Чем риторика отличается от таких предметов, как русский язык и литература? К чему уже привело ее отсутствие в школьной программе? И как можно научиться грамотно и ярко выражать свои мысли самостоятельно? Рассказывает Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии.
Позвольте начать с решительного заявления: хорошую жизнь дурным языком не построишь. Согласитесь, грустно наблюдать людей, считающих себя вполне умными, но не способных выразить себя в слове и ясно выразить свои намерения. А кто из нас не мечтал говорить уверенно и убежденно в любых ситуациях?
Сегодня важно понимать, что общественное и личное благоденствие напрямую связаны с риторикой. Слово — повсюду, и в этом смысле вся наша жизнь — «сплошная риторика». Меня нередко приглашают на теле- и радиопередачи, вопросы которых сводятся к тому, где ставить ударение в словах «йогурт» или «мусоропровод», среднего ли рода слово «кофе», как научиться различать «надеть» и «одеть»?.. Либо к чему-то скандальному и скептичному: что не устраивает в преподавании русского языка, насколько плоха система ЕГЭ, почему у нас так много иностранных слов, или, что хуже всего, следует ли ввести сквернословие на телеэкраны… А вот о риторике не спрашивают. Между тем неумение вести содержательный диалог и есть результат недостаточного риторического знания.
Между прочим, Пушкин и его лицейские друзья были выучены, прежде всего, строгим учителем риторики и словесности Николаем Федоровичем Кошанским, который давал риторике следующее определение: «Риторика есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Что может быть важнее умения думать? А ведь мы сегодня плохо умеем управлять своими мыслями и чувствами и выражать свои идеи в нужном слове. От того так легко ввести нас в обман и манипулировать нашим сознанием, что мы не видим способы риторического обмана.
Владение риторикой показывает и уровень воспитанности человека. Что значит воспитать? — В том числе научить общаться, выражать свое мнение. В речи воплощается весь человек: его мысли, чувства, воля, духовные устремления, знания, стиль жизни. Едва ли в поговорке «язык мой — враг мой» имеются в виду люди воспитанные.
Нам сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). И хотя абсолютно совершенного человека не бывает, мы все-таки должны стремиться к тому, чтобы слово человеческое было подобно Слову Божию. Совершенствование речи тем важно, что многие грехи — от языка. Поэтому значение риторики гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.
Как работает риторика
В современной школе риторику преподают в основном факультативно. На обязательном уроке русского языка мы прежде всего учим правила орфографии и пунктуации, на обязательном предмете «литература» пишем сочинения с использованием задолго до нас придуманных, шлифованных мыслей, развиваем письменную речь, а развитие устной выносим куда-то на периферию учебного плана. Что делать, нашему бедному учителю некогда: надо заполнять бумаги для министерства, отчеты, вести журналы и выполнять множество работы, которая отвлекает от его реального дела.
Поэтому сегодня, когда риторика не является обязательной учебной дисциплиной (как было в классическом образовании), существует немало заблуждений о том, что она собой представляет и как работает. Риторика — не многословие и пустословие, не «красивоговорение». Она требует знаний, эрудиции, стараний и тренировки. Всякую речь, которую ритор собирается произнести публично, он предварительно готовит или продумывает.
Ритор не заливается соловьем — он говорит для людей, а не для самовыражения. Он вызывает у своей аудитории нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке с текстом выступления.
Он контролирует реакцию слушателей, видит заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Реплик из зала ритор не боится и реагирует на них спокойно, уверенно и полностью владея собой — своими мимикой, жестами, голосом. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений. Все его фразы связаны, они четкие и ясные.
Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать, и не забудет поблагодарить вас за внимание. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. И даже если ритор проигрывает, он проигрывает достойно.
Но самое главное, ритор говорит от сердца.
Искусство убеждения — меч обоюдоострый, поскольку им может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Но чтобы быть хорошим оратором, — прочитываем у древних, — надо прежде всего быть «хорошим человеком». Важно помнить, что нравственные законы во все времена остаются прежними, что основой нашего языкового общения должны быть духовность, нравственность, понятие об истинной красоте, что остроумие следует понимать в исходном значении этого слова как «острый ум», а не только как юмор.
Есть еще и такой совет: чтобы научиться хорошо говорить, нужно сначала научиться молчать. Умея молчать, начинаешь слушать. Умея слушать, начинаешь мыслить. И проверять: а мысли-то у тебя чистые или грязные?
Справка “Фомы”. Образцы русской ораторской классики
Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Пороховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки Т. П. Грановский,
В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке,
Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.
На заставке фрагмент фото TEDxSydney