инициированном Константином Никейском (I Вселенском) Соборе. Преследования верующих возобновились, империи вновь грозили религиозные смуты и нестроения.

Читайте также:

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Но вот 7 (20) мая в третьем часу дня в небе над Иерусалимом появился сияющий крест — явление, подобное тому, что видел равноапостольный Константин перед битвой на Мульвийском мосту. Тогда, 28 октября 312 года, император победил своего соперника, узурпатора Максенция, и стал единоличным правителем Римской империи. Раскинувшись над Голгофой, где был распят Спаситель, до Елеонской горы, крест был виден из всех концов вечного города. Явление продолжалось несколько часов.

«В эти святые дни Пятидесятницы, мая седьмого дня, около девяти часов утра, явился превеликий крест, весь из света, на небе, над Святой Голгофой, простирающийся до святой горы Елеонской. Явился же он совершенно ясно не только одному или двум, но всем многочисленным жителям города, и не так — как некто мог бы подумать — мимолетно, словно в грезах, но — видимый очами над землей в течение многих часов. Светоносным блистанием превосходил он солнечные лучи, ибо, если бы не был таковым, то был бы побежден ими (солнечными лучами); и не был бы видим, если бы перед наблюдателями не испускал лучи, сильнейшие солнца», — писал в послании к императору Констанцию святитель Кирилл Иерусалимский, очевидец чудесного явления.

Столь очевидное знамение повергло людей в трепет. Многие язычники приняли христианство, а еретики признали свои заблуждения. Многие, но не Констатаций. Он продолжал упорствовать в ереси, даже прочитав письмо святителя Кирилла, в котором тот называл явление креста очевидным подтверждением истины христианства и описывал реакцию жителей: «В тот час горожане, объятые страхом и радостью от этого боговидения, во многом числе спешно собрались в святой церкви: юноши и старцы, мужи и жены, всякий возраст, и даже самые скрываемые девицы, жители города и иностранцы, христиане и язычники, пришедшие из других земель, — все единодушно, точно едиными устами, прославили чудотворящего Христа Иисуса, Господа нашего, Единородного Сына Божия, и действительно, на самом опыте познали, что христианское учение благочестия не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор 2:4), и не только людьми оно проповедуется, но и свидетельствуется с небес Богом (см. Евр 2:3–4)».

Преследования православных продолжались до самой смерти Констанция в 361 году и даже усилились, когда после него на престоле оказался другой противник христиан — Юлиан Отступник, последний римский император, пытавшийся возродить язычество и потерпевший сокрушительную неудачу. Но христиане Римской империи запомнили чудесное явление креста в иерусалимском небе и даже установили в честь него особый праздник. Для них, живших в это тревожное время, сияющий крест стал знаком утешения и напоминанием, что Бог не оставил Свою Церковь, а значит, правда и истина в конце концов восторжествуют.

0
20
Сохранить
Поделиться: